Анализ понятия «толерантность» в научной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7
2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10
3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12
4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16
6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 113.88 Кб (Скачать файл)

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для эффективного воспитания толерантности существует ряд педагогических условий, а так же свои методы и  приемы, которых бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

 

6 Диагностика уровня толерантности младших школьников

 

Учителю, приступая к воспитанию толерантности необходимо определить личный уровень толерантности учеников, затем проводить мониторинг качества воспитания толерантности. Существует проблема, с которой может столкнуться учитель- это нахождение эффективного мониторинга для выявления уровня сформированности толерантности у младшего школьника. В ходе изучения педагогико-диагностической литературы мы выявили комплекс диагностических методик, которые помогут учителю выявить уровень толерантности младшего школьника:

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова (Приложение А) [16];

2. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» Г.Айзенк (Приложение Б)[17];

3. Методика « Оценка поведения в конфликте» К. Томаса (Приложение В) [17];

4. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере деятельности  Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова (Приложение Г) [17];

5. Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников П.В. Степанов (Приложение Д) [17].

Мы в ходе исследовательской работы провели диагностические методики изучения толерантности детей по материалам ЮНЕСКО, автор Доминик де Сент Марс и «Особенности развития частной самооценки ребенка» Т. В. Дембо - С.Я. Рубенштейна  в 3 «А» классе МОАУ СОШ №26 г. Благовещенска, классный руководитель Малкова Людмила Григорьевна.

Мы получили результаты

 

Таблица 1. Результаты диагностики по выявлению самооценки и толерантности в 3 «А» класс 

   

Самооценка

Толерантность

ФИО

баллы

уровень

В кругу друзей

Окруж. мире

Дома

Итого

1

Элен А.

63,5

Завышенный

8

7

8

23

2

Алина А.

48

Высокий

8

7

7

22

3

Даша М.

42

Средний

8

8

8

24

4

Егор Р.

39

Средний

8

4

6

18

5

Юля Шк.

54

Высокий

8

7

7

22

6

Юля Ш.

52

Высокий

8

7

8

23

7

Яна Н.

21,5

Низкий

8

7

7

22

8

Настя Н.

70

Завышенный

8

8

8

24

9

Вика Г.

61

Завышенный

8

7

4

19

10

Надя Х.

43

Средний

8

8

6

22

11

Максим Мат.

46

Средний

8

8

8

24

12

Аврам Т.

43

Средний

8

8

7

23

13

Максим Г.

42

Средний

8

8

8

24

14

Никита П.

41,5

Средний

6

6

5

17

15

Максим М.

52,5

Высокий

8

8

6

22

16

Полина Б.

53

Высокий

8

7

8

23

17

Лев М.

46,5

Средний

8

6

6

20

18

Эвелина С.

60

Высокий

8

7

8

23

19

Егор С.

57

Высокий

8

7

5

20

20

Полина К.

41,5

Средний

8

8

6

22

21

Валерия Ш.

55,5

Высокий

8

8

7

23

22

  Алина Н.

61,5

Завышенный

8

8

8

24

23

Валера К.

63

Завышенный

8

8

7

23

24

Камилла К.

65

Завышенный

6

8

5

19

25

Костя В.

61,5

Завышенный

8

7

6

21

26

Дима  Г.

51

Высокий

5

7

5

17

27

Миша Ш.

28

Низкий

6

5

6

18


 

Предоставление результатов графически

Рис 1. Результаты диагностики по выявлению уровня толерантности и самооценки в 3 «А» классе

Количественный анализ результатов исследования:

  1. Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

Низкий уровень самооценки 8% (2 человека)

Средний уровень самооценки 33% (9 человек)

Высокий уровень самооценки 33% (9 человек)

Завышенный уровень самооценки 26% (7 человек)

  1. Методика изучения толерантности детей

Высокий уровень толерантности 100% (27 человек)

Качественный анализ результатов исследования:

В ходе исследования мы выяснили, что наша зависимость, выявленная в ходе теоретического исследования: одним из условий воспитания толерантности является высокая самооценка, подтвердилась. В классе преобладает высокий уровень самооценки, кроме двоих человек Яны Н. и Михаила Ш., это связанно с тем, что Михаил Ш. недавно перешел в этот класс и еще не совсем адаптировался, а у Яна Н. связанно с неустойчивым состоянием в семье (развод родителей).

