Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:11, контрольная работа
Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и перспектив его развития в Республики Беларусь.
составляют права человека. Правовая материя как бы разделилась на две части: на право земное, «мирское», которое творит государство, и на право духовное, которое исходит от природы и от божества. Эта действительность сопровождала весь процесс развития правовых институтов и систем в разные эпохи, в том числе и института прав человека.
Естественное право — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать помимо его. Реализация его идей и требований в праве, выраженном в принятых в государстве нормах, т.е. в законодательстве, предполагает учет, как минимум, следующих двух обстоятельств: во-первых, существующих в обществе реальных условий жизни, состояния экономики, политики; государственности, правовой системы и, во-вторых, интересов, прежде всего законопослушных граждан.
Понятие «права человека» в жизни общества имеет следующие основные значения: как основное условие для того, что6ы, человек стал человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей; как способ существования человека.
Во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса, человеку были присущи стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства. Среди этих свойств выделяют, во-первых, способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению и совместной целесообразной деятельности. Но этого, как правильно заметил доктор философских наук, профессор А.Д. Гусев, недостаточно, чтобы человек стал человеком в подлинном человеческом смысле. Ведь перечисленные свойства были и у рабов древнего мира, и у крепостных, и у заключенных ГУЛАГа и фашистских концлагерей. Однако это не делало их свободными людьми, которые могут выбирать свой собственный путь, образ жизни и мыслей, определять свою судьбу. Причина этому одна — они были лишены основных прав и свобод человека — третьего, важнейшего свойства личности.
Философское
осмысление феномена прав человека дает
основание для следующих
1. Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.
2. Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека
как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и
всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.
3. Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.
Понятия «права» и «свободы» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.
Таким образом, права человека — это права, присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы «намертво» только в одной какой-либо системе и типе права и только им свойственны.
Появление же самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. Это был первый государственный акт, в котором от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека. В настоящее время распространенным является следующее определение: «Права человека — это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов». Имеет право на жизнь и такое определение: «права человека — это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа».
Права человека можно рассматривать как общественное явление того же порядка, что и рыночная экономика, частная собственность и предпринимательство, соответствующие им модели демократии и парламентаризма, но эту связь нельзя абсолютизировать. Возможно и иное видение сущности прав человека — как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя, национальной культуры.
Согласно такому подходу, существуют национальные и культурные различия, различия традиций, культуры, но призыв к автономии личности в каждом человеке есть то, что объединяет людей различных широт. При рассмотрении прав человека под этим углом зрения они оказываются таким
явлением, которое уже не может быть поставлено «в один ряд» с другими, выражающими особенности того или иного общества. Они становятся той целью, к достижению которой должно стремиться любое общество.
Общечеловеческое значение прав и свобод человека проявляется в том, что в них в наибольшей степени проявляется подлинно человеческое в человеке, то, что отвечает стремлениям и потребностям всех людей, не ограничивая возможности их развития. Они не могут принадлежать только отдельным группам людей, как, скажем, цвет кожи или разрез глаз. Идеология прав человека плюралистична по своей сути. Она предполагает бесконечное разнообразие форм социальной организации, предоставляет человеку максимальную возможность личного выбора.
Таким образом, права человека — это сложное, многогранное явление. Оно имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией, т.е. с гуманитарным знанием.
Наиболее распространенным является отношение к правам человека как к политической категории. Не игнорируя такое понимание, считаем весьма продуктивным подход, когда права человека рассматриваются как духовно-нравственная категория. Нельзя допускать противопоставления этих двух подходов и недооценки значимости второго из них. Для рассмотрения прав человека как духовно-нравственного явления есть все основания. Это, прежде сего то, что одним из ведущих принципов прав человека является принцип гуманизма. В структуре прав человека центральное место занимает право на достоинство. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. Отказаться от своей свободы — это отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Такой отказ несовместим с человеческой природой.
