Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа
Описание работы
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7 2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10 3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12 4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16 6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
За последние десятилетия Россия
пережила кризис идейно-нравственных
ценностей: обесценивание значимости
духовности привело к развитию негативных
явлений практически во всех сферах социальных
отношений. Сегодня все большее распространение
в детской среде получают недоброжелательность,
озлобленность, агрессивность. Причин
этому много. Взаимная нетерпимость и
культурный эгоизм через средства массовой
информации, социальное окружение детей,
семью все чаще проникают и в школу. При
этом следует учитывать, что российское
общество сложно по своему социально-классовому
и национальному составу.
Развитие толерантности является
объективной потребностью современного
общества. Поэтому активизируется процесс
поиска эффективных механизмов воспитания
детей в духе толерантности, а постановка
проблемы толерантного воспитания в условиях
поликультурной России является актуальной
тенденцией, имеющей социокультурную
и политическую значимость. Только толерантная
личность, способная конструктивно взаимодействовать
с окружающими, готова жить и работать
в непрерывно меняющемся современном
мире, способна смело разрабатывать собственные
стратегии поведения, самостоятельно
мыслить, осуществлять нравственный выбор
и нести за него ответственность перед
собой и обществом в целом. Толерантность
необходима для реализации прав человека
и достижения мира. Практическая подготовленность
ребенка к толерантному взаимодействию
состоит в приобретении умений и навыков
гибкого реагирования на различные социальные
воздействия, в формировании запаса творческих
решений реальных социально-психологических
задач, выработке потребности в нравственном
поведении, уверенности в своих возможностях.
В основе Федерального Государственного
Образовательного Стандарта Начального
Общего Образования лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает: воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества
на основе толерантности, диалога культур
и уважения многонационального, поликультурного
и поликонфессионального состава российского
общества.
Начинать воспитание качеств
толерантной личности нужно как можно
раньше. Дети копируют поведение близких
им людей, в первую очередь родителей.
Именно в семье закладывается такое качество,
как толерантность личности. При этом
в общеобразовательном учреждении так
же может осуществляться социально-педагогическая
деятельность по формированию толерантности.
В период смены ценностных ориентиров
нарушается духовное единство общества,
меняются жизненные приоритеты молодежи,
происходит разрушение ценностей старшего
поколения, а также деформация традиционных
для страны моральных норм и нравственных
установок. Актуальностью воспитания
толерантности обусловлена теми процессами,
которые тревожат мировую общественность,
так и российское общество. Прежде всего,
это рост различного вида экстремизма,
агрессивности, расширение зон конфликтов
и конфликтных ситуаций. Эти социальные
явления особо затрагивают молодёжь, которой
в силу возрастных особенностей свойственен
максимализм, стремление к простым и быстрым
решениям сложных социальных проблем.
Школа как социальный институт
имеет большие возможности для воспитания
у детей толерантности. Эти возможности
могут быть реализованы как в процессе
учебной, так и во внеучебной деятельности.
Именно в школьном сообществе у ребёнка
могут быть сформированы гуманистические
ценности и реальная готовность к толерантному
поведению. Для начальной школы проблема
воспитания толерантности актуальна сама
по себе. На этом жизненном этапе начинает
складываться взаимодействие между 20
— 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов,
с разным жизненным опытом и с несформированностью
коммуникативной деятельности. Для плодотворного
обучения в классе необходимо свести эти
противоречия в процессе взаимодействия
к некой общей основе. Ненасильственное,
уважительное отношение, гармонизация
отношений в классе, воспитание толерантности
способствуют развитию сотрудничества.
Сегодня решение задачи воспитания толерантности
должно пронизывать деятельность всех
социальных институтов и в первую очередь
тех, кто оказывает непосредственное воздействие
на формирование личности ребенка. Педагоги
часто сталкиваются с неблагоприятным
воздействием стереотипного мышления
членов семьи, антисоциальных норм неформальных
объединений, «героической» агрессивности,
пропагандируемой средствами массовой
информации.
Тема курсовой работы «Воспитание
толерантности у младших школьников в
школе».
Цель исследования: выявить
педагогические условия, методы и приемы
воспитания толерантности у младших школьников
в школе.
Объект исследования: процесс
воспитания толерантности младших школьников
в школе.
Предмет исследования: педагогические
условия воспитания толерантности младших
школьников в школ.
Задачи исследования:
-изучить теоретические
основы проблемы воспитания толерантности
младших школьников;
-выявить особенности
воспитания толерантности в младшем
школьном возрасте;
-определить педагогические
условия воспитания толерантности младших
школьников;
-провести диагностическое
обследование, направленное на выявление
уровня сформированности толерантности
младших школьников;
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-диагностической
литературы, тестирование, беседа, наблюдение.
