Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа
Описание работы
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 7 2 Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте 10 3 Направления и принципы воспитания толерантности младших школьников в школе 12 4 Педагогические условия, методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников в школе 16 6 Диагностика уровня толерантности младших школьников 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что данный возраст характеризуется
сензитивностью к воздействиям взрослого,
в этот период происходит расширение сферы
социального взаимодействия и, как следствие,
увеличиваются возможности для формирования
толерантности в начальной школе.
3 Направления и принципы
воспитания толерантности младших школьников
в школе
В педагогической деятельности
толерантность может рассматриваться
в качестве одной из целей воспитания
подрастающего поколения и в качестве
средства решения задач образовательного
процесса. Воспитание толерантности подразумевает
процесс целенаправленного формирования
нравственных, толерантных качеств личности
на основе развития гуманистического
мировоззрения, позитивного отношения
к другим людям, явлениям и предметам окружающей
среды, проявляемых в поведении. В воспитательном
процессе приоритетным является не уяснение
или запоминание нравственных образцов,
а выявление неоднозначных ситуаций, а
создание условий для осознания их человеком
с разных уровней, позиций, сторон, обеспечение
самостоятельного нахождения вариантов
разрешения затруднений, анализ каждого
выбора с позиции толерантности, принятие
решения и практическая реализация. Основные
направления, выделенные Г. В. Безюлевой
и Г.М.Шеламовой, формирования толерантности
в процессе обучения и воспитания подрастающего
поколения [1].
Первым направлением является
развитие и воспитание учащихся в духе
открытости, понимания и принятия других
народов, признание ценности многообразия
культур и истории. В рамках данного направления
основные положения и принципы толерантности
реализуются через решение задач поликультурного
образования, включающих овладение учащимися
знаниями истории и культуры своего народа,
формирование представлений о многообразии
культур в мире и воспитание положительного
отношения к ним и прошлому своего народа.
Средствами развития служат расширенные
программы и курсы по истории, разработка
учебников по политической географии,
этнической истории и этнокультурологии.
Школьники знакомятся с историей, культурой,
религией различных национальностей.
Воспитательная цель данного направления
заключается в подготовке детей к предупреждению
ситуаций, порождающих межэтническую,
эмоциональную напряженность. Исходным
принципом данного направления является
осознание перехода от «человека образованного»
к «человеку культуры».
Второе направление предусматривает
обучение по использованию мирных средств
для разрешения разногласий и конфликтов,
отказ от насилия. Воспитание толерантности
состоит в утверждении ценности человеческого
достоинства и неприкосновенности каждой
человеческой личности. Во всех декларациях
прав человека и международных стандартах
— это главный мотив осуществления усилий
по достижению мира и установлению демократических
форм правления как полной противоположности
нетерпимости.Уважение и терпимость к
другим точкам зрения и мнениям представляют
собой «интеллектуальные добродетели»
и являются составляющими нравственных
принципов человека. Развивая у учащихся
миролюбие, необходимо делать акцент на
таких понятиях, как мир, свобода, равенство,
личность, взаимодействие, демократия,
права, ответственность, справедливость.
В системе школьного и профессионального
образования при изучении социально-гуманитарных
дисциплин необходимо обсуждать последствия
проявления вражды и нетерпимости в мире,
геноцидов, расовых и этнических конфликтов,
религиозных войн и давать им объективную
оценку. Недопустимо доминирование интерпретаций
только собственного народа или группы
как жертвы и страдальца в результате
действий других народов. Современная
система обучения и особенно воспитания
предполагает разъяснение прав человека
и форм проявления нетерпимости.
Третье направление включает
воспитание учащихся в духе мира, терпимости,
гуманного межнационального общения и
привитие идей альтруизма и уважения к
другим. Только люди, лишенные высокомерия,
предрассудков и предубеждений в отношении
других народов, религий, полов, поколений,
обладают этической толерантностью, способны
свободно, сдержанно и ответственно выражать
собственные суждения, позиции, мнения,
не нанося вреда окружающим. Знания основ
терпимости, понятий «толерантность»,
«толерантные отношения» выступают эффективным
средством формирования духовного начала
и творческого сознания личности. В этом
случае знания, приобретаемые учениками,
выступают как инструмент, с помощью которого
происходит познание мира, нравственное
становление личности.
