Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:22, шпаргалка
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.
• неспособность детей справиться с учебной программой;
• усложненные
и перегруженные учебные
• чрезмерная
учебная нагрузка учащихся (старшеклассники
имеют в неделю более 40—42 рабочих
часов, не считая домашних заданий, а
учебная нагрузка школьников за последние
пятьдесят лет увеличилась
Авторитарный стиль
Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.
Бюрократизм и формализм в системе
образования. Эти характеристики образовательного
кризиса проявляются в
Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.
Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин; носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.
Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к «угасанию» личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; «разбуханию» учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем, еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а так называемые парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию.
Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования.
Продолжающийся отток
Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.
Наметился кризис дополнительного
образования и системы
В условиях кризиса воспитания формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед более «сильными» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом и физическом смысле; формализм и безответственность; принятие формальных конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство); низкий уровень культуры общения.
Приведенные характеристики состояния
современной системы
Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать:
• разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.
6. ОБУЧЕНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под обучением следует понимать
целенаправленный педагогический процесс
организации и стимулирования активной
учебно-познавательной деятельности учащихся
по овладению научными знаниями, умениями
и навыками, развитию творческих способностей,
мировоззрения и нравственно-
Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.
Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.
Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).
В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:
▪ стимулирование познавательной активности учащихся;
▪ организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;
▪ развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;
▪ формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
▪ выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;
▪ формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:
1. целевой;
2. потребностно-мотивационный;
3. содержательный;
4. операционно-деятелъностный;
5. эмоционально-волевой;
6. контрольно-регулировочный;
7. оценочно-результативный.
Рассмотрим каждый из них:
1) Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся.
В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).
2) Огромная стимулирующая роль
потребностей и мотивов
Существенное влияние на формирование потребностно - мотивационной сферы и познавательной активности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении знаниями.
Нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, не выполняет домашних заданий и шалит на уроках. В подобных ситуациях учителя иногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: у него нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению.
3) Учителю, готовясь к занятиям,
каждый раз нужно продумывать,
каким должно быть их
Первое. Следует конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.
Второе. Четко определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся.
Третье. Определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности учащихся.
Четвертое. При необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответствующие теоретические уточнения.
Пятое. Если материал учебника слишком
обширный и излишне перегружен несущественными
деталями, попытаться структурировать
его для более сжатого
4) Система учебно-познавательных действий включает в себя:
▪ первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
▪последующее его более
▪ усвоение (запоминание) изучаемого материала;
▪ применение усвоенных знаний на практике;
▪дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Указанные познавательные действия органически
связаны между собой и
5) Термин эмоциональность
На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние следующие факторы:
▪ надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;
▪ использование различных
Информация о работе Государственная политика в сфере образования