Формирование гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и перспектив его развития в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Тема 103.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

     Конституция гарантирует гражданам страны не просто право на жизнь, но право на жизнь, достойную человека, обладающего  высоким физическим, социальным и  духовным развитием, многообразными потребностями  и интересами. Поэтому в ней  закреплен широкий спектр прав личности.

     В Конституции  Республики Беларусь четко сформулирована сущность обязанностей государства  перед своими гражданами, поскольку  белорусское государство ответственно перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности, а каждый гражданин ответствен перед государством за неукоснительное  исполнение возложенных на него обязанностей. Подчеркивается, что государство  обязано принимать все доступные  ему меры для создания внутреннего  и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан страны. В силу этого государственные органы, должностные  лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны  в пределах своей компетенции  принимать необходимые меры для  осуществления и защиты прав и  свобод личности. Обеспечить осуществление  прав и свобод личности, их защиту от любых посягательств одновременно с обеспечением эффективного развития экономики, социальной сферы и культуры, углубления демократии способно только то государство, которое реально  управляет жизненно важными общественными  процессами в стране. Для Беларуси неприемлема, исходя из ее исторических и социокультурных традиций и  современного уровня ее социально-экономического и культурного развития, модель либерального, слабого государства. На современном этапе становления гражданского общества в Беларуси и других постсоветских странах его активные приверженцы и формирующиеся структуры не признают в политических партиях равноправных партнеров, поскольку эти партии слабы в организационном и идеологическом отношении, не обладают прочной социальной базой, серьезным авторитетом и поддержкой широких слоев населения.

     С учетом этих особенностей формирования на постсоветском  социально-политическом пространстве гражданского общества Конституция  Республики Беларусь в своей ст. 4 провозглашает, что "идеология политических партий, религиозных и иных общественных объединений, социальных групп не может  устанавливаться в качестве обязательной для граждан". Поскольку в целостном  виде гражданское общество в Беларуси пока еще не сложилось, формирование его продолжается, постольку идеи, теории, взгляды, мнения, создаваемые  общественными объединениями, политическими  партиями, социальными группами, вливаются  в общий идеологический процесс, в котором основную интегрирующую  роль выполняет идеология, утверждаемая государством.

     Перед белорусским государством как социальным стоит задача обеспечить гражданам  республики такие условия, при которых  каждый гражданин имел бы достойный  человека прожиточный минимум, каждый трудоспособный человек имел бы возможность  зарабатывать на себя и на содержание своей семьи, а нетрудоспособный - возможность поддерживать обычный  жизненный стандарт. За счет перераспределения  государством средств, созданных и  накопленных в процессе экономической  деятельности, развитие и упрочение  социального государства в перспективе  предполагает создание равных стартовых  возможностей всем членам общества через  систему воспитания, образования  и социальной поддержки и последующий  переход от политического и правового  равноправия граждан к их социальному  равноправию. Все изложенное позволяет  сделать вывод, что Конституция  Республики Беларусь не только провозглашает, но и всем своим содержанием гарантирует  реальное осуществление важнейшего конституционного установления, которое  гласит: "Человек, его права, свободы  и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства" (ст. 2). Здесь проявляется  не только содержательно-смысловое, но и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции  Республики Беларусь и идеологии  белорусского государства. Тем самым  создается широкий и прочный  конституционно-правовой фундамент  для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах  и направленной на реальное созидание  стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам  высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Идея  гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически  всегда воспринималось как нечто  противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории «общественного договора» Джона Локка, главной  идеей творчества которого была гарантированная  законом защита свободы и собственности  человека от возможного произвола со стороны государства. Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Георгия Гегеля, который рассматривал гражданское  общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности  с помощью труда

     В современном  понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения  жизнедеятельности социальной, социокультурной  и духовных сфер, их воспроизводства  и передачи их ценностей от поколения  к поколению. Эта система самостоятельных  и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий  для самореализации отдельных индивидов  и коллективов, удовлетворение частных  индивидуальных или коллективных интересов  и потребностей. Интересы и потребности  выражаются через такие институты  гражданского общества как семья, религия, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и  организации и т.д. Так же гражданское  общество является совокупностью отношений  между членами общества, которые  не находятся под непосредственным контролем государства.

