1.
ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Из
кодекса РБ об образовании:
2. Основными
направлениями государственной политики
в сфере образования являются:
2.1. обеспечение прав, свобод и законных
интересов граждан в сфере образования,
в том числе права на получение образования
как за счет средств республиканского
и (или) местных бюджетов, так и на платной
основе;
2.2. обеспечение доступности образования,
в том числе лицам с особенностями психофизического
развития в соответствии с их состоянием
здоровья и познавательными возможностями,
на всех уровнях основного образования
и при получении дополнительного образования;
2.3. создание специальных условий для
получения образования лицами с особенностями
психофизического развития и оказание
этим лицам коррекционно-педагогической
помощи;
2.4. создание необходимых условий для
удовлетворения запросов личности в образовании,
потребностей общества и государства
в формировании личности, подготовке квалифицированных
кадров;
2.5. обеспечение участия государственных
органов и иных организаций, в том числе
общественных объединений, в развитии
системы образования;
2.6. осуществление перехода к обязательному
общему среднему образованию;
2.7. осуществление целевой подготовки
специалистов, рабочих, служащих;
2.8. обеспечение преемственности и непрерывности
уровней основного образования, ступеней
образования в рамках одного уровня основного
образования;
2.9. обеспечение равенства белорусского
и русского языков;
2.10. обеспечение деятельности учреждений
образования по осуществлению воспитания,
в том числе по формированию у граждан
духовно-нравственных ценностей, здорового
образа жизни, гражданственности, патриотизма,
ответственности, трудолюбия.
ПРИНЦИПЫ:
принципы, на которых строится национальная
государственная политика в сфере
образования:
- приоритетность образования,
- обязательность общего базового
образования,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- научность, приоритет общечеловеческих
ценностей,
- национально-культурная основа
образования,
- экологическая направленность,
- демократический и светский характер
образования.
2. КОДЕКС РБ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАК ГЛАВНЫЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО УРОВНЕЙ.
Система образования — совокупность
взаимодействующих компонентов, направленных
на достижение целей образования.
Целями образования являются формирование
знаний, умений, навыков и интеллектуальное,
нравственное, творческое и физическое
развитие личности обучающегося.
Формирование и развитие образовательной
системы в Республике Беларусь осуществляется
в соответствии с конституционными
требованиями и гарантиями в области
образования, обеспечивающими равенство
в его получении, единство образовательной
системы и преемственность всех
ступеней обучения.
Структура
национальной системы образования
базируется на Конституции Республики
Беларусь Законах "Об образовании
в Республике Беларусь", "О
языках", "О национально - культурных
меньшинствах", "О правах ребенка",
других нормативно-правовых документах,
принятых за последние годы
и регламентирующих ее деятельность.
Она основана на принципе непрерывного
образования и воспитания, включающего
следующие компоненты: дошкольное
воспитание и образование; общее
образование; профессиональное образование;
семейное воспитание; самообразование
и самовоспитание.
В соответствии
со ст. 14 закона "Об образовании
в Республике Беларусь" все
государственные и негосударственные
образовательные учреждения на
территории республики принадлежат
к национальной системе образования
Республики Беларусь, которая включает:
дошкольное образование (сад, ясли);
начальное <9 классов;
базовое общее = 9 классов;
общее среднее образование = 11классов;
внешкольные формы образования;
начальное профессиональное =ПТУ;
среднее профессиональное = техникум;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических
кадров;
повышение квалификации и переподготовку
кадров;
самостоятельное образование граждан.
В систему образования
Республики Беларусь входят различные
типы учебных и учебно-воспитательных
заведений: детские дошкольные (сад,
ясли) и внешкольные учреждения;
общеобразовательные (базовая и
средняя школа, гимназия, лицей);
специальные и интернатные учреждения
(дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые
колонии для несовершеннолетних правонарушителей
и т.п.); профессионально-технические и
высшие профессионально-технические училища;
средние специальные (училища, техникумы
и колледжи) и высшие учебные заведения
(специализированные вузы, университеты
и академии); научно-исследовательские
институты и институты повышения квалификации
и переподготовки кадров, а также органы
управления системой образования - Министерство
образования, управления и отделы образования
исполкомов местных советов и подведомственные
им учебно-методические учреждения. Непрерывный
характер системы образования, ее структура,
уровни обучения и типы образовательных
учреждений
В соответствии
с действующим законодательством
руководство образованием в Республике
Беларусь осуществляют органы
государственного управления (законодательство
- Верховный Совет /парламент/
республики, исполнение законов
- Кабинет Министров), а также местные
органы управления.
Министерство
образования и науки Республики
Беларусь руководит непосредственно
подчиненными ему высшими и
средними специальными учебными
заведениями, подведомственными
научными и учебно-методическими
организациями, институтами повышения
квалификации, республиканскими учреждениями
и организациями. Осуществляет
общее оpганизационно-методическое
руководство работой управлений и отделов
образования исполкомов местных Советов
народных депутатов, в ведении которых
находятся детские дошкольные и внешкольные
учреждения, общеобразовательные школы,
профессионально-технические и педагогические
училища и колледжи.
Система высшего
образования Республики Беларусь
включает в себя 39 государственных
высших учебных заведений (ВУЗов),
Академию управления при Президенте
Республики Беларусь и 20 негосударственных
ВУЗов:
Система среднего
специального образования Республики
Беларусь включает в себя 146 государственных
средних специальных учебных
заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов,
18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в
республике действуют 3 негосударственных
ССУЗа.
