Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:11, контрольная работа
Целью моей работы является выявление особенностей формирования гражданского общества и перспектив его развития в Республики Беларусь.
Спектр властных отношений между государством и гражданским обществом, в котором в качестве субъекта выступает государство можно свести к следующим формам:
(1) законодательное
регулирование деятельности
(2) корректировка
условий функционирования
(3) непосредственное
формирование отдельных
(4) подавление
тех элементов гражданского
(5) формирование
определенной системы
В свою
очередь, гражданское общество может
выступать субъектом
(1) участвовать в формировании государства и выборе правящей элиты,
(2) оказывать
влияние на принятие
(3) навязывать
определенные политические
Разумеется, власть государства (элиты, правящего класса) и власть отдельных сегментов гражданского общества (социальных групп, организаций) пересекаются и в ряде аспектов (отчасти) совпадают: субъекты государственной власти могут представлять определенный сегмент гражданского общества, агентами политического влияния выступают как, государственные, так и негосударственные акторы, а в формировании политического сознания участвуют наиболее влиятельные группы гражданского общества, представленные в государстве.
Если
попытаться нарисовать идеальную модель
взаимоотношений между
Во-первых, ее сфера ограничена настолько, чтобы гражданское общество могло самостоятельно реализовать свои инициативы и деятельность по реализации частных интересов граждан; государство не может препятствовать осуществлению этой деятельности, если она не выходит за рамка закона (реализация либерального принципа «негативной свободы»). Практически это означает, что правовая сфера закрепляет определенные зоны свободы граждан от вмешательства государства, а государство не нарушает установленные им правовые нормы.
Во-вторых,
власть государства, обеспечивающая осуществление
прав и свобод граждан достаточно
эффективна, чтобы гарантировать
организациям гражданского общества и
гражданам их права и свободы,
а также возможность
В свою очередь, потенциал влияния гражданского общества на государство в идеале предполагает :
(а)
его относительно равномерное
распределение среди всех
(б)
нейтральность государства (
(в)
наличие легальных (формальных) каналов
влияния на деятельность
(г)
ресурсов сопротивления
Если
попытаться с этих позиций оценить
современную белорусскую
Во-первых, государство не обеспечивает (должным образом) сохранение автономии гражданского общества и не стремится к этому, поскольку воспринимает его как угрозу стабильности режима и власти правящей элиты. Конкретные практики подавления автономии включают широкий набор средств и форм власти: законодательные ограничения возможностей формирования и деятельности негосударственных организаций, попытки контролировать движения, возникшие в результате реакции населения на неадекватные действия властей.
Во-вторых, правящая элита не столько борется с неформальными практиками, сколько культивирует их, не желая устанавливать стабильные «правила игры» для всех (в том числе и для самой власти). Неопределенность ограничивает возможности гражданского общества, но способствует воспроизводству режима.
В-третьих,
власть сама хочет выстроить гражданское
общество, а не сформировать условия
для его появления и развития.
Между тем попытки
В-четвертых,
дисбаланс в потенциале взаимного
влияния государства и
Таким образом, для формирования гражданского общества необходимы следующие условия:
В условиях либерально-демократического правления гражданское общество не противостоит экономике и государству, а влияет на них через политическое и экономическое общества. Антагонистические отношения возникают в том случае, когда они не справляются с ролью посредников или препятствуют коммуникации власти и общества.
Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающие возвращаться обратно в авторитаризм, стоит проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может стать консолидированной. Построению гражданского общества могут способствовать следующие факторы:
признание гражданских,
создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
финансовая поддержка политических партий и их независимость от государства;
создание упрощенной
Для таких стран как Беларусь принципиально важным является разграничение задачи установления жизнеспособной рыночной экономики и укрепления гражданского общества по отношению к государству и высвободившимся рыночным силам. Из истории стран Запада известно, что стихийные силы капиталистической рыночной экономики способны являть собой не меньшую угрозу для социальной солидарности и автономности различных сфер общества и социальной жизни, чем административная власть современного государства.
Демократия
несовместима с тотальным распространением
государственной власти на негосударственную
сферу гражданского общества. Между
демократией и гражданским
В данном
контексте представляется актуальным
анализ такого инструмента научного
анализа взаимодействия государственных
органов и структур гражданского
общества как политические сети, объединенные
общим интересом, взаимозависимостью,
сотрудничеством и
Во-первых,
они представляют собой такую
структуру управления публичными делами,
которая связывает государство
и гражданское общество и состоит
из множества разнообразных
Кроме
того, важнейшим «элементом»
Для человека гражданского общества характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих на него людей. Важнейшей чертой такого гражданина выступает также терпимость, которая позволяет сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с мнением других, заставляет слушать оппонентов, признавать за ними право на отличие, принимать перемены и обновление. Развитие гражданского общества предполагает требование отчетности о деятельности руководителей всех уровней, что воспитывает правителей и предотвращает развращение власти.
Человек в гражданском обществе обладает гражданским сознанием, уверен в себе. Он предпочитает самостоятельно решать свои проблемы без вмешательства государства.
Гражданственность (связь человека и гражданского общества) состоит из трех взаимодополняющих и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее она предполагает наличие конкретных гражданских действий: от потребности быть информированным до активного участия в политических и избирательных кампаниях. И, наконец, гражданственность опирается на систему ценностей и на нравственную убежденность, придающие этой системе смысл и значение.
Таким образом, в Беларуси для формирования гражданского общества необходимо:
1. формирование
нового типа человека, который
был бы способен свободно
2. формирование
различных неправительственных
организаций, движений, групп лобби,
т.е. институализация
3. интеграция
институтов гражданского
2. Права и свободы человека: понятие, виды. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях граждан
Рождение понятия «права человека» совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так называемого «естественного права», из которого и проистекает общепринятый принцип «вечности и незыблемости» прав человека. Суть идеи естественного права заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним и вне его, независимо от «буквы», существует некое неписаное моральное право, которое «вдохнула» в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Это естественное право может соответствовать, а может не соответствовать писаному законодательству. Значительную часть его содержания