     Идеи  гражданского общества прошли длительный путь развития. Для концепции гражданского общества базовой является принцип  субъективной (т.е. личной) свободы, который  сочетается с системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга. Гражданское общество подразумевает  согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом  людей, подчиняющихся единым для  всех правилам.

     В литературе имеет место много неопределенностей  и разногласий в отношении  понятия и сущности гражданского общества. Проведенный в работе анализ различных мнений позволяет предложить следующий вариант определения  этого понятия: гражданское общество - одна из наивысших ступеней развития общества, такая совокупность самоуправляющих  общественных институтов и отношений, которые, функционируя наряду с другими  элементами общественной системы, обеспечивают приоритетное место человеку (со своими правами, свободами и обязанностями).

     Базовыми  признаками гражданского общества являются: наличие в обществе свободных  владельцев средств производства; развитость и разветвленность демократии; наличие  правового государства.

     Самыми  неотложными задачами формирования гражданского общества в Беларуси являются, безусловно, последовательное доведение  до логического завершения начатых  экономических реформ в части  упорядочения отношений собственности, конкретизации субъекта собственности  и формирования экономического пространства, мобилизующего творчество и инициативу ответственного субъекта экономической  деятельности. Но эта задача окажется незавершенной без того, чтобы  отстоять и логику социально-политических реформ в обществе. Здесь главные  элементы состоят в самой широкой  демократизации общественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании и утверждении адекватных времени  мировоззренческих парадигм, идеологии  и культуры плюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых  форм и способов социального дискурса.

     Эти факторы должны рассматриваться  как основные и безусловные предпосылки  формирования гражданского общества. Вне формирования этих предпосылок  невозможно сегодня рассматривать  ни вопросы общественной безопасности, ни проблемы предупреждения гуманитарной катастрофы, грозящей обществу в результате социального распада. Все эти  факторы, как представляется, должны рассматриваться как неотъемлемые социальные ценности, объективно производные  из смысла и сущности самого общества, являющиеся естественным выражением действительной многомерности общественного бытия, служащие гармонизации и максимально  полному самовыражению и самореализации и индивида, и общества в целом.

     Гражданское общество и государство логически  предполагают друг друга - одно немыслимо  без другого. В то же время гражданское  общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское  общество и государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга  части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы, связи  между ними жестко детерминированы  и неразрывны, т.к. государство - форма  организации общества.

     В современных  рыночных условиях государству еще  многое предстоит сделать, чтобы  оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки  для самореализации индивидов и  групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство  должно на практике все больше приобретать  признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

     Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная  жизнь человека.

     Законы, призванные придать формированию в  стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой  совокупности необходимых принципов  взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной  демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

     Обеспечение прав человека в полном объеме, в  соответствии с Всеобщей декларацией  прав человека и международно-правовыми  нормами.

     Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.

     Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к  различным взглядам.

     Правовая  защищенность гражданского общества и  его структур.

     Ответственность государства перед гражданином; осознанное самоограничение власти.

     Правовая  база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно  взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего проблемы взаимоотношений  граждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

     Фундаментом гражданского общества в экономической  сфере призван стать Гражданский  кодекс Республики Беларусь, открывающий  простор формированию цивилизованного  рынка, закреплению автономии и  независимости личности в экономике, обеспечению признания и защиты частной собственности наравне  с другими видами собственности, свободу договора как основы экономической  активности всех слоев гражданского общества.

     Основы  отношений между обществом и  государством должны строиться на правовой основе, соответствующей нормам международного права.

     В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, могли  бы входить такие, как: о праве  граждан на объединение; о политических партиях; о профсоюзах; о публичных мероприятиях; о религиозных объединениях; о благотворительной деятельности.

     В настоящее  время практически полностью  завершена ревизия бывшего законодательства СССР, а также многих законодательных  актов, принятых на начальном этапе  формирования Республики Беларусь. Идет не всегда простой процесс их реализации в нашу повседневную действительность во всех сферах общественной жизни.

     Сейчас  на повестке стоят вопросы более  высокого порядка - выработка у населения  умения чувствовать себя полноправными  членами гражданского общества. Одним  из важнейших принципов гражданского общества признается гласный контроль не только над расходованием государством средств налогоплательщиков (своего рода аудит государства), но и контроль в политике, финансах, законности действий спецслужб, соблюдении прав человека и  т.д. Это позволит на практике реализовать  следующую схему: государство для  человека, а не человек для государства.

Информация о работе Формирование гражданского общества