Формирование многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования и развития российской партийной системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, признаки, функции политических партий;
• изучить сущность и типологию партийных систем;
• проанализировать развитие многопартийности в начале 90-х гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ 6
1.1 Понятие, признаки, функции политических партий 6
1.2 Партийные системы: сущность и типология 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 24
2.1. Развитие многопартийности в начале 90-х гг. 24
2.2. Партийное строительство в постсоветский период 30
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
3.1. Классификация современных политических партий 45
3.2. Фракционный состав Государственной Думы 6 созыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диплом ..doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

 

В отличие от Думы 5 созыва, фракция «Единой России» сократилась с 315 депутатов (более 2/3 мест) до 237 (что немногим более 1/2), но сохранила парламентское большинство, однако потеряла квалифицированное большинство. Остальные партии усилили свои позиции. Партия «Справедливая Россия» переместилась с 4-го места на 3-е, потеснив «ЛДПР». Ранее партии «Справедливая Россия» социологи предсказывали[48] возможность не попадания в Госдуму.

Спикером Государственной думы шестого созыва стал бывший руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин (фракция Единая Россия. Избран Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 4-6 ГД).

При минимально необходимых 226 голосах в поддержку его кандидатуры высказались 238 депутатов, 80 проголосовали против. Кандидатура С.Нарышкина была выдвинута на пост спикера Госдумы фракцией «Единая Россия». С.Нарышкин пообещал сделать приоритетом своей работы «обеспечение вдумчивой и качественной законодательной работы» нижней палаты парламента, а также наладить «постоянный диалог» между всеми думскими фракциями.

Партия «Единая Россия» по итогам прошедших парламентских выборов располагает в новой Госдуме большинством в 238 мандатов. Тем не менее, по словам С.Нарышкина, это «вовсе не означает монополию», потому что в нынешнем состоянии Госдумы ее работа может быть взвешенной лишь при учете мнений всех фракций, постоянного диалога, который может стать залогом успешной законодательной работы.

Вместе с тем С.Нарышкин признал, что организовать «скооперированную работу фракций» будет непросто и призвал к поиску компромисса между представителями всех думских фракций.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 7-6 ГД избраны:

 первые заместители председателя ГД — Александр Жуков (Единая Россия), Иван Мельников (КПРФ);

 заместители председателя ГД — Андрей Воробьев (Единая Россия), Игорь Лебедев (ЛДПР), Николай Левичев (Справедливая Россия), Олег Морозов (Единая Россия), Сергей Неверов (Единая Россия), Людмила Швецова (Единая Россия).

После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. ЦИК зарегистрировал 351 депутата Госдумы. Еще 99 человек, которые должны были получить депутатские мандаты, решили передать их другим членам списка[49]. Больше всего «отказников» у «Единой России»: думские места не нужны прежде всего руководителям регионов и лидерам региональных групп. От мандатов, к примеру, отказались: губернатор Томской области Виктор Кресс, воронежский губернатор Алексей Гордеев, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов также отказался от мандата депутата Госдумы[50].

Также от своих мандатов отказались: тульский губернатор Владимир Груздев, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Московской области Борис Громов, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, председатель правительства Республики Тыва и член высшего совета партии «Единая Россия» Шолбан Караоол, глава Липецкой области Олег Королев, глава администрации Ивановской области Михаил Мень[51].

17 января 2012 года депутат Сергей Боженов, избранный по списку «Единой России» от Астраханской области, был назначен президентом Медведевым временно исполняющим обязанности главы администрации Волгоградской области[52]. После этого Сергей Анатольевич отказался от депутатского мандата.

Заключение

 

Одним из важнейших субъектов политических отношений в демократическом обществе являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом – определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью.

Вместе с тем уровень связи российской многопартийной системы с обществом и органами государственной власти еще недостаточно высок, а политико-организационные формы незрелы. Что касается связи с обществом, то российские политические партии еще не способны взять на себя конституирующую и интегрирующую функции. Связь с властными структурами выражается пока в основном в участии партийных фракций в деятельности органов представительной власти, их влияние на исполнительную власть пока минимально. В организационном плане подавляющее большинство российских партий представляют собой малочисленные организации с неразвитой региональной сетью и ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений. В связи с этим идеологические и политические ниши, занимаемые российскими партиями и движениями, зачастую невозможно расположить по традиции линейно.

Главная цель нынешней партийной системы – минимизировать неопределенность исходов политической конкуренции. Это действительно стабилизирует власть, но одновременно отсекает от политического участия в жизни страны социально активные слои общества и элиты, которые не готовы автоматически вставать на провластную позицию.

На обозримую перспективу президентская власть и исполнительная вертикаль сохранят свое доминирующее положение в российской политической системе. Не только выборы 2012, но с высокой долей вероятности и следующие президентские выборы  будут проходить по привычной модели: «кремлевский кандидат», фактически стоящий над партийным плюрализмом, против партийных оппозиционных кандидатов от КПРФ и ЛДПР и «технических» независимых кандидатов. Уровень конкуренции на этих выборах остается низким. Это подтверждает победа В. Путина в президентских выборах, прошедших 4 марта 2012 года в один тур и с огромным отрывом от конкурентов.

Согласно подсчетам ВЦИК, Владимир Путин получил на выборах президента 63,66% голосов. На втором месте Геннадий Зюганов, у него 17,19%. Далее следуют Михаил Прохоров - 7,92%, Владимир Жириновский - 6,22% и Сергей Миронов - около 3,85%. За Путина проголосовали более 33 миллионов россиян.

Такой сильный отрыв от конкурентов, является на наш взгляд избыточным и даже вступает в логическое противоречие с задачами развития политического плюрализма. 

Такая роль и отсутствие реальных рисков непредсказуемости президентских выборов дает главе государства свободу действий на реализацию модернизационного курса, в том числе – на плавную реформу политической системы, постепенно расширяющую рамки плюрализма и выстраивающую механизмы управления межэлитными конфликтами.

«Единая Россия»  остается стержнем политической системы и сохраняет большинство в федеральном и большинстве региональных законодательных собраний. «Партия власти», построенная «сверху вниз», пребывающая в жесткой зависимости от исполнительной власти, почти лишенная внутренней автономии рискует стать тупиковой моделью развития. Надежды на изменение такого положения есть, но связаны они преимущественно не с самой партией, а с изменением целеполагания президентской власти в области развития политической системы.

При внутренней эволюции  на описанных условиях «Единая Россия» получает возможность стать полноценной предоминантной партией, а стране – возможность реализовать преимущества такой системы – снижение рисков для проведения структурных реформ, оптимизация экономической и социальной политики, агрегация элит.

В партийной системе КПРФ и ЛДПР инерционно сохраняются. Их электоральная динамика в среднесрочной перспективе скорее всего будет негативной, но на ближайший парламентский цикл они сохраняют все возможности воспроизвести свои результаты.

Наибольшая развилка в развитии политического плюрализма связана со «Справедливой Россией». Эта партия сочетает два потенциально сильных ресурса: набор популярных элитных политических фигур и наименьшую степень антагонизма с «партией власти» как по настроениям электората, так и по своей политической программе. В то же время, именно она способна «воспринять» умеренно протестный электорат, который не антагонистичен  власти, но не готов проявлять конформизм или лояльность ей при любых обстоятельствах.

Подобный набор политических действий со стороны власти, доминирующей партии и оппозиции в своем сочетании будут означать существенное расширение поля для политического плюрализма без изменения базовых характеристик российской политической системы  и нарушения дееспособности власти: напротив, она обретет дополнительные институциональные возможности для управления обществом, реализации модернизационной стратегии и расширения общественного консенсуса вокруг наиболее важных целей развития страны.

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать вывод, что ни один субъект российской партийной системы, на сегодняшний день, не способен осуществить такие изменения самостоятельно. Они требуют консенсуса в главной цели – политическом развитии страны. И именно выработка этого консенсуса и первый опыт по его претворению в жизнь могут стать первым опытом «нового плюрализма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2.      Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 г. № 56-ФЗ.

3.      Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. 01.07.2011).

4.      Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21.06.1995 г. № 90-ФЗ.

5.      Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ.

6.      Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.06.1999 г. № 121-ФЗ.

7.      Федеральный закон «О политических партиях в Российской Федерации» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ.

8.      Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

9.      Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10.01.2003 г. № 20-ФЗ.

10.  Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ.

11.  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности о органах государственной власти» от 12.06.2006 г. № 106-ФЗ.

12.  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) от 12.06.2006 г. № 107-ФЗ.

13.  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «О политических партиях» от 05.04.2009 года № 41-ФЗ.

14.  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» от 09.02.2009 г. № 3-ФЗ.

15.  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 08.03.2011 года № 34-ФЗ.

16.  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 23.02.2011 № 17-ФЗ.

17.  Федеральный закон от 08.12.2011 № 421-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

18.  Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и движения России. – М.: Логос, 2011. – 313 с.

19.  Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 280 с.

20.  Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура (Подход к изучению политической культуры) //  Полития. - 2010, №2. – С. 18-26.

21.  Аушев Д. Государство и государственность: российские альтернативы. // Власть. - 2006, № 1. – С. 25-29.

22.  Бадовский Д. Модернизация России: снова на развилке, «Россия в глобальной политике» // Полис. - 2009, №3. - С.23-33.

23.  Воробьев К.А. Политология – М.: Академический проспект, 2008. – 583 с.

24.  Воронцова А.Б., Звоновский В.Б. Административный ресурс как феномен российского избирательного процесса // Политические исследования. - 2003, №6. - С. 115.

Информация о работе Формирование многопартийности в России