Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования и развития российской партийной системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, признаки, функции политических партий;
• изучить сущность и типологию партийных систем;
• проанализировать развитие многопартийности в начале 90-х гг.;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ 6
1.1 Понятие, признаки, функции политических партий 6
1.2 Партийные системы: сущность и типология 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 24
2.1. Развитие многопартийности в начале 90-х гг. 24
2.2. Партийное строительство в постсоветский период 30
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
3.1. Классификация современных политических партий 45
3.2. Фракционный состав Государственной Думы 6 созыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Впоследствии, однако, эту форму партиобразования стало постепенно вытеснять построение партии «сверху». В этом случае активному существованию организации предшествует длительный период «партстроительства» с использованием уже накопленных на внепартийной основе ресурсов. В качестве последних выступали, прежде всего, политический потенциал и организационные возможности учредителей партии, составляющих ее политико-организационное ядро. Именно это ядро осуществляло планомерную разработку программных документов партии, а вопрос о распределении властных полномочий в создаваемой организации решался по предварительной договоренности между потенциальными лидерами. Таким образом, процесс образования партии «сверху» в действительности означал лишь формализацию уже фактически установившихся отношений между представителями определенной части политической элиты, сплоченной общими корпоративными интересами. В российской политической практике инициаторами такого создания партий были либо высшие руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, либо представители депутатского корпуса.
В первом случае учредители партии в той или иной мере использовали возможности возглавляемых ими государственных органов. Первым опытом создания партии по такому сценарию стало учреждение Партии российского единства и согласия. Весной 1995 г. таким же образом было создано движение «Наш дом - Россия», активно опирающееся на структуры общефедеральных и региональных органов исполнительной власти[29]. Естественно, что актив партии составили, в первую очередь, руководящие работники органов исполнительной власти федерального и регионального уровней. Позитивным моментом для таких партий и движений является возможность привлекать дополнительные административные ресурсы. Однако именно эта зависимость нередко оборачивалась против самих партий, когда они переставали пользоваться поддержкой со стороны власти, без которой их политический вес становился крайне незначительным. Это наглядно показали итоги парламентских выборов 1995 г., когда две бывшие «партии власти» - «Выбор России» и ПРЕС набрали несравнимо меньше голосов, чем в 1993 г.[30]
Во втором случае политические партии создавались на основе уже сложившихся парламентских фракций и депутатских групп, самоорганизовавшихся в процессе парламентской борьбы. Как правило, такое образование сопровождалось организационным слиянием парламентской фракции со своими группами поддержки. В отличие от протопартий, формируемых на базе предвыборных блоков, такие партии создавались по инициативе, исходящей от уже активно функционирующих парламентских фракций с устоявшейся политической репутацией. По такой модели были образованы Российский общенародный союз (1991 г.), движения «Смена - Новая политика» (1992 г.), «Стабильная Россия», «Дума-96», Народное движение «Россия», Общественно-политическое движение «Согласие» (1995 г.)[31]. В целом эти «депутатские» структуры не получали должного организационного развития, т.к. их создатели заботились, главным образом, о том, чтобы с помощью создания собственной политической базы повысить политический статус фракции-инициатора. Кроме того, политическая влиятельность подобных объединений всецело зависит от интенсивности парламентской деятельности ее учредителей.
Еще одним организационным источником создания партий явилось дробление уже существующих партий и движений, в частности внутрипартийные расколы в только что созданных политических партиях. Так были образованы Свободно-демократическая партия России (возникла в 1990 г. после выхода из Демократической партии России ряда ее организаторов) и Российская социально-либеральная партия (образована в начале 1992 г. после выхода из Республиканской партии РФ сторонников социально-либеральной доктрины). Основой для других партий послужили различные платформы, течения, организационно неоформленные группировки внутри КПСС. Зарождаясь как достаточно лояльные по отношению к КПСС, они впоследствии все более дистанцировались от нее и в итоге заявляли о полном идейном и организационном разрыве с компартией. На различных этапах российской истории 1990-91 гг. такими организациями являлись «Демократическая платформа в КПСС» (впоследствии - Республиканская партия Российской Федерации), «Демократическое движение коммунистов» (впоследствии - Демократическая партия коммунистов России, в дальнейшем переименованная сначала в Народную партию «Свободная Россия», а затем в Российскую социал-демократическую народную партию)[32].
