Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:16, лекция
Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы.
К достоинствам этого метода относятся, прежде всего, его объективный характер и возможность установления причинно-следственных связей между факторами и поведением исследуемых объектов.
Недостатки такого метода
заключаются в трудности
Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования.
Достоинство этого метода
состоит в возможности
К недостаткам этого метода относится, прежде всего, сложность и трудоемкость создания самой модели, требующая глубокого изучения и формализации причинно-следственных связей между всеми факторами маркетинга, его внешней среды и факторами, определяющими покупательское поведение.
На практике создание
такой модели нередко не представляется
возможным. Даже если возможности фирмы
позволяют создать такую
Подготовка проведения сбора информации методом имитации состоит, прежде всего, в разработке модели функционирования объекта и проверке ее адекватности.
Орудия исследований. Для сбора первичных данных исследователи могут выбрать из двух основных орудий исследования: анкета и технические средства.
В любом виде исследований, когда речь идет о взаимодействии с респондентом, большую роль играет правильно поставленный вопрос.
По форме вопросов:
Вопросы, характеризующие экономическое, демографическое, социальное положение опрашиваемого лица, вопросы о размере и видах покупок, ценах, по которым приобретен товар.
Мнения меняются очень быстро. Важно сочетать открытые и закрытые
вопросы.
По характеру вопросов.
Проверка первоначального плана анкеты осуществляется по следующим направлениям:
1. Необходимость всех вопросов.
2. Размер анкеты.
3. Достигается ли цель с помощью этих вопросов.
4. Отвечать техническим требованиям.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:
1. Вопрос должен быть
ясным и понятным
2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует ...").
3. Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).
4. Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.
2. В целях проверки
искренности и устойчивости
3. Последовательность
вопросов должна учитывать
их логическую взаимосвязь,
в основе которой следует
4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.
5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых людей на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих людей.
6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки".
7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос предоставляет опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию. Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.
Открытый вопрос даёт опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении все возможных исследований нашли закрытые вопросы.
Шкалирование отражает попытку определить количественные измерители субъективных и иногда абстрактных понятий. Виды шкал:
Выборка - сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследователем.
Различают вероятностные и не вероятностные методы выборки. Вероятностные - методы, в которой каждый элемент генеральной совокупности известен и имеет определенную вероятность попадания в выборку.
Случайная - отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного разбиения ее на какие-либо группы, и каждый элемент имеет равную вероятность попадания в выборку.
Механическая - необходимо выбрать шаг отсчета, т.е. расстояние между выбираемыми единицами и выбрать начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая будет выбрана первой:
(Алфавитный порядок, успеваемость - ранжированный порядок).
Можно выделить несколько основных типов выборки.
Систематический случайный отбор. Используемое при исследовании больших совокупностей людей, члены которой занесены в какие-либо списки (телефонный справочник, список зарегистрированных избирателей, оглавление и т.д.).
Гнездовая выборка. В качестве единиц отбора выступают не индивиды, а группы, как правило, обладающих максимальном схожестью. В отобранных методом случайной выборки группах, производится сплошной опрос.
Типическая - выборка обеспечивает равномерное представительство в выбранной совокупности различных частей или типов явлений. Проводится в 2 этапа:
1. Генеральная совокупность разбивается на 2 или более подгруппы по какому-либо признаку.
2. Определяется число единиц, подлежащих наблюдению в каждой группе. Используется пропорциональное и непропорциональное размещение.
Серийная - в случайном порядке отбирается группа единиц, которые потом подвергаются сплошному обследованию. Такая выборка часто производится при уже сложившихся территориальных образованиях, когда степень однородности выделенных районов не подвергается регулированию со стороны исследователя.
Многофазная серийная выборка - внутри отобранных групп производится не сплошное, а выборочное случайное обследование.
Не вероятностные методы имеют основной недостаток невозможность рассчитать ошибку выборки.
Удобная - используется из соображений удобства ее проведения. Компании часть проводят предварительное тестирование нового продукта, используя при этом служащих собственной компании.
Выборка мнений - выборка, в которой отобранные критерии базируются на индивидуальном мнении исследователя, что конкретный элемент представляет изучающую совокупность.
Квотный - выборка, сконструированная из единиц определенных категорий (квот), которые должны быть представлены в заданных пропорциях. Различия между квотным отбором и типической выборкой:
1. Респонденты для квотного отбора выбираются не случайным образом
2. В стратификационной
выборке факторы, используемые
для стратификации, должны
Выборка снежного кома - выборка, в которой отбор дополнительных или последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных респондентов; такая процедура используется при изучении особенных редких неслучайных явлений.
При разработке выборки решают следующие задачи:
Составление плана выборки.
Первое, кого опрашивать? Например, следует ли при опросе включать в выборку предпринимателей, или наемных работников, или военнослужащих, а может быть, она будет составлена из их сочетаний? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто, скорее всего ею располагает.
Второе, какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее, но исследователю трудно надеяться опросить более 1 % населения.
Третье, каким образом следует отбирать членов выборки? Можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной возрастной группе или факту проживания в определенном районе. Отбор может основываться и на интуиции опытного исследователя, который полагает, что именно эта группа лиц может быть хорошим источником информации.
Часто в ходе исследования речь идет не о субъективной позиции конкретного человека, а об изучении собственно политических тенденций общественной жизни, не требующие участия большого количества участников исследования, технически несложен, не имеет жестких временных ограничений. Близок к ним контент - анализ.
5. Контент-анализ.
Очень часто исследователь многое может узнать о каких-либо тенденциях политического развития общества, из средств массовой информации. Наиболее точно изучить источники СМИ позволяет контент-анализ, то есть систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. (В качестве носителя информации можно упомянуть, помимо традиционных видов СМИ, книги, буклеты, плакаты и т.п., носящие политический характер). Первый шаг контент-анализа — определение совокупности источников информации, а так же единиц измерения. Контент-анализ бывает содержательный (внимание исследователя сосредоточено на содержательной стороне источников) и структурный (когда политолог в первую очередь обращает внимание на смысл и подачу информации, иногда – на временные рамки информационного давления). В качестве сложностей этого недорогого и практически удобного метода следует выделить субъективизм подаваемой информации с одной стороны и степень ее реального воздействия на общество - с другой, то есть его результаты необходимо проверять другими методами.
Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике