Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования и развития российской партийной системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, признаки, функции политических партий;
• изучить сущность и типологию партийных систем;
• проанализировать развитие многопартийности в начале 90-х гг.;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ 6
1.1 Понятие, признаки, функции политических партий 6
1.2 Партийные системы: сущность и типология 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 24
2.1. Развитие многопартийности в начале 90-х гг. 24
2.2. Партийное строительство в постсоветский период 30
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
3.1. Классификация современных политических партий 45
3.2. Фракционный состав Государственной Думы 6 созыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Взаимоотношения российских партий имеют многоплановый характер и не исчерпываются лишь идейными разногласиями. Большинство российских политических партий стремится выйти за ими же обозначенные пределы идеологической ниши и скорректировать программные положения в соответствии с изменившейся ситуацией. Поэтому реальное политическое поведение российских партий во многом зависит от таких факторов, как степень поддержки ими правящего режима или, наоборот, оппозиционности ему, ориентация на различные группировки политической элиты, особенности подходов к решению проблем общественно-политической жизни и т.д.
Глава 3. Партийная система современной России
3.1. Классификация современных политических партий
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»[39] Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников, ее руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга программными установками, организационным строением, способами деятельности, местом в системе политической власти, отношением к существующему строю и т.д.[40]
Все эти признаки могут сочетаться по-разному, что предопределяет принципиальную сложность и относительность любой классификации политических партий. Тем не менее, имеет смысл выделить несколько основных типов партий с учетом комплексных критериев их оценки.
Таблица 3.1
Классификация политических партий
Признаки квалификации | Типы партий |
По характеру доктрин
| революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. |
По месту и роли партий в политической системе
| государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических системах). |
По критерию организационной структуры | централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит); массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит); оформленные (партии с формально определенными принципами, которые обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней); неоформленные партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии). |
По виду партийного руководства | коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства. |
по идеологической направленности и месту в политическом спектре общества | левые, центристские и правые; революционные (радикальные) и реформистские (умеренные); реакционные, консервативные и либеральные; конфессиональные (христианские, исламистские и т.д.), социал-демократические, коммунистические и др. |
по месту и роли в политической системе | парламентские и внепарламентские; монопольно-государственного типа; партии авангардные; «общины» и «клубы»; партии правящие и оппозиционные; системные и антисистемые; легальные, полулегальные и нелегальные |
по степени влияния в парламенте | мажоритарные (или партии большинства); партии с мажоритарным призванием; доминирующие (лидирующие) партии; миноритарные партии (партии меньшинства). |
по характеру социального представительства
| классовые и интерклассовые (межклассовые); партии с размытой (неопределенной) социальной базой надклассовые (общенародные) и т.д.
|
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
Рис. 5. Классификация политических партий
Помимо приведенных, существует множество других классификаций. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременно может быть партией мировоззренческой, массовой, левой, обладающей сильной структурой и т.д., т.е. существует целый ряд возможных комбинаций, и о какой конкретно идет речь – должно уточнятся в процессе анализа каждой конкретной партии.
В современной России не может быть «идеологических» правых и левых партий, которые вырастали в процессе долгой эволюции европейских обществ. Неприменимы к России и такие понятия, как «всеохватная» (catch-all) партия: в таковые постепенно перерождались классовые партии (преимущественно левые) в устойчивых демократиях. Относительно новым феноменом стало формирование «всеохватных» партий на базе бывших коммунистических партий центрально- и восточноевропейских стран, там, где эти партии смогли встроиться в новый национальный консенсус.
Главная черта «всеохватных» партий — не утрата идеологии, а способность придать новое качество своей прежде жесткой идеологической базе. «Всеохватность» не отменяет базового водораздела на левых и правых, но означает появление широких «центров» — левого и правого. Причем начиная с 70-х годов маркеры этого позиционирования меняются. Традиционные вопросы собственности, налогов, трудовых отношений, социальных расходов дополняются новыми темами: отношение к мигрантам (в большинстве западноевропейских стран), религия, вопросы общественной морали (эвтаназия, аборты, нетрадиционная сексуальная ориентация), экология[41].
В России же относительно крупные партии (за исключением коммунистов и, в прошлом, ДВР–СПС) никогда не имели отчетливого идеологического ядра, как показано ниже — их электораты многосоставны, так что идейно-политическое лицо каждой партии, кроме КПРФ, — это «уникальная смесь» мотиваций.
Неприменимо к современным российским партиям и понятие «картельная партия» — этот термин выдвинут П. Мейром и Р. Кацем в полемическом плане, чтобы подчеркнуть процесс утраты связи современных европейских партий с избирателем и их сращивание с государством[42]. «Сращенность» предполагает симбиотические отношения, равное партнерство, в России же государство, точнее бюрократический аппарат, явно доминирует над всеми партиями, не исключая и партию большинства.
Вполне справедливо отмечалось, что «партийные институты в России исторически опоздали, исторические партии уже не нужны, их партийные программы — не поле интеллектуальной борьбы. В их натужном социальном консерватизме, социальном либерализме и т.п. нет даже квалифицированной риторики, не говоря уж о кризисном переживании ценностей, ежедневно конфликтующих с миром»[43].
Реформа избирательного законодательства 2005 г. ввела чисто пропорциональную систему на федеральных выборах и смешанную — на региональных. С одной стороны, это способствовало укрупнению партий, «партизации» региональных законодательных собраний, с другой — с учетом низкого доверия партиям как институтам — «законсервировала» непопулярность партий и законодательной власти, сузило сферу публичной политики[44].