Высокий уровень самооценке соответствует высокому уровню толерантности. Все учащиеся класса имеют высокий уровень сформированности толерантности. Результаты исследования вызвали сомнения в эффективности методики. Однако,  после беседы с классном руководителем выяснилось, что в классе ведет целенаправленная работа по данному направлению воспитания. Из чего мы делаем вывод, что высокий уровень толерантности-это результат работы учителя. Так же важно отметить, что методика изучения толерантности детей состоит из 3 серий (толерантность в окружающем мире, в кругу друзей, дома) учащиеся класса давали наибольшее количество правильных ответов в серии отведенной толерантности в кругу друзей, что еще раз подтверждает целенаправленность работы учителя в воспитании толерантности.

Таким образом, мы делаем вывод,  что уровень толерантности зависит от уровня самооценки. Так же важно отметить, что целенаправленная работа по воспитанию в данном направлении дает высокий результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Толерантность - это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Выражающееся в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения. Толерантность рассматривают с различных сторон (психологической, философской, через противоположное качество личности - интолерантность и педагогической). Основныепсихологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху. Выделяются основные направления в воспитании толерантности: Первым направлением является развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории. Второе направление предусматривает обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.Третье направление включает воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения и привитие идей альтруизма и уважения к другим. Четвертое направление основано на практической стороне воспитания толерантности путем формирования умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Выбор метода воспитания толерантности обуславливается выбором сферы деятельности ребенка, на которую хочет воздействовать учитель при своей работе по данному направлению. Приемы воспитания толерантности разделяют на группы: группу приемов связанных с организацией деятельности детей в классе; группу связанных с организацией диалоговой рефлексии; группу связанных с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Белюзева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Белюзева, Г.М. Шелемова. - М.:Вербум-М, 2003.-168с.

2.Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике / Г.В. Безюлева , Г.М. Шеламова. - М.: Издательский центр АПО, 2002, -С. 54-58.

3.Белюзева, Г.В. Тренинг «Толерантное общение» / Г.В Белюзева, Г.М. Шелемова. - М.: АПО, 2002.

4.Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности / С.В.  Бобинова /Начальная школа, 2004 №8. –с.76-78.

5.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.

6.Бузи, Р.С. Воспитание нравственных чувств у детей / Р.С. Бузи, Г.Н. Година Г. - М., 1989 г.

7.Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-М.: Просвещение, 2009.

8. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.:МГУ, 2001.

9. Димова, О.И. Воспитание толерантности младших школьников: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. И. Димова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008.- 169с.

10. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности / В.М. Золотухин. – Кемерово: Кузбас. гос. техн. ун-т, 1999.

11. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. / Е.Ю. Клепцова - М.: Академический Проект, 2004.-176 с.

12. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 1: Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

13.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотипное. - М.: русский язык, 1998.

14. Рожкова, М.И.  Воспитание толерантности у школьников. / М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, М.Я. Ковальчук - Ярославль, 2003, -С.33-46.

15.Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

16.  Солдатова, Г.У. Тренинг «Учимся толерантности»// На пути к толерантному сознанию. / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М.: Смысл,2000.

17. Стародубова, И.Д. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности (Психодиагностика толерантности). / И.Д. Стародубова - Николаевск-на-Амуре: НнАПК КМНС - филиал КГОУ СПО «ХПК», 2011- 13 с.

18.Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика/ Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2005, -С.36-55.

19. Степанова, Е.Н. Классному руководителю о классном часе. / Е.Н. Степанова. – М., 2002.

20.Строганова, Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). / Л.В. Строганова - М.: Педагогическое общество России, 2006.- 128с.

21.Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах ( доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО « Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997.

22.Шеламова, Г. М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. / Г.М. Шелемова.- Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003.

23.На пути к толерантному сознанию/ отв. ред. А.Г. Асмолов.-М.: Смысл, 2000.

24.  Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Www. psyedu. ru  / ISSN: 2074-5885  /  E-mail: Psyedu@mgppu. ru  2012, №2

25.Эльконин, Д.Б. Возрастная психология. / Д.Б. Эльконин - М.: ИПП, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

           

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

           

Если друг предал, надо отомстить ему

           

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

           

В споре может быть правильной только одна точка зрения

           

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

           

Нормально   считать,  что  твой  народ лучше, чем все остальные

           

С неопрятными людьми неприятно общаться

           

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

           

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

           

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

           

Беженцам   надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

           

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

           

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

           

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

           

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

           

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

           

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

           

Беспорядок меня очень раздражает

           

Любые   религиозные   течения   имеют право на существование

           

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

           

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

           

 

 

Обработка результатов

 
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» 1 балл, «полностью согласен» — 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» 6 баллов, «полностью согласен» — 1 балл). Затем полученные баллы суммируются. 
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22 
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

 

 Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 
22-60 — низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 
61-99 — средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 
100-132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования). 
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность: 2,4, 7, 11, 14, 18, 21.

  1. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

  1. Толерантность как черта личности: 3,5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Информация о работе Анализ понятия «толерантность» в научной литературе