Формирование гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и перспектив его развития в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Тема 103.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

              Введение

     Понятие "гражданское общество" - одно из ключевых понятий современной  политологии. Актуальность теоретических  и практических аспектов этого понятия  обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества - экономической, политической, социальной, духовной. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую много вариантность.

     В последнее  время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в  центре внимания наших ученых, журналистов  и политиков. И это понятно, поскольку  формирование гражданского общества связано  с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового  государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры  общественного контроля, гарантирующие  обратную связь между человеком  и обществом.

     Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и  перспектив его развития в Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Гражданское общество: понятие, характерные  черты, предпосылки  формирования, особенности  взаимодействия с  государством.

     В современной  научной литературе нет более  спорного и более популярного  понятия, чем дефиниция «гражданское общество». Это понятие стало  одним из самых распространенных и употребляемых в юриспруденции  и философии права, общей теории права, политологии и политической социологии. Однако релевантность его  употребления в современной правовой науке привела к тому, что сущность и смысл этой категории систематически размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания, приобретая политизированную интерпретацию.

     В последние  годы многие исследователи рассматривают  гражданское общество в трех важнейших  плоскостях: правовой - как совокупность правовых норм, идеологической - как  идею, доктрину, утопию, и институциональной - как систему правовой мысли, чем  и объясняется их многообразие и  амбивалентность.

     В теоретических  исследованиях гражданского общества выделяют три основные интерпретации его сущности, гражданское общество понимается как:

     - определенное  состояние социума, отождествляется  с государством, в котором юридически  обеспечены и политически защищены  права и свободы личности;

     - сообщество  свободных, цивилизованных, сознательных, грамотных и социально активных  членов общества и комплекс  отношений между ними;

     - общество  в том, что структуры гражданского  общества берут на себя некоторые  важные властные функции, которые  ранее принадлежали государству.

     Для понимания сущности гражданского общества, необходимо выделить его системообразующие  параметры. Основополагающими ценностями гражданского общества, атрибутами, без которых оно не может функционировать, являются частная собственность и свобода, права человека и демократия, идеологический плюрализм и многопартийность, инициативность граждан и толерантность, гражданская культура и свободная конкуренция, средний класс и социально активная личность, частные интересы и правовое сознание.

     Гражданское общество должно обладать развитой структурой, без которой оно не сможет реализовывать  основные функции.

     В экономической  сфере к элементам гражданского общества относятся все негосударственные  внебюджетные предприятия, учреждения и объединения, создаваемые ассоциациями их учредителей на добровольной основе: производственные, посреднические, торговые объединения, акционерные общества, кооперативы, частные фирмы, банки, товарищества и т.д. Их владельцы свободны от вмешательства государственных органов в повседневные дела этих предприятий. Основами их деятельности выступают частная собственность, труд, предпринимательство.

     В социальной сфере гражданское общество представляют те организации, которые удовлетворяют, выражают и защищают интересы людей, связанные, главным образом, с социальными  условиями их повседневной жизнедеятельности: семья, частные детские ясли, сады, школы, средние и высшие учебные  заведения, учреждения здравоохранения, домовые комитеты, жилищные и др. кооперативы, потребительские союзы, женские, молодежные, ветеранские организации, благотворительные фонды и т.п.

     В политической сфере к структурным элементам  гражданского общества относятся все  добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся  общности людей, выступающие своеобразным посредником между государством и гражданами. Они создаются для  отстаивания интересов граждан  перед органами власти и для борьбы за власть или для расширения позиций  тех или иных социальных групп  в системе власти. Это политические партии, общественно-политические организации  и движения, органы местного самоуправления, ассоциации избирателей и т.д. Политический плюрализм, многопартийность являются существенными признаками высокой  развитости гражданского общества.

     В духовной сфере элементами гражданского общества являются объединения актеров, научных  работников, писателей и поэтов, творческие союзы и содружества. К ним также относятся многочисленные правозащитные, патриотические, самодеятельные художественные и научные организации, кружки граждан и их объединения, церковь. Все они призваны обеспечить свободу мысли и слова, реальную возможность граждан публично высказывать  свое мнение, самостоятельность и  независимость людей.

     Кроме того, к структуре гражданского общества относятся негосударственные средства массовой информации, которые выступают  рупором общественного негосударственного сознания, и служат своеобразным связующим  звеном всех структурных элементов  гражданского общества, а также проводником  общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования.

     Как показал концептуальный анализ, основными  признаками современного гражданского общества являются следующие:

     - частная  собственность, свободный труд, средний  класс и предпринимательство;

     - социальный, политический и культурный плюрализм;

     - многообразие  воспитания, образования, науки,  культуры;

     - наличие  независимой системы средств  массовой информации;

     - личность  гражданского общества - это человек,  ориентированный на созидание,  духовность, участие в управленческой  деятельности;

     - активное  участие граждан в управлении  обществом через политические  партии, общественные объединения,  негосударственные структуры, Советы  депутатов и органы самоуправления, специальный механизм ограничения  и контроля

     - высокие  гражданская культура и правовое  сознание людей, обеспечение прав  и свобод граждан, широкие связи  между членами общества;

     - создание  реальных возможностей для развития  всесторонних способностей граждан;

     - способность  населения к самоорганизации,  цели и мотивы которой носят  творческий, созидательный, инновационный характер.

     Именно  на этой основе, по мнению автора, и  формируется гражданское общество в Республике Беларусь.

     Основная  функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан  призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т.д.

     В рамках выполнения этой основной функции гражданское  общество выполняет ряд важных социальных функций:

     1. На  основе законности обеспечивает  защиту частных сфер жизни  человека и гражданина от необоснованной  жесткой регламентации государства  и других политических структур.

     2. На  базе ассоциаций гражданского  общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления.

     3. Гражданское  общество является одним из  важнейших и мощных рычагов  в системе «сдержек и противовесов»,  стремления политической власти  к абсолютному господству. Оно  защищает граждан и их объединения  от незаконного вмешательства  в их деятельность государственной  власти и тем самым способствует  формированию и упрочению демократических  органов государства, всей его  политической системы.

     4. Институты  и организации гражданского общества  призваны обеспечивать реальные  гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в  государственных и общественных  делах.

     5. Гражданское  общество выполняет функцию социального  контроля по отношению к своим  членам. Оно независимо от государства,  располагает средствами и санкциями,  с помощью которых может заставить  индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

     6. Гражданское  общество выполняет коммуникационную  функцию. Широчайший спектр интересов  в обществе является результатом  тех свобод, которыми располагает  гражданин в условиях демократии. Однако в условиях экономического  плюрализма эти интересы столь  многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

     7. Гражданское  общество выполняет стабилизирующую  функцию своими институтами и  организациями. Оно создает прочные  структуры, на которых держится  вся общественная жизнь. В сложные  исторические периоды (войны,  кризисы, депрессии), когда государство  начинает шататься, оно «подставляет  свое плечо» - прочные структуры  гражданского общества.

     8. Одной  из функций гражданского общества  является также обеспечение некоторого  минимального уровня необходимых  средств к существованию всем  членам общества, особенно тем,  кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные  и т. п.)

     История учений о гражданском обществе охватывает систему идей, мыслей и концепций (зарубежных и отечественных авторов), без знания и учета которых  невозможна теоретическая разработка концепции гражданского общества. Без  теоретической модели гражданское  общество невозможно воплотить в  практическую жизнь в период становления  государственности и правовой системы  Республики Беларусь. Важное значение в формировании современной национальной нормативной базы имеет опыт закрепления  конституционно-правовыми актами основных принципов гражданского общества, которые  юридически зафиксированы в законодательстве других стран.

     Таким образом, исходя из анализа генезиса самого понятия «гражданское общество»  и учитывая современные социально-политические реалии, автор считает, что гражданское  общество - это, во-первых, комплекс добровольно  сформировавшихся объединений индивидов (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные  корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и др. объединения), не входящих в государственные  структуры; во-вторых, - совокупность негосударственных  экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных и других отношений  в обществе; в-третьих, - производственная и частная жизнь людей, прямого  вмешательства и произвольной регламентации  их деятельности со стороны государственной  власти.

     Как видно, по-разному определяли как понятие гражданского общества, так и соотношение сил двух важнейших элементов жизни общества.

     Таким образом, подытоживая, можно сказать, что в течение ХХ века произошла  следующая трансформация гражданского общества:

     в начале века оно играло роль щита для государства, которому угрожала революционная  стихия, в конце  столетия – оно  призвано защищать свободу  индивида от чрезмерной опеки государства.

     Властные  отношения между государством и  гражданским обществом носят  интеркурсивный характер: объект не находится  в полной власти субъекта, а имеет  возможности оказывать обратное эффективное влияние в иных ракурсах. При этом баланс субъект-объектных  отношений, в которых участвуют  государство и гражданское общество может быть различным, тяготея в  сторону того или иного полюса.

Информация о работе Формирование гражданского общества