Несмотря на значительный элемент самоорганизации, политические партии подобного происхождения в решающей степени опирались на уже имевшиеся политические связи, а также на сохранившиеся и реально действовавшие фрагменты организационной инфраструктуры. Особое место в этой группе занимают партии, возникшие уже после прекращения деятельности КПСС в августе 1991 г. Их отличает провозглашение правопреемственности от КПСС с сохранением базовых политических принципов компартии.
Наиболее редко встречающийся вариант партиобразования - т.н. унитарный путь, то есть объединение нескольких политических партий. Фактически единственным в постперестроечной российской политической истории примером слияния нескольких организаций в единую партию стало создание в феврале 1993 г. Коммунистической партии Российской Федерации, объединившей региональные структуры комдвижения. Все другие попытки объединения политических партий неизменно встречали противодействие со стороны части партийного актива и в итоге заканчивались неудачей.
В ряде случаев партии создавались на основе неполитических общественных объединений и коммерческих организаций. Так, при создании Партии экономической свободы ее организаторы опирались на разветвленную сеть филиалов Российской товарно-сырьевой биржи. Становление Народно-патриотической партии происходило с использованием оргструктур Союза ветеранов Афганистана, Партия демократической инициативы возникла на базе Союза предпринимателей и арендаторов, Партия самоуправления трудящихся - на основе региональных филиалов Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза»[33]. Наибольший размах эта практика получила при создании Аграрной партии России, базирующейся на структурах аграрно-промышленных профсоюзов, Аграрного союза, иных корпоративных организаций сельскохозяйственных производителей.
В последнее время наметился еще один потенциальный источник партиобразования - преобразование общественно-политических движений в политические партии с индивидуальным фиксированным членством либо учреждение параллельной структуры партийного типа со схожим названием. Необходимость такой реорганизации обычно вызывается желанием упорядочить отношения внутри организации путем придания ее структурам более жесткого характера. Решение о реорганизации в политическую партию в 1993 г. принял Российский общенародный союз, в 1995 г. была создана Федеральная партия «ДемРоссия». О намерении преобразоваться в будущем в политическую партию неоднократно заявляло и движение «Наш дом - Россия». Однако процесс трансформации политических движений и общественных объединений в политические партии во многом продолжает сдерживаться несовершенством российского законодательства, фактически предоставляющим объединениям непартийного типа те же права, что и политическим партиям.
Таким образом, если классифицировать российские политические объединения с точки зрения источника их происхождения и механизма формирования, то следует отметить, что структура современной российской многопартийности весьма неоднородна. Одни партии являются продуктами кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, возникновение третьих вызвано внешними политическими факторами, четвертых - необходимостью содействовать удовлетворению корпоративного интереса. Из-за того, что политическая система страны эволюционировала с беспрецедентной скоростью, более совершенные способы политической организации не вытеснили предшествующих. В результате «архаичные» и современные формы партстроительства сосуществуют одновременно.
Почти все российские партии крайне малочисленны: от нескольких десятков до нескольких тысяч членов. Исключением является лишь созданная в феврале 1993 г. Коммунистическая партия Российской Федерации - правопреемница КПСС и КП РСФСР. Численность этой партии, по самым скромным оценкам, на порядок превышает численность самых крупных некоммунистических партий и колеблется в пределах 120-150 тыс. человек (самооценка - 570 тыс.), что объясняется широкой опорой партии на фактически не прекращавшие своей деятельности первичные организации КПСС. Кроме этой единственной массовой партии существовало ряд достаточно крупных (по российским меркам) партий с численностью более 5 тыс. человек. Это АПР, РКРП, ЛДПР, ДПР (до конца 1994 г.), объединение «Яблоко», партия «Демократический выбор России». Еще одну группу образуют т.н. кадровые партии средней численности (от 2 тыс. до 5 тыс. чел.). Это Демократическая партия России (с начала 1995 г.), Социал-демократическая партия России, Республиканская партия РФ, Социалистическая партия трудящихся и др. И, наконец, подавляющее большинство партий имеет менее 2 тыс. членов[34].
