Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа
Описание работы
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7 2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10 3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12 4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16 6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Предложена Г. Айзенком. В предлагаемом
варианте взяты 2 шкалы из четырех, относящихся
к эмоциональным состояниям.
Инструкция: Предлагаем
вам описание различных психических состояний.
Если это состояние очень подходит к вам,
то за ответ ставится 2 балла, если подходит,
но не очень – 1 балл, если совсем не подходит
– 0.
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только еще воображаемых
неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. С трудом переношу время ожидания
11. Нередко мне кажутся безвыходными положения,
из которых можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают,
я падаю духом.
13. При больших неприятностях я склонен
без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не
учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая
ее бесплодной.
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты жизни иногда веду
себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.
20. Считаю недостатки своего характера
неисправимыми.
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов, набранную по
каждой шкале: шкала тревожности – ответы
«да» на вопросы 1-10; шкала фрустрированности
– ответы «да» на вопросы 11-20.
0-7 баллов – низкая
выраженность склонности к данному состоянию.
8-14 – средняя
выраженность склонности.
15-20 – высокая выраженность склонности
к состоянию.
Приложение В
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ
В КОФЛИКТЕ К. Томаса
Инструкция. Для оценки психологических
особенностей предлагается в каждой
из 30 пар суждений, выбрать то, которое
является наиболее типичным для вас, точнее
характеризует ваше обычное поведение
в конфликте. Отметьте выбранные варианты.
Утверждения повторяются, но
каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор
сделать трудно, но все равно необходимо.
Долго думать не следует.
1. а. Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за решение
спорного вопроса.
б. Чем обсуждать
то, в чем мы расходимся, я стараюсь
обратить внимание на то, с чем мы оба не
согласны.
2. а. Я стараюсь найти
компромиссное решение.
б. Я пытаюсь
уладить дело с учетом интересов
другого и моих собственных.
3. а. Обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего.
б. Я стараюсь
успокоить другого и главным
образом сохранить наши отношения.
4. а. Я стараюсь найти
компромиссное решение.
б. Иногда я
жертвую собственными интересами
ради интересов другого человека.
5. а. Улаживая спорную
ситуацию, я все время стараюсь
найти поддержку другого.
б. Я стараюсь
сделать все, чтобы избежать бесполезной
напряженности.
6. а. Я стараюсь избежать
возникновения неприятностей для
себя.
б. Я стараюсь
добиться своего.
7. а. Я стараюсь отложить решение
спорного вопроса, с тем чтобы со временем
решить его окончательно.
б. Я считаю
возможным в чем-то уступить, чтобы
добиться другого.
8. а. Обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего.
б. Я первым
делом стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
9. а. Думаю, что не всегда
стоит волноваться из-за каких-то
возникающих разногласий.
б. Я предпринимаю
усилия, чтобы добиться своего.
10. а. Я твердо стремлюсь
достичь своего.
б. Я пытаюсь
найти компромиссное решение.
11. а. Первым делом я
стараюсь ясно определить то,
в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
б. Я стараюсь успокоить другого
и главным образом сохранить наши отношения.
12. а. Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая может
вызвать споры.
б. Я даю
возможность другому в чем-то
остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
13. а. Я предлагаю среднюю
позицию.
б. Я
настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а. Я сообщаю другому
свою точку зрения и спрашиваю
о его
взглядах.
б. Я пытаюсь
показать другому логику и
преимущества моих взглядов.
15. а. Я стараюсь успокоить другого
и главным образом сохранить
наши отношения.
б. Я
стараюсь сделать все необходимое,
чтобы избежать напряженности.
16. а. Я стараюсь не задеть
чувств другого.
б. Я пытаюсь
убедить другого в преимуществах
моей позиции.
17. а. Обычно я настойчиво стараюсь
добиться своего.
б. Я
стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18 а. Если это сделает
другого счастливым, я дам ему
возможность
настоять на своем.
б. Я даю
возможность другому в чем-то
остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
19. а. Первым делом я
стараюсь ясно определить то,
в чем состоят
все затронутые интересы и спорные
вопросы.
б. Я стараюсь
отложить решение спорного вопроса,
с тем чтобы со временем решить его
окончательно.
20. а. Я пытаюсь немедленно преодолеть
наши разногласия.
б. Я
стараюсь найти наилучшее сочетание
выгод и потерь для нас обоих.
21. а. Ведя переговоры, я стараюсь
быть внимательным к желаниям другого.
б. Я
всегда склоняюсь к прямому
обсуждению проблемы.
22. а. Я пытаюсь найти позицию,
которая находится посередине
между моей позицией и точкой
зрения другого человека.