Четвертое направление основано
на практической стороне воспитания толерантности
путем формирования умений и навыков конструктивного
общения в ситуациях проявления различий
между людьми, разногласий и конфликтов,
развития умений эффективного взаимодействия
с представителями различных этнических
культур. Диалог не только рассматривается
в качестве приема усвоения знаний и умений,
но и определяет стиль межличностного
взаимодействия в учебном процессе.
Успешность решения проблемы
воспитания толерантности зависит от
того, как в деятельности педагогов реализуется
ряд принципов.
1.Принцип субъектности. Требует
опоры на активность самого
ребенка, стимулирования его самовоспитания,
сознательного поведения и самокоррекции
в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности.
Требует соответствия содержания
и средств воспитания социальной
ситуации, в которой организуется
воспитательный процесс. Задачи
воспитания ориентированы на
реальные отношения, складывающиеся
между различными группами людей
в данном социуме.
3. Принцип индивидуализации.
Предполагает определение индивидуальной
траектории воспитания толерантного
сознания и поведения, выделение
специальных задач, соответствующих
индивидуальным особенностям и
уровню сформированности толерантности
у ребенка; определение особенностей
включения детей в различные
виды деятельности, раскрытие потенциалов
личности, как в учебной, так и
во внеучебной работе, предоставление
возможности каждому учащемуся для самореализации
и самораскрытия.
4.Принцип рефлексивной
позиции. Предполагает ориентацию
на формирование у детей осознанной
устойчивой системы отношений
школьника к какой-либо значимой
для него проблеме, вопросу, проявляющихся
в соответствующем поведении
и поступках.
5. Принцип создания толерантной
среды. Требует формирования в
учебном заведении гуманистических
отношений, в основе которых лежит
реализация права каждого на
своеобразное отношение к окружающей
среде, самореализация в различных
формах. Создание толерантной среды
предлагает взаимную ответственность
участников педагогического процесса,
сопереживание, взаимопомощь, способность
вместе преодолевать трудности.
Этот принцип также означает,
что в классе и социальном
окружении доминируют творческие
начала при организации учебной
и внеучебной деятельности, при этом
творчество рассматривается учащимися
и педагогами как универсальный критерий
оценки личности и отношений в коллективе.
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что воспитание толерантности в
начальной школе имеют различные направления
и принципы их реализации.
4 Педагогические
условия, методы и приемы воспитания толерантности
у младших школьников в школе
Педагогические условия, при
которых возможно формирование толерантности
по Г. В. Безюлевой и Г.М.Шеламовой [2]:
1.Создание единого толерантного
пространства образовательного учреждения;
2.Формирование установки на
толерантность, состоящую в готовности
и способности руководителей образовательных
учреждений, педагогов и учащихся к равноправному
диалогу через синергетическое взаимодействие;
3.Вариативное использование
методов обучения и воспитания, активизирующих
развитие толерантности учеников;
4.Развитие навыков коммуникативной
толерантности всех участников образовательного
процесса;
5.Реализация программ повышения
психолого-педагогической компетентности
педагогических работников;
6.Организация просвещения учащихся
с целью повышения уровня информированности
по проблеме толерантности;
7.Обеспечение личностно-ориентированного
взаимодействия педагогов и учащихся
в учебном и воспитательном процессе и
внеучебной деятельности, при котором
реализуются навыки коммуникативной толерантности
и возникают предпосылки для успешного
развития толерантных качеств.
Методы воспитания толерантности
- это способы формирования у детей готовности
к пониманию других людей и терпимому
отношению к их своеобразным поступкам.
Рожкова М.И., Байбородова Л.В. Ковальчук
М.А. выделяют следующие методы воспитания
толерантности [14]:
В интеллектуальной сфере
необходимо формировать объем, глубину,
действенность знаний о ценностях толерантности.