База исследования: 3 «А» класс
МОАУ СОШ №26 г. Благовещенска
Выборка исследования: 27 человек
в возрасте от 9 до 10 лет.
1 Анализ понятия
«толерантность» в научной литературе
В настоящее время нельзя
говорить о толерантности как об окончательно
сформировавшемся и единообразно понимаемом
термине. Понятие «толерантность» формировалось
на протяжении длительного времени и постепенно
приобретало и накапливало все более разносторонние
значения, чтобы во всей полноте соответствовать
современности. В русском языке существуют
два слова со сходным значением - терпимость
и толерантность, причем первое из них
появилось в русском языке гораздо раньше
второго. Слово «терпимость» или «терпение»
(от глагола «терпеть») присутствует практически
во всех словарях русского языка и этимологических
словарях. С.И.Ожегов приводит такое определение:
«умение без вражды, терпеливо относиться
к чужому мнению, взглядам, поведению».
Как перевод (толерантность - терпимость,
снисходительность к кому - или чему-либо)
этот термин приведен в «Словаре иностранных
слов. Так в «Советском энциклопедическом
словаре» «толерантность» определяется
сходным образом: как «терпимость к чужим
мнениям, верованиям, поведению».
По мнению Г. В. Безюлевой и Г.М.Шеламовой
толерантность не является синонимом
вседозволенности и всепрощения. Человек
может оставаться при своем мнении и не
соглашаться с другими, но признавать
право на его существование. Толерантность
рассматривается как внутренняя позиция
каждого человека по отношению к другому,
как к свободной личности, признание и
уважение его права на отличие. При этом
общение, диалог строится на добровольном
и сознательном подавлении чувства неприязни
к другому исходя из позитива и отбрасывая
негатив [1].
В «Декларации принципов толерантности»
(ЮНЕСКО, 1995) мы можем найти следующие трактовки
данного понятия: толерантность означает
уважение, принятие и понимание многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Толерантности способствуют знания, открытость,
общение, свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность-не терпимое отношение
к несправедливости, не отказ от своих
или уступка чужим убеждениям, не снисхождение
или притворство, а активное отношение,
признание и уважение прав и свобод человека.
Взгляды одного человека не могут быть
навязаны другим: свобода придерживаться
своих убеждений и предоставление этого
права другим, отказ от догм и абсолютных
истин, признание различных людей по внешнему
виду, социальному положению, речи, поведению,
ценностям и права жить в мире, сохраняя
свою индивидуальность [8].
На психологическом уровне
толерантность представляется в виде
внутренней установки, добровольного
выбора на отношения к человеку вообще,
к другим людям и коллективам, которые
не навязываются, а приобретаются каждым
через систему воспитания и жизненный
опыт [21]. Повторение установочных ситуаций
через контакты в семье, социальной группе,
школе создает условия для постепенного
складывания фиксированных установок,
которые неприметно для человека и определяют
его жизненную позицию в целом ряде случаев,
и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.
Для развития толерантности человеку
отчасти приходится изменять собственные
установки. Поэтому необходимо понять
основные психологические составляющие
толерантности (эмпатия, коммуникативная
толерантность, принятие себя и принятие
других), которые в совокупности являются
отличительными признаками толерантного
человека.
Эмпатия-постижение, эмоционального
состояния, проникновение, вчувствование
в переживания, другого человека, то есть
понимание человека на уровне чувств,
стремление эмоционально откликнуться
на его проблемы. Эмпатия аккумулирует
в себе способность человека переживать
те же чувства, которые испытывает другой
человек, и является выражением психологического
принятия. Она проявляется в стремлении
оказать помощь и поддержку. Такое отношение
к людям способствует развитию гуманистических
ценностей, без которых невозможно полноценное
толерантное восприятие действительности.
Если человек чувствителен к боли других,
то он ограничивает собственную агрессию.
Коммуникативная толерантность
— это характеристика отношения личности
к людям, показывающая степень переносимости
ею неприятных или неприемлемых
по ее мнению, психических состояний,
качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность как черта
человека собирательна: в ней находят
отражение факторы воспитания, опыт общения,
культура, ценности, потребности, интересы,
установки, характер, темперамент,
эмоциональный стереотип поведения и
особенности мышления. Развитие толерантности
начинается с общения, и в нем же она находит
свою реализацию.На развитие коммуникативных
процессов влияет также самооценка общающихся,
которая является своего рода регулятором
поведения. Самооценка отражает степень
развития у человека чувства самоуважения,
ощущения собственной ценности и позитивного
отношения к себе. От нее зависит степень
критичности человека, требовательность
к себе, отношение к успехам и неудачам,
что влияет на процесс общения с другими,
эффективность деятельности и процесс
дальнейшего развития. Она тесно связанна
с уровнем притязаний человека, выбором
степени трудности целей [1].
