3. Понятие, сущность и основные
черты правового государства.
Государство и право
теснейшим образом связаны друг с другом.
Государство использует
право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь
правые нормы всегда санкционируются
государством. Но правовое государство - это совсем особый
тип взаимоотношений права и государства,
это такая форма организации и деятельности
государственной власти, при которой государство
и граждане связаны взаимной ответственностью
при безусловном главенстве Конституции,
демократических законов и равенства
всех перед законом.
Соответственно соотношение
права и государства в гражданском обществе с точки
зрения правового режима определяется: как законопослушность
(законопокорность) населения; как законность
действий государства, его органов и должностных
лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих
ту границу, за которой граждане осуществляют
свои свободы.
Предпосылками создания правового
государства являются:
1. производственные отношения,
основанные на многообразии форм собственности, свободе
предпринимательства. Необходима экономическая
независимость и самостоятельность индивида.
Только экономически самостоятельный
гражданин может быть равноправным партнёром
государства в политико-правовой сфере;
2. режим демократии, конституционализма
и парламентаризма, суверенитет народа,
предотвращение попыток узурпации власти;
3. высокий уровень политического
и правового сознания людей, политической
культуры личности и общества,
понимание необходимости сознательного
участия в управлении государственными
и общественными делами;
4. юридической предпосылкой является создание внутренне
единой и непротиворечивой системы законодательства,
которая только и может обеспечить действительное
уважение закона;
5. важнейшей предпосылкой
правового государства является
гражданское общество, т.е. система отношений между людьми,
обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых
прав и интересов на основе самоуправления
и свободы. Лишь «разгосударствленное»
общество, способное самостоятельно, без
повседневного вмешательства государства
(что и создаёт основу для нарушения последним
закона) решать встающие перед ним проблемы,
может быть социальной базой правового
государства.
Правовое государство предполагает
не только ответственность граждан перед
государством, но ответственность власти
перед населением и её подчинение интересам
общества.
Согласно некоторым специалистам,
для правового государства также характерно
наличие развитого гражданского
общества и децентрализация власти, так что она не сосредоточена
в каком-либо институте или в руках у узкой
группы лиц.
Рассматривая современное
состояние идей правового государства, следует избегать
преувеличения их роли и степени распространения.
В настоящее время правовое государство
выступает идеалом, лозунгом, конституционным
принципом и не получает своего полного
воплощения в какой-либо стране. Реальная
политическая практика государств, провозгласивших
себя правовыми, нередко расходится с
нормами конституции.
4. Идеал и принципы функционирования
правового государства.
Идеал правового государства
не привязан к какому-либо национальному
опыту, и среди важнейших принципов правоведы
обычно выделяют верховенство
закона, равноправие, выполнимость требований
права, защиту гражданских
свобод. В то же время, реализация
этого идеала в каждой стране имеет множество
индивидуальных особенностей, в силу различных
обычаев и их истории. Институты правового
государства также зависят от текущих
задач, перед которыми стоит общество.
Правовое государство требует
наличия следующих институтов:
- назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным
и чётко определённым процедурам и нормам;
- равенство
перед законом, так, что все граждане получают
одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители
правопорядка подлежат соразмерному наказанию,
независимо от их политического, социального
или экономического положения;
- существование независимых,
эффективных, беспристрастных и
доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных
органов;
- выполнение функции нормативного
регулирования действий государства отделённым от исполнительной
власти законодательным органом.
Основные принципы
правового государства:
1. Правление по закону. Верховенство закона
означает, что закон обладает высшей
юридической силой, и все другие правовые
акты и акты правоприменения должны ему
соответствовать. Отсюда следует, что
никакое должностное
лицо или орган
власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут
совершать действия за пределами рамок,
установленных законом.
Правовые нормы могут издаваться и меняться
только согласно действующим узаконенным
или заранее оговоренным процедурам. Должны
быть легальные и эффективные способы
заставить правительство и любых должностных
лиц подчиняться правовым нормам.
2. Равенство перед законом. Законы в равной
степени относятся ко всем без исключений,
в том числе к тем, кто издаёт законы. Юрисдикция судов, которые выносят
постановления по делам обычных граждан,
должна распространяться на всех граждан.
3. Выполнимость. Законы должны быть
такими, чтобы люди могли им следовать.
Как минимум, они должны существовать,
быть доступны для ознакомления и содержать
понятные требования. Создание неопубликованных
или имеющих силу задним числом законов,
внутренняя противоречивость или частая
изменчивость законодательства делают
его неисполнимым на системном уровне
и оставляют возможность только избирательного
применения. Законы также не должны входить
в противоречие с устоявшимися общественными
представлениями о справедливости.
Для этого в конституционных
демократиях существует ряд
институтов, в том числе, парламенты, состязательные
и периодические выборы, свобода
массовой информации.
4. Независимость судебной власти. Независимость
суда от других ветвей
власти и их изолированность от внешнего
давления играют существенную роль в правовом
государстве. Если суд зависит от исполнительной
власти, он может оказаться
не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного
применения силы. Если судебная власть
смыкается с законодательной, свобода подсудимого
может стать предметом произвольного
регулирования.
5. Правосудие. С процедурной стороны, правосудие обеспечивается
за счёт того, что система
права содержит полный
набор заранее известных процедур и правил
принятия решений, процесс применения
которых отличается справедливостью,
последовательностью и прозрачностью.
Принципы работы системы должны позволять
обычным людям предсказывать, какие действия
будут расценены как законные, а какие
нет]. Правосудие становится
непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым
нарушителям избежать наказания или лишить
владельцев их законной собственности,
или если зависимые от исполнительной
власти суды узаконивают её произвол.
6. Защита прав человека. Сторонники естественно-правовых теорий утверждают,
что никакие законы не должны покушаться
на всеобщие права
и свободы человека и гражданина. Однако фактически
в разных странах понимание прав человека
различается: в США смертная
казнь не считается лишением права
на жизнь, в Скандинавии
высокие налоги не рассматриваются
как нарушение права на частную собственность, во многих странах
Восточной Европы и Латинской Америки
люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалов и принципами равноправия. Некоторые правоведы
полагают, что законодательная защита
прав человека эффективна только при условии,
что эти права имеют ценность в местной
культуре.
Заключение.
Государство как главная
властвующая и организующая сила общества, призвано
обеспечить нормальную деятельность всех
организаций в рамках их уставных задач,
содействовать их развитию и совершенствованию.
Государство оперирует
определёнными методами сохранения и поддержания
государственной целостности, суверенитета,
правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает
определённый порядок взаимоотношений
между гражданами государства и вовлекает
в свою деятельность всё население, на собственной и других
территориях, в соответствии с международными
соглашениями государства. Порядок взаимