Анализ понятия «толерантность» в научной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7
2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10
3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12
4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16
6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 113.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

МЕТОДИКА «САМОООЦЕНКА ЭМОЦОНАЛЬНЫХСОСТОЯНИЙ

Предложена Г. Айзенком. В предлагаемом варианте взяты 2 шкалы из четырех, относящихся к эмоциональным состояниям. 
 
Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит к вам, то за ответ ставится 2 балла, если подходит, но не очень – 1 балл, если совсем не подходит – 0. 
 
1. Не чувствую в себе уверенности. 
2. Часто из-за пустяков краснею. 
3. Мой сон беспокоен. 
4. Легко впадаю в уныние. 
5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях. 
6. Меня пугают трудности. 
7. Люблю копаться в своих недостатках. 
8. Меня легко убедить. 
9. Я мнительный. 
10. С трудом переношу время ожидания 
11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. 
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. 
16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 
18. Чувствую растерянность перед трудностями. 
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели. 
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 
 
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов, набранную по каждой шкале: шкала тревожности – ответы «да» на вопросы 1-10; шкала фрустрированности – ответы «да» на вопросы 11-20.

 
0-7 баллов – низкая выраженность склонности к данному состоянию.

 8-14 – средняя выраженность склонности.

15-20 – высокая выраженность склонности к состоянию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ  ПОВЕДЕНИЯ В  КОФЛИКТЕ   К. Томаса

 

Инструкция. Для оценки психологических особенностей  предлагается в каждой из 30 пар суждений, выбрать то, которое является наиболее типичным для вас, точнее характеризует ваше обычное поведение в конфликте. Отметьте выбранные варианты.

Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует.

 

 

1. а. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса.

    б. Чем обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь  обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

 

 

2. а. Я стараюсь найти  компромиссное решение.

    б. Я пытаюсь  уладить дело с учетом интересов  другого и моих собственных.

 

 

3. а. Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

    б. Я стараюсь  успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

 

 

4. а. Я стараюсь найти  компромиссное решение.

    б. Иногда я  жертвую собственными интересами  ради интересов другого человека.

 

 

5. а. Улаживая спорную  ситуацию, я все время стараюсь  найти поддержку другого.

     б. Я стараюсь  сделать все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

 

 

6. а. Я стараюсь избежать  возникновения неприятностей для  себя.

     б. Я стараюсь  добиться своего.

 

 

7.  а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

     б. Я считаю  возможным в чем-то уступить, чтобы  добиться другого.

 

 

8. а. Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

     б. Я первым  делом стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы.

 

 

9. а. Думаю, что не всегда  стоит волноваться из-за каких-то  возникающих разногласий.

    б. Я предпринимаю  усилия, чтобы добиться своего.

 

 

10. а. Я твердо стремлюсь  достичь своего.

      б. Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

 

 

11. а. Первым делом я  стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы.

б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

 

12. а. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

      б. Я даю  возможность другому в чем-то  остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

 

 

13. а. Я предлагаю среднюю  позицию.

       б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

 

 

14. а. Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его

взглядах.

      б. Я пытаюсь  показать другому логику и  преимущества моих взглядов.

 

 

15. а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить

наши отношения.

       б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 

 

16. а. Я стараюсь не задеть  чувств другого.

      б. Я пытаюсь  убедить другого в преимуществах  моей позиции.

 

 

17.  а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

       б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать  бесполезной напряженности.

 

 

18  а. Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность

настоять на своем.

      б. Я даю  возможность другому в чем-то  остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

 

19. а. Первым делом я  стараюсь ясно определить то, в чем состоят

все затронутые интересы и спорные вопросы.

      б. Я стараюсь  отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

 

 

20. а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

       б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

 

 

21. а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

       б. Я  всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы.

 

 

22. а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине

между моей позицией и точкой зрения другого человека.

      б. Я отстаиваю  свои желания.

 

 

23. а. Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания

каждого из нас.

б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за                               решение спорного вопроса.

 

 

24. а. Если позиция другого кажется ему важной, я постараюсь

пойти навстречу его желаниям.

      б. Я стараясь  убедить другого прийти к компромиссу.

 

 

25. а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

      б. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого.

 

 

26. а. Я предлагаю среднюю  позицию.

      б. Я почти  всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас.

 

 

27. а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      б. Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 

 

28. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

       б. Улаживая  ситуацию, я обычно стараюсь найти  поддержку у другого.

 

 

29. а. Я предлагаю среднюю позицию.

       б. Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

 

 

30. а. Я стараюсь не задеть  чувств другого.

      б. Я всегда  занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с другим  заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Обработка и интерпретация результатов. Выраженность формы поведения обследуемого в конфликтной ситуации определяется по количеству выделенных им суждений, являющихся проявлениями того или иного стиля.

 

Соревнование - За, 6б, 8а, 9б,10а, 13б, 14б,16б,17а, 22б,25а, 28а.

Приспособление – 1б,3б,4б,11б,15а, 16а,18а, 21а, 24а, 25б,27б,30а.

Компромисс — 2а, 4а, 7б,10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание - 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а,15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б.

Сотрудничество – 2б, 5а, 8б,11а,14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

По количеству совпадений можно сделать вывод о типичной для обследуемого форме поведения в конфликте относительно других форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова. 
 
1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком: 
а) да (0) 
б) не уверен (1) 
в) нет (2). 
2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми: 
а) в любом случае (2) 
б) иногда (1) 
в) только если на этом настаивают (0). 
3. Я склонен следить за проявлением своих чувств: 
а) всегда (2) 
б) иногда (1) 
в) редко (0). 
4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я: 
а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2) 
б) поступаю так иногда (1) 
в) уточняю неясности уже по ходу дела (0) 
 
5. Я проверяю свои действия во время работы: 
а) постоянно (2) 
б) от случая к случаю (1) 
в) редко (0) 
 
6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав:  
а) всегда (2) 
б) обычно (1) 
в) только если целесообразно (0) 
 
7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде: 
а) согласен (2) 
б) отчасти (1) 
в) не согласен (0) 
 
8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению: 
а) да (2) 
б) не всегда (1) 
в) нет (0) 
 
9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков: 
а) да (2) 
б) нечто среднее (1) 
в) нет (0) 
 
10. Если я краснею, я всегда чувствую это: 
а) да (2) 
б) иногда (1) 
в) нет (0) 
 
11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения: 
а) всегда (2) 
б) от случая к случаю (1) 
в) только когда уверен, что допустил ошибки (0) 
 
12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я: 
а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2) 
б) поступаю так иногда (1) 
в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0) 
13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню: 
а) обычно (2) 
б) иногда (1) 
в) редко (0) 
 
14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно: 
а) да (2) 
б) нечто среднее (1) 
в) нет (0) 
 
15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения: 
а) да (2) 
б) не уверен (1) 
в) нет (0) 
 
16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны: 
а) верно (2) 
б) не всегда (1) 
в) неверно (0) 
 
17. Если  при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности,  то я: 
а) не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше (0) 
б) поступаю так иногда (1) 
в) пытаюсь в них разобраться (2) 
 
18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей: 
а) да (0) 
б) иногда (1) 
в) нет (2) 
 
19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко: 
а) всегда следую этому правилу (2) 
б) иногда следую этому правилу (1) 
в) редко следую этому правилу (0) 
 
20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять: 
а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0) 
б) нечто среднее (1) 
в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2) 
 
21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями: 
а) почти всегда (0)  
б) иногда (1) 
в) редко (2) 
 
22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы: 
а) всегда (2) 
б) иногда (1) 
в) редко (0) 
 
23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам: 
а) правильно (2) 
б) не уверен (1) 
в) неправильно (0) 
 
24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами: 
а) всегда (2) 
б) иногда (1) 
в) редко (0) 
 
25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте: 
а) обычно (2) 
б) иногда (1) 
в) редко (0) 
 
26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду: 
а) согласен (0) 
б) не уверен (1) 
в) не согласен (2) 
 
27. В общении я: 
а) свободно проявляю свои чувства (0) 
б) нечто среднее (1) 
в) не выражаю своих чувств (2) 
 
28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом: 
а) да (0) 
б) нечто среднее (1) 
в) нет (2) 
 
29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение: 
а) да (0) 
б) не уверен (1) 
в) нет (2) 
 
30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах: 
а) да (2) 
б) нечто среднее (1) 
в) нет (0) 
31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю: 
а) верно (2) 
б) не всегда (1) 
в) неверно (0) 
32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею: 
а) правильно (2) 
б) не уверен (1) 
в) неправильно (0) 
33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой: 
а) верно (0) 
б) отчасти (1) 
в) неверно (2) 
34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие: 
а) правильно (0) 
б) не уверен (1) 
в) неправильно (2) 
35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства: 
а) правильно (2) 
б) нечто среднее (1) 
в) неправильно (0) 
36. При разговоре я предпочитаю: 
а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0) 
б) нечто среднее (1) 
в) сначала сформулировать мысль получше (2).

 
    О выраженности склонности  к самоконтролю в эмоциональной  сфере свидетельствуют ответы  по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35. 
    О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности: 4,4,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При этом 4,12,25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля, а 5, 11, 23 – текущего, т.е. самоконтроля. 
    О выраженности склонности к социальному самоконтролю: 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36. 
    Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии  с набранными по каждому ответу – от 0 до 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ   У ШКОЛЬНИКОВ

 

Степанов П.В.

 

Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Лучше всего, если опросник будет предложен школьникам дважды, причем второй раз - спустя год, два или три. В этом случае можно получить представление о динамике отношений к представителям иных культур.

Суть опросника такова: школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или не толерантной позиции человека по отношению к людям других культур.

Стремясь сделать результаты диагностики более достоверными мы при составлении данного опросника опирались на материалы таких опросников (схожих по процедуре проведения), как опросник Г. Айзенка - Г. Вильсогна и опросник, разработанный в Институте социологии РАН под руководством В.С. Магуна.

Условно выделено четыре уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это  проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.        

Информация о работе Анализ понятия «толерантность» в научной литературе