При воздействии на интеллектуальную
сферу используется, прежде всего, метод
убеждения. Убеждение предполагает разумное
доказательство необходимого толерантного
поведения. Убеждению соответствует
самоубеждение — метод самовоспитания,
который предполагает, что дети осознанно,
самостоятельно, в поиске решения какой-либо
социальной проблемы формируют у себя
комплекс взглядов. В основе этого формирования
лежат логические выводы, сделанные самим
ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо
формировать характер нравственных переживаний,
связанных с нормами или отклонениями
от норм и идеалов: жалость, сочувствие,
доверие, благодарность, отзывчивость,
самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание
толерантности приносит плоды только
в том случае, если оно происходит в правильном
эмоциональном тоне, если педагогу удается
сочетать требовательность и доброту.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную
сферу ребенка, является внушение. Под
внушением понимают такое психическое
воздействие, словесное или образное,
которое вызывает некритическое восприятие
и усвоение какой-либо информации.
Методы воздействия на мотивационную
сферу включают стимулирование, в основе
которого лежит формирование у детей осознанных
побуждений их жизнедеятельности. В результате
стимулирования толерантного поведения
должна формироваться устойчивая мотивация
терпимого отношения к людям, блокирующая
агрессивные поступки детей. Стимулирование
может осуществляться в различных вариациях.
Одобрительный взгляд, одобрительная
фраза, когда ребенок изменяет свое поведение
в позитивную сторону. Стимулирует толерантное
поведение организация общения и совместной
деятельности представителей различных
национальных и социальных групп.
В волевой сфере нужно формировать
нравственно-волевые устремления в реализации
толерантного поведения: мужество, смелость,
принципиальность в отстаивании нравственных
идеалов. Здесь важно не столько то, что
личность ставит цели, сколько то, как
она их реализует, на что пойдет личность
ради достижения целей. Методы воздействия
на волевую сферу с целью воспитания толерантности
предполагают: развитие у детей инициативы,
уверенности в своих силах; развитие настойчивости,
умения преодолевать трудности для достижения
намеченной цели; формирование умения
владеть собой (выдержка, самообладание);
совершенствование навыков самостоятельного
поведения и т. д. В сфере саморегуляции
в качестве оценивающего выступает сам
субъект и его субъективные параметры
оценки. Саморегуляция осуществляется
как система внутреннего обеспечения
направленности действия при наличии
множества внешних условий, возможностей,
задай. К ним можно отнести метод коррекции
поведения. Метод коррекции направлен
на то, чтобы создать условия, при которых
ребенок внесет изменения в свое поведение
в отношениях с людьми. Коррекция невозможна
без самокоррекции. Ребенок часто может
сам изменить свое поведение и регулировать
свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
В предметно-практической сфере
необходимо развивать способность совершать
нравственные поступки, честно и добросовестно
относиться к действительности; умение
оценить нравственность поступков; умение
оценить поведение современников с точки
зрения моральных норм.
В экзистенциальной сфере
требуется формировать сознательное отношение
к своим действиям, стремление к нравственному
самосовершенствованию, любовь к себе
и другим, заботу о красоте тела, речи,
души, понимание морали в себе. Эта сфера
помогает человеку вступать в определенные
отношения с другими людьми. Она характеризуется
умением человека управлять своими отношениями.
Метод дилемм заключается в совместном
обсуждении школьниками моральных дилемм.
К каждой дилемме разрабатываются вопросы,
в соответствии с которыми строится обсуждение.
По каждому вопросу дети приводят убедительные
доводы «за» и «против». Анализ ответов
полезно провести по следующим признакам:
выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Для педагогической теории
и практики важно классифицировать приемы
воспитания. Классификация дает возможность
упорядочить приемы и представить их педагогический
потенциал в целостном виде: выявить сходство
и отличие между ними, определить их место
в процессе формирования личности, указать
на те конкретные действия, которые они
оказывают в воспитательном процессе.
При выборе основания для классификации
приемов следует принять во внимание то,
каким образом педагог добивается изменений
в отношениях с учеником и его отношениях
с окружающими. Можно выделить три группы
приемов воспитания толерантности.
Первая группа приемов связана
с организацией деятельности детей в классе.