Достоинство,
с одной стороны, есть нравственная
самооценка человеком своей связи
с обществом, своего значения, права
на уважение со стороны других, со стороны
общества. С другой стороны, достоинство
— это признание обществом
социальной ценности, уникальности, неповторимости
конкретного человека, значимости каждой
личности как частицы человеческого
сообщества. Достоинство человека —
источник его прав и свобод. Только
обладание правами и свободами
является той предпосылкой, которая
дает человеку возможность самораскрыться,
самореализоваться как
В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Вспомним первую статью Всеобщей декларация прав человека: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Более того, есть основания утверждать, что права человека выступают как проявление культуры. Права человека предназначены для людей, принадлежащих к любой культуре. Лишение прав на основании культурного отличия представляет собой дискриминацию. Права человека не отражают особенности одной культуры и не ориентированы на нее за счет исключения других культур. Наиболее непосредственным образом права человека содействуют обеспечению уважения и защиты культурного разнообразия и самобытности путем установления культурных прав, закрепленных в документах, которые содержат нормы в отношении прав человека. В число этих документов входят: «Международный Билль о правах человека»; «Декларация принципов международного культурного сотрудничества», «Декларация о праве на развитие» и др. Права человека, касающиеся культурного разнообразия и самобытности, охватывают широкий круг аспектов, включая право на участие в культурной жизни, право пользоваться достижениями искусства, право на сохранение, развитие и распространение культуры, право на охрану культурного наследия, свободу творчества, защиту лиц, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, свободу собраний и ассоциаций, право на образование, свободу мысли, совести и религии, право на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Традиционная культура не заменяет собой права человека. Она представляет собой культурный контекст, в котором должны быть обеспечены поощрение и соблюдение прав человека. Необходим такой подход к правам человека, который сохраняет свою значимость и ценность в различных культурных контекстах.
Для обеспечения более эффективного применения и использования всеобщих прав человека следует использовать традиционные культурные ценности. Все более ощущается необходимость сделать упор на основополагающие ценности, разделяемые всеми культурами: ценности жизни, социальный порядок и защиту от произвола. Эти основополагающие ценности находят свое воплощение в правах человека.
Традиционные
культуры должны рассматриваться и
признаваться в качестве партнеров
в деле содействия большему уважению
и соблюдению прав человека. Учет сопоставимых
практических методов и общих
ценностей традиционных культур
позволяет расширить и
Права человека — это гуманизм современной эпохи, который представляет собой совокупность взглядов, концепций, выражающих уважение к человеческой жизни, признание ее самоценности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Гуманизм нашего времени является наиболее демократичным и универсальным по своей сути принципом, ибо он направлен на защиту и обеспечение прав и свобод каждого человека и всех людей Земли.
Права человека являются основой человеческого существования. Они представляют собой высокий духовно-нравственный идеал, к которому ныне стремятся все цивилизованные страны и народы, в соответствии с которым они пытаются реформировать существующую социальную структуру и оптимизировать условия развития всех членов общества.
Права человека, воплощающие в себе существующие во всех религиях и культурах традиции терпимости, уважения к человеческому достоинству, являются основой мира и социального прогресса, гуманизации и демократизации национальных и международных отношений.
Основой социальных гарантий прав и свобод личности являются нормы Конституции, направленные на обеспечение равенства всех граждан страны перед Законом и предоставление каждому гражданину равных возможностей и защите прав и законных интересов (ст. 22). Равенство перед Законом осуществляется как равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. Вместе с тем равноправие не исключает фактического неравенства граждан (богатые и бедные, здоровые и больные и т.п.) и вследствие этого проявления государством особой заботы о лицах, которые в силу определенных обстоятельств (инвалиды, пожилые люди, многодетные семьи и др.) не в состоянии наравне конкурировать с другими лицами.
Политические гарантии, закрепленные в Конституции, ориентированы на обеспечение политического плюрализма, всемерное развитие демократии (ст. 3-5).
Духовные
гарантии (ст. 2, 16, 53 и др.) создают
благоприятные возможности и
условия для развития человеческой
личности на основе взаимного уважения
друг друга, (реализации принципов нравственности
и социальной поддержки. В Конституции
Республики Беларусь (ст. 24) провозглашается,
что право на жизнь является главным,
основным правом каждого человека.
Поэтому государство защищает жизнь
человека от любых противоправных посягательств.
Причем право на жизнь, в соответствии
с идеологической доктриной белорусского
государства, трактуется в широком
диапазоне: право на здоровую, благоприятную
для жизни человека окружающую среду,
обязанность государства не допускать
экологических и