б. Я отстаиваю
свои желания.
23. а. Как правило, я озабочен
тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
б. Иногда я представляю возможность
другим взять на себя ответственность
за
решение спорного вопроса.
24. а. Если позиция другого кажется
ему важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
б. Я стараясь
убедить другого прийти к компромиссу.
25. а. Я пытаюсь показать другому
логику и преимущества моих взглядов.
б. Ведя
переговоры, я стараюсь быть внимательным
к желаниям другого.
26. а. Я предлагаю среднюю
позицию.
б. Я почти
всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить
желания каждого из нас.
27. а. Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может вызвать споры.
б. Если
это сделает другого счастливым,
я дам ему возможность настоять
на своем.
28. а. Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
б. Улаживая
ситуацию, я обычно стараюсь найти
поддержку у другого.
29. а. Я предлагаю среднюю позицию.
б. Думаю,
что не всегда стоит волноваться
из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а. Я стараюсь не задеть
чувств другого.
б. Я всегда
занимаю такую позицию в споре,
чтобы мы совместно с другим
заинтересованным человеком могли
добиться успеха.
Обработка и интерпретация
результатов. Выраженность формы поведения
обследуемого в конфликтной ситуации
определяется по количеству выделенных
им суждений, являющихся проявлениями
того или иного стиля.
По количеству совпадений можно
сделать вывод о типичной для обследуемого
форме поведения в конфликте относительно
других форм.
Приложение Г
ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ
САМОКОНТРОЛЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.С. Никифоров, В.К. Васильев,
С.В. Фирсова.
1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным
человеком:
а) да (0)
б) не уверен (1)
в) нет (2).
2. Я уступаю место в городском транспорте
пожилым людям и пассажирам с маленькими
детьми:
а) в любом случае (2)
б) иногда (1)
в) только если на этом настаивают (0).
3. Я склонен следить за проявлением своих
чувств:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0).
4. Если в полученном задании что-то остается
для меня непонятным, я:
а) всегда уточняю все неясности до выполнения
задания (2)
б) поступаю так иногда (1)
в) уточняю неясности уже по ходу дела
(0)
5. Я проверяю свои действия во время работы:
а) постоянно (2)
б) от случая к случаю (1)
в) редко (0)
6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент,
я предпочитаю подождать, пока не буду
убежден, что прав:
а) всегда (2)
б) обычно (1)
в) только если целесообразно (0)
7. Считаю, что каждая конкретная ситуация
требует определенного стиля в одежде:
а) согласен (2)
б) отчасти (1)
в) не согласен (0)
8. Обычно я высказываю свое мнение после
старших по возрасту и положению:
а) да (2)
б) не всегда (1)
в) нет (0)
9. Мне нравится работа, требующая добросовестности,
точных навыков:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)
10. Если я краснею, я всегда чувствую это:
а) да (2)
б) иногда (1)
в) нет (0)
11. В процессе работы я стараюсь проверить
правильность ее выполнения:
а) всегда (2)
б) от случая к случаю (1)
в) только когда уверен, что допустил ошибки
(0)
12. Если у меня возникают сомнения в том,
правильно ли я понял смысл прочитанного
служебного текста, то я:
а) еще раз перечитываю неясное место в
тексте (2)
б) поступаю так иногда (1)
в) не предаю этому значения, перехожу
к очередному этапу работы (0)
13. По окончании работы привожу свое рабочее
место в порядок, готовлю его к следующему
рабочему дню:
а) обычно (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)
14. Я довольно требовательный человек
и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось
по возможности правильно:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)
15. В своих поступках я всегда стараюсь
тщательно придерживаться принятых в
обществе правил поведения:
а) да (2)
б) не уверен (1)
в) нет (0)
16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые
мне очень неприятны:
а) верно (2)
б) не всегда (1)
в) неверно (0)
17. Если при чтении инструкции я встречаю
какие-либо неясности, то я:
а) не обращаю на них внимания, продолжаю
читать дальше (0)
б) поступаю так иногда (1)
в) пытаюсь в них разобраться (2)
18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться
на людей:
а) да (0)
б) иногда (1)
в) нет (2)
19. В общественных местах я стараюсь не
говорить громко:
а) всегда следую этому правилу (2)
б) иногда следую этому правилу (1)
в) редко следую этому правилу (0)
20. Ошибки в выполненной работе следует
исправлять:
а) только в тех случаях, если кто-то на
них укажет (0)
б) нечто среднее (1)
в) не дожидаюсь, когда другие укажут на
них (2)
21. Когда я сильно переживаю по какому-то
поводу, то перестаю следить за своими
действиями:
а) почти всегда (0)
б) иногда (1)
в) редко (2)
22. Когда я планирую свою деятельность,
то предусматриваю время на проверку выполненной
работы:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)
23. При выполнении задания я удовлетворяюсь
только тогда, когда должное внимание
уделено всем мелочам:
а) правильно (2)
б) не уверен (1)
в) неправильно (0)
24. Выступая перед аудиторией, я старюсь
следить за своим голосом и жестами:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)
25. Не приступаю к работе, пока не буду
убежден, что все необходимое для этого
уже лежит на своем обычном месте:
а) обычно (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)
26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять,
выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:
а) согласен (0)
б) не уверен (1)
в) не согласен (2)
27. В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства (0)
б) нечто среднее (1)
в) не выражаю своих чувств (2)
28. Если я невольно нарушил правила поведения,
находясь в обществе, то я скоро забываю
об этом:
а) да (0)
б) нечто среднее (1)
в) нет (2)
29. Иногда мне говорят о том, что в моем
голосе и манерах излишне проявляется
возбуждение:
а) да (0)
б) не уверен (1)
в) нет (2)
30. Я поддерживаю порядок в своей комнате,
все вещи всегда лежат на своих местах:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)
31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда
не опаздываю:
а) верно (2)
б) не всегда (1)
в) неверно (0)
32. Под влиянием момента я редко говорю
вещи о которых потом очень сожалею:
а) правильно (2)
б) не уверен (1)
в) неправильно (0)
33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно
что-то рассказываю, моя речь становится
несколько сбивчивой:
а) верно (0)
б) отчасти (1)
в) неверно (2)
34. Я ем с таким удовольствием, что при
этом не всегда аккуратен, как другие:
а) правильно (0)
б) не уверен (1)
в) неправильно (2)
35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы
скрыть свои чувства:
а) правильно (2)
б) нечто среднее (1)
в) неправильно (0)
36. При разговоре я предпочитаю:
а) высказывать мысли так, как они приходят
мне в голову (0)
б) нечто среднее (1)
в) сначала сформулировать мысль получше
(2).
О выраженности склонности
к самоконтролю в эмоциональной
сфере свидетельствуют ответы
по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35.
О выраженности склонности к самоконтролю
в деятельности: 4,4,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При
этом 4,12,25 направлены на выявление степени
выраженности предварительного контроля,
а 5, 11, 23 – текущего, т.е. самоконтроля.
О выраженности склонности к социальному
самоконтролю: 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34,
36.
Степень выраженности склонности к самоконтролю
(по видам и общей) определяется набранной
суммой баллов (в соответствии с набранными
по каждому ответу – от 0 до 2).
Приложение Д
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ
Степанов П.В.
Определить эффективность деятельности,
в том числе и воспитательной, можно по
ее результату. В данном случае, по тем
изменениям, которые происходят в личности
ребенка. Лучше всего, если опросник будет
предложен школьникам дважды, причем второй
раз - спустя год, два или три. В этом случае
можно получить представление о динамике
отношений к представителям иных культур.
Суть опросника такова: школьников
просят ответить на вопрос, насколько
они согласны или не согласны с содержащимися
в опроснике утверждениями. Каждое из
таких утверждений представляет собой,
в явной или скрытой форме, выражение толерантной
или не толерантной позиции человека по
отношению к людям других культур.
Стремясь сделать результаты
диагностики более достоверными мы при
составлении данного опросника опирались
на материалы таких опросников (схожих
по процедуре проведения), как опросник
Г. Айзенка - Г. Вильсогна и опросник, разработанный
в Институте социологии РАН под руководством
В.С. Магуна.
Условно выделено четыре уровня:
высокий и невысокий уровни толерантности,
а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Высокий
уровень интолерантности выражается в сознательном
отказе признавать,
принимать и понимать представителей
иных культур. Это проявляется в склонности
человека характеризовать культурные
отличия как отклонения от некоей нормы,
как девиантность, в нежелании признавать
равные права на существование тех, кто
имеет иной физический облик или разделяет
иные ценности. Это проявляется в ярко
выраженном отрицательном отношении к
таким отличиям, демонстративной враждебности
и презрении к таким людям, в желании «очистить»
от них пространство собственного бытия.
Это проявляется в нежелании даже попытаться
взглянуть на те или иные жизненные ситуации
с точки зрения другой культуры. Это вполне
осознанная, отрефлексированная позиция.
Школьники, занимающие такую экстремистскую
позицию, как правило, выделяются своим
поведением, определенного рода публичными
высказываниями, а иногда даже и внешним
видом.