Понимание толерантности может
быть достигнуто через уяснение проявлений
ее противоположности-интолерантности
(или нетерпимости). Деление на толерантную
и интолерантную личность достаточно
условно, однако склонность проявлять
себя так или иначе может со временем стать
устойчивой чертой характера человека
[16].Одним из первых обобщенную характеристику
толерантной личности дал Гордон Олпорт.
Он выделил следующие параметры:
- «ориентация на себя
(толерантный человек больше ориентирован
на личностную независимость, меньше
- на принадлежность внешним институтам
и авторитетам);
- потребность в определенности
(признает многообразие, готов выслушать
любую точку зрения и чувствует меньший
дискомфорт в состоянии неопределенности);
- меньшая приверженность
к порядку (толерантный человек
менее ориентирован на социальный
порядок, менее педантичен);
- способность к эмпатии
(склонность давать более адекватные
суждения о людях);
- предпочтение свободы, демократии
(для него не имеет значения
иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный
человек хорошо осведомлен о
своих достоинствах и недостатках
и не склонен во всех бедах
обвинять окружающих);
- ответственность (развито
чувство ответственности, не перекладывает
ответственности на других);
- защищенность (ощущение
собственной безопасности и убежденность,
что с угрозой можно справиться).
Таким образом, исходя из вышеизложенных
фактов, мы можем сделать вывод, что толерантность
выражается в стремлении достичь взаимопонимания
и согласия в процессе общения. В своем
исследовании мы будем опираться на определение
Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой: толерантность-
это морально-нравственное качество личности,
характеризующееся способностью человека
принимать другого во всем его многообразии,
признавать индивидуальность, уважать
свои и чужие мнения и взгляды.
2 Особенности воспитания
толерантности в младшем школьном возрасте
В период младшего школьного
возраста у детей возникают психологические
изменения и преобразования, которые делают
его сензитивным для формирования познавательного
отношения к миру, расширения социальных
контактов и соответствующих навыков
(З.Фрейд, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман
и др.) [23]. Социальная ситуация развития
в младшем школьном возрасте распадается
на отношения «ребенок – близкий взрослый»
и «ребенок – социальный взрослый». Главная
ее особенность – с поступлением в школу
ребенок впервые становится субъектом
общественно значимой и общественно оцениваемой
деятельности – учебной (В.В. Давыдов,
О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман
и др.) [25]. Учитель выступает как полномочный
представитель общества, носитель социальных
норм, правил, критериев оценки и контроля
(О.А.Карабанова, В.С.Мухина, Н.И. Непомнящая
и др.) [25]. Отношения со сверстниками также
преобразуются в две системы: игровые
– дружеские и отношения как с партнерами
по учебному сотрудничеству. Все это позволяет
констатировать факт расширения возможностей
формирования толерантности, поскольку
появляются новые субъекты идентификации.
Ведущая учебная деятельность предполагает
развитие способностей к самовоспитанию,
саморазвитию, самоизменению. Основной
результат учебной деятельности – изменение
самого субъекта этой деятельности (Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов и др.) [25].
В рамках деятельностного подхода
выделяют новообразования младшего школьного
возраста: анализ, рефлексия, внутренний
план действий, способность к генерализации
отношений в образной форме в восприятии
(О.А.Карабанова, В.В.Давыдов и др.). Расширяется
роль понимания в самопознании (Е.А.Сорокоумова).
Для нашего исследования важным является
развитие рефлексии как осознания человеком
своего действия и его планирование. Учебная
деятельность требует от ребенка ответственности
и способности ее формирования как черты
личности.Несомненным достоинством данного
возрастного периода является то, что
ребенок открыт влиянию взрослого (Л.А.Венгер,
Е.Е.Кравцова и др.). Следовательно, формирование
толерантности у младших школьников в
образовательной среде может быть не только
целесообразно, но и продуктивно.
Для начальной школы проблема
формирования толерантности актуальна,
поскольку на этом жизненном этапе начинает
складываться взаимодействие между детьми,
пришедшими из разных микросоциумов с
разным жизненным опытом и с несформированностью
коммуникативной деятельности. Для плодотворного
обучения в классе необходимо свести эти
противоречия в процессе взаимодействия
к некой общей основе, формированию корпоративной
культуры, основанной на ценностях толерантности,
как комплекса разделяемых всеми членами
класса ценностей, представлений, понятий
и убеждений, а также поведенческих норм
и артефактов, которые создает класс по
мере преодоления препятствий внутреннего
и внешнего характера на пути к успеху.