Кроме того, был повышен (с 5 до 7 процентов) отсекающий барьер при сохранении принципа общенационального списка (таковые существуют в нескольких странах, как правило, небольших по территории, например, в Нидерландах и Израиле). В России же подобная норма означала, что партия, получившая более 4 миллионов голосов на выборах, не обретала ни одного парламентского мандата. Усложнились и требования к регистрации не представленных в федеральном парламенте партий на выборах: существенно повысился размер избирательного залога, а альтернативный способ регистрации — через подписи избирателей — ужесточился путем сокращения допустимого процента брака в подписях (5% на федеральных выборах).
Ни одна из законодательных новаций сама по себе не носила заведомо недемократического характера, однако в своей совокупности они существенно затруднили условия для политической конкуренции. Эта жесткость позитивного права существенно усугубляется правоприменительной практикой: часты случаи недопущения или снятия партий с выборов по формальным основаниям (например, «брак» в подписях, придирки к процедуре выдвижения кандидатов). Таким «дисквалификациям» в регионах подвергались не только оппозиционные партии («Яблоко», «Родина»), но и вполне лояльные — например Аграрная; дважды с региональных выборов (Камчатка, Ярославская область) снималась даже «прокремлевская» «Справедливая Россия»[45]. Существенно затруднен допуск оппозиционных партий к СМИ; многочисленны случаи препятствования ведению избирательных кампаний (например, аресты тиражей агитационных материалов); в целом ряде случаев серьезные сомнения вызывает честность подсчета голосов (в некоторых этнических республиках результаты совпадают до десятых долей процента в подавляющем большинстве территориальных избирательных комиссий).
Таким образом, к концу прошлого избирательного цикла партийная система приобрела максимально «зарежимленный» характер. Во имя укрупнения партий и обеспечения максимально благоприятных условий для партии власти государственная политика в области партийного строительства жестко ограничила межпартийную конкуренцию, шире — политический плюрализм.
Нас сегодняшний день, в России существует семь зарегистрированных партий и целый ряд незарегистрированных.
Справедливороссы провозглашают себя партией человека труда. А то, что в России с этим человеком, где десятки миллионов бедных граждан, размах коррупции, произвола и беззакония, социальное неравенство угрожает национальной безопасности, человек не защищен ни дома, ни на предприятиях, ни на улице, более одного миллиона беспризорных детей и абсолютное большинство пенсионеров нищие, называют одним словом – несправедливость.
Отсюда и название партии, и ее главная цель – восстановление социальной справедливости и создание для всех граждан России условий социальной безопасности, построение социально ориентированного государства в России, справедливого и сильного.
Партия выступает за улучшение и облегчение повседневной жизни пожилых людей, укрепление института семьи, оздоровление окружающей среды и воспитание экологической культуры у населения, справедливое и рациональное распределение доходов сырьевого комплекса, введение прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь.
Руководитель фракции в Госдуме — Сергей Миронов. Председатель партии с 2011 г. — Николай Левичев.
Партия сотрудничает с международными социалистическими организациями разных стран и союзов.
Критики партии заявляют, что на деле она курируется Администрацией Президента. В прочем, представители партии не отрицают ее создания непосредственно при участии Кремля, который согласует даже лидера партии, но считают, что партия сможет иметь политическую самостоятельность.
Не имея своих представителей в Государственной Думе, партия в настоящий момент является непарламентской.
«Правое дело» провозглашает себя партией составляющего основу демократического общества среднего класса, являющегося гарантом эффективной экономики, устойчивых правовой и политической систем.
Главной своей целью партия обозначает «Капитализм для всех», подразумевающий: демократию, при эффективных общественных и государственных институтах, гарантирующих защиту интересов и стабильность общества; свободу предпринимательства и развитие рынка, основывающегося на свободной конкуренции; порядок в государстве, без ограничения чьих-либо прав и свобод; справедливую социальную систему; нравственные принципы и восстановленные гуманитарные ценности.
«Правые» выступают в защиту Химкинского леса, прав предпринимателей, собственников жилья, автомобилистов; первыми выступали за немедленную отставку Ю. Лужкова, осуществив сбор подписей граждан через структуры партии, на уличных пикетах и в Интернете.
Лидер партии – Андрей Дунаев, девиз: «Свобода. Собственность. Порядок».
«Патриоты России» – созданная по народной инициативе, оппозиционная независимая политическая сила, партия народа, провозглашающая свою деятельность для народа и отстаивание его коренных интересов.
Умеренно левая политическая партия сложилась в 2002 г. на основе объединения нескольких общественных организаций и партий. Формально-юридически партия была образована путем смены руководства и переименования Российской партии труда. В партию вступила существенная часть членов Национально-державной партии, Российской партии труда и Евразийской партии — Союза патриотов России. Под новым названием перерегистрация прошла в 2005 г.
Главные ценности партии — общенациональные идеалы и приоритеты наивысшей значимости для общества, государства и большинства граждан. Это: человек, его счастье, благополучие и семья; государственность, независимость и территориальная целостность России; экономическое могущество и безопасность государства; достойный уровень жизни; международный, гражданский, межнациональный мир; доступность качественного образования и здравоохранения; многонациональная культура народов России; рачительное использование природных ресурсов в интересах всех граждан; оздоровление экологической обстановки.
Главная стратегическая цель — создать в России общество равных возможностей, гармоничным образом сочетающего стабильность в политике, социальную справедливость и устойчивое развитие экономики. Партия патриотов стремится на базе патриотизма объединить все оппозиционные сил страны. Партия отвергает национализм, радикализм и экстремизм в любых проявлениях.
«Яблоко». Фракция, с названием, сложившимся из первых букв фамилий избирательного блока Явлинского, Болдырева, Лукина была создана в 1993 г. С года основания по 2003 г. партия была представлена в Госдуме. В настоящее время – нет.