В истории работы Государственной Думы III созыва в разное время работали две коалиции большинства, в обоих случаях сформировавшиеся по инициативе фракции «Единство». Первое большинство было образовано непосредственно после обнародования результатов голосования, во время подготовки к первому заседанию нового состава парламента. Фракции «Единство» и КПРФ, самые большие в Госдуме, заключили пакетное соглашение, в соответствии с которым разделили между собой высшие должности Думы и посты председателей парламентских комитетов. Часть постов досталась также образовавшимся депутатским группам — «Народный депутат», Агропромышленной группе и фракции ЛДПР. Поскольку для «Единства» главным было не допустить к рычагам управления парламентом своих главных на тот момент конкурентов — фракцию «Отечество-Вся Россия», коммунисты совершили раздел на выгодных условиях. Они сохранили за собой в том числе посты Председателя Государственной Думы (Геннадий Селезнев) и Руководителя аппарата парламента (Николай Трошкин), которые контролировали в Госдуме 2 созыва. В общей сложности, образовавшееся большинство разделило между собой 25 комитетов, оставив своим оппонентам только 4. Обделенные фракции ОВР, СПС и Яблоко активно протестовали против пакетного соглашения и покинули первое заседание парламента[35].
В процессе работы парламента произошла консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина: было объявлено о слиянии общественных движений «Единство» и «Отечество», что привело к соответствующим изменениям в Думе. Сложилась новая коалиция большинства в составе фракций «Единство», ОВР, депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат». В апреле 2002 года вновь сформированное большинство провело чистку аппарата Думы (новым Руководителем стал член группы «Регионы России» Александр Лоторев) и лишило коммунистов полученных в начале работы преференций. Они были лишены большинства руководящих постов. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, а также руководители двух комитетов (Светлана Горячева и Николай Губенко) предпочли покинуть фракцию и сохранить свои должности.
Подавляющее большинство (более ⅔) депутатов государственной Думы IV созыва входили в состав фракции Единая Россия.
Победив на выборах 2003 года и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание никакие возражения оппозиции (КПРФ, Родина, ЛДПР)[36].
Представители фракции «Единой России» занимают все руководящие посты в Государственной Думе. В связи с многочисленностью фракции и для повышения эффективности управления ею, в составе фракции созданы четыре группы, руководителями которых были Олег Морозов, Валерий Рязанский, Владимир Пехтин, Владимир Катренко.
В начале лета 2005 раскол внутри партии «Родина» дошел до логического завершения — оформления двух одноименных фракций под руководством Дмитрия Рогозина и Сергея Бабурина. При этом Совет палаты отказал «Родине» Рогозина в праве иметь своего заместителя председателя ГД, то есть фактически лишил его решающего голоса в Совете палаты. Этот пост остался за Сергеем Бабуриным, хотя его фракция состоит из 11 человек, а фракция Рогозина — из 30.
Согласно итогам выборов, в Думу прошло 4 партии — Единая Россия (70 % мест), КПРФ (12,7 %), ЛДПР (8,9 %) и Справедливая Россия (8,4 %). Никакие остальные партии, набравшие в совокупности около 8,3 % голосов, не набрали по отдельности необходимых 7 % голосов избирателей, и в Думе не представлены[37].
В отличие от Думы 4 созыва, фракции «Единой России» для обладания квалифицированным большинством не требуется принимать в свой состав независимых депутатов или «перебежчиков» из других партий, так как она получила более 2/3 мест в Думе согласно результатам голосования и вышеуказанным изменениям в избирательном праве, увеличившим количественный показатель лидирующих партий.
Подводя итог, можно сказать, что российская многопартийная система переживает в настоящий момент период своего становления. Политические партии уже в состоянии с той или иной степенью эффективности выполнять ряд предназначенных им функций: в частности, инновационную функцию и функцию политического рекрутирования. Вместе с тем уровень связи российской многопартийной системы с обществом и органами государственной власти еще недостаточно высок, а политико-организационные формы незрелы. Что касается связи с обществом, то российские политические партии еще не способны взять на себя конституирующую и интегрирующую функции. Связь с властными структурами выражается пока в основном в участии партийных фракций в деятельности органов представительной власти, их влияние на исполнительную власть пока минимально. В организационном плане подавляющее большинство российских партий представляют собой малочисленные организации с неразвитой региональной сетью и ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений. С точки зрения политико-организационных форм структура российской многопартийной системы представляет собой многослойный конгломерат - в одном политическом времени и пространстве функционируют объединения, возникшие в различные «исторические эпохи» и потому предназначенные для достижения различных целей. Наконец, особенности конфигурации политического спектра в посттоталитарной России таковы, что при его анализе невозможно использовать принятую в политологии схему «правые - левые». В связи с этим идеологические и политические ниши, занимаемые российскими партиями и движениями, зачастую невозможно расположить по традиции линейно[38].