Прием «Эстафета». Классный
руководитель так организует деятельность,
чтобы в процессе ее организации взаимодействовали
бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог
так организует деятельность детей, чтобы
от помощи друг другу зависел успех совместно
организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог
в разговоре с детьми старается подчеркнуть
лучшие черты каждого. При этом его оценка
должна быть объективна и опираться на
конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов».
Во время беседы педагог стремится к тому,
чтобы дети поняли то, что не всегда правильным
может быть общественное мнение. Начать
такой разговор можно с примера, как ошибается
зал, подсказывая во время игры «Хочу быть
миллионером»
Прием «Истории про себя». Применяется
тогда, когда педагог хочет, чтобы дети
больше были информированы друг о друге
и лучше поняли друг друга. Каждый может
сочинить историю про себя и попросить
друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам».
На период выполнения того или иного творческого
задания устанавливаются правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся: в каком
порядке, с учетом каких требований можно
вносить свои предложения, дополнять,
критиковать, опровергать мнение своих
товарищей. Такого рода предписания в
значительной мере снимают негативные
моменты общения, защищают «статус» всех
его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся
«по цепочке» высказываются на тему отношений
с различными группами людей: одни начинают,
другие продолжают, дополняют, уточняют.
От простых суждений (когда главным является
само участие каждого ученика в предложенном
обсуждении) следует довести соответствующие
ограничения (требования) перейти к аналитическим,
а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием «Коррекция позиций».
Тактичное изменение мнений учащихся,
принятых ролей, образов, повышающих продуктивность
общения с другими детьми и препятствующих
возникновению агрессивного поведения
(напоминание аналогичных ситуаций, возврат
к исходным мыслям, вопрос-подсказка и
т. п.).
Прием «Справедливое распределение»
предполагает создание равных условий
для проявления инициативы всеми учащимися.
Он применим в ситуации «задавленной инициативы»,
когда позиционные выступления и атаки
одних гасят инициативу и желание общаться
у других. Главное здесь — добиться сбалансированного
распределения инициативы по всей программе
выполнения задания с вполне конкретным
участием на каждом этапе представителей
всех групп учащихся.
Прием «Обмен ролями» — учащиеся
обмениваются ролями (или функциями), которые
получили при выполнении заданий.
Прием «Мизансцена» состоит
в активизации общения и изменения его
характера посредством расположения учащихся
в классе в определенном сочетании друг
с другом в те или иные моменты выполнения
задания педагога.
Вторая группа связана с организацией
диалоговой рефлексии.
Диалоговая рефлексия это диалог
педагога и ребенка, способствующий формированию
отношения ученика к какой-либо значимой
проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем
поведении и поступках. Для воспитания
толерантности можно применить следующие
приемы в рамках проведения рефлексивной
беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям
предлагается войти в роль другого человека
и выступить уже не от своего имени, а от
его лица.
Прием. «Прогнозирование развития
ситуации». Во время беседы педагог предлагает
высказать предположение о том, как могла
развиваться та или иная конфликтная ситуация.
При этом как бы ведется поиск выхода из
сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную
тему», Учащиеся выбирают ту тему, в которой
они наиболее сильны и которая вызывает
у них определенный интерес, переносят
события в новые условия, по-своему интерпретируют
смысл происходящего и т. п.
Прием «Обнажение противоречий».
Разграничение позиций учащихся по тому
или иному вопросу в процессе выполнения
творческого задания с последующим столкновением
противоречивых суждений, различных точек
зрения об отношениях различных групп
людей. Прием предполагает четкое ограничение
расхождений во мнении, обозначение главных
линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием «Встречные вопросы».
Учащиеся, разделенные на группы, готовят
друг другу определенное количество встречных
вопросов. Поставленные вопросы и ответы
на них подвергаются затем коллективному
обсуждению.
Третья группа связана с использованием
художественной литературы, кинофильмов
и т. д.
Прием «Сочини конец истории».
Детям предлагается завершить предлагаемую
историю. Придумать свое завершение проблемы
отношений между людьми или животными,
которые являются героями литературного
произведения.
Прием «Любимые книги товарища».
Детям предлагается догадаться, какие
книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи
по классу.