Система среднего
образования Республики Беларусь
включает в себя 4808 дневных общеобразовательных
школ, 98 специальных школ и школ-интернатов
для детей с недостатками умственного
или физического развития, 25 санаторных
школ-интернатов, 82 вечерние школы
и 242 профессионально-технические
училища, находящиеся в подчинении
Министерства образования и науки
. Кроме того, в республике действуют 15
школ и 10 профессионально-технических
училищ, находящихся в подчинении других
министерств и ведомств.
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РБ.
В последние пять лет в системе
высшего образования Республики
Беларусь произошли существенные преобразования.
Как известно, пять лет назад был
принят Закон о высшем образовании
(2007г.), который регламентировал основные
направления и механизмы функционирования
высшей школы. На законодательном уровне
была нормативно закреплена двухступенчатая
система высшего образования: специалитет
и магистратура. В дальнейшем в Кодексе
об образовании Республики Беларусь (2011г.)
эти нормы были воспроизведены и дополнены
рядом новых положений, в том числе относительно
структуры и содержания образовательных
программ в системе высшего образования
[1].
В 2008 году завершилась разработка
образовательных стандартов нового
поколения по специальностям
первой ступени высшего образования.
С 2008/2009 учебного года во всех
высших учебных заведениях Республики
Беларусь на первой ступени
начали реализовываться образовательные
стандарты второго поколения.
В 2009 году разработан утвержден и
введен в действие обновленный вариант
Общегосударственного классификатора
Республики Беларусь «Специальности и
квалификации».
В конце 2011года Республиканским
институтом высшей школы по
заданию Министерства образования
была завершена разработка Макета
образовательного стандарта высшего
образования второй ступени (магистратуры).
В настоящее время в соответствии
с указанным Макетом ведущими
вузами и учебно-методическими
объединениями разработано и
подготовлено к утверждению 208
образовательных стандартов по
специальностям второй ступени
высшего образования (магистратуры).
Главной отличительной особенностью
вышеуказанных стандартов первой
и второй ступени высшего образования
является компетентностный подход
(компетентностная модель) в подготовке
выпускников учреждений высшего образования.
Данные образовательные стандарты
относятся к новому поколению.
Они гармонизированы с российскими
и украинскими стандартами и
по ряду концептуальных подходов
соотносятся с европейскими измерениями
(Болонский процесс) [2,3,4,5].
Образовательные стандарты
обновляются в Республике Беларусь
один раз в пять лет с
целью учета накопленного опыта
при реализации стандартов, внесения
соответствующих корректив в
действующие модели подготовки специалистов,
оперативного реагирования на процессы
социально-экономического развития страны.
Не менее важным фактором
выступает на современном этапе
внутренняя политика белорусского
государства в условиях появления
новых приоритетов и задач,
перехода на инновационный путь
развития общества, в том числе
в сфере образования.
Таким образом, очевидно, что
при проектировании белорусских
стандартов высшего образования
третьего поколения следует учитывать
многофакторный контекст, который
включает в себя как внешние,
так и внутренние факторы воздействия.
В этой связи рассмотрим ниже
наиболее важные контексты, которые,
на наш взгляд, должны найти
свое отражение в проектируемых
стандартах высшего образования
третьего поколения.
Глобальные тенденции развития
высшего образования
При проектировании образовательных
стандартов нового поколения
весьма важно учитывать, во-первых,
те тенденции и динамичные
процессы в сфере высшего образования,
которые приобретают общемировой
характер. Во-вторых, важен международный
опыт ответа на вызовы времени,
возникающие в условиях глобализации
современного мира. Следует отметить
большой вклад, который внесла
уже начиная с 1995 года ЮНЕСКО в анализ
процессов и проблем, сопутствующих высшему
образованию в глобализованном мире. На
основании этого анализа был разработан
ряд важнейших документов и рекомендаций
ЮНЕСКО о тенденциях и проблемах развития
высшего образования.
5. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕХ
УРОВНЯХ.
Выделим позитивные тенденции в
развитии системы образования:
• гуманизация
и гуманитаризация образовательного процесса,
направленные на переход к гуманным, демократическим
отношениям между педагогами и учащимися;
• вариативность
и разноуровневость содержания образования,
введение новых специальностей и специализаций,
учебных дисциплин, востребованных изменившимися
социально-экономическими условиями (право,
основы экономики, основы психологии и
педагогики, информатика и др.);
• разработка
новых образовательных стандартов,
учебных планов и программ, учебно-методических
комплексов по предметам;
• дифференциация
сети учреждений образования, становление
негосударственных образовательных
учреждений; учет социального заказа
на образование;
• переход
вузов на двухступенчатую подготовку
специалистов (включая бакалавров и
магистров), отвечающую международным
требованиям;
• разработка
и внедрение в образовательный
процесс систем обеспечения и
управления качеством образования;
• использование
учреждениями образования дополнительных
источников финансирования, таких как
доходы от собственной коммерческой
деятельности, средства спонсоров, благотворительные
средства.
Негативные тенденции в образовании
Отрицательное влияние современной
школы на здоровье учащихся. В последние
годы фиксируется тенденция ухудшения
здоровья детей. Врачи связывают
ухудшение физического состояния
детей и подростков с осуществлением
нездорового образа жизни, нервно-психическими
дисфункциями, дидактогенными неврозами.
Можно выделить следующие факторы, способствующие
возникновению у учащихся психических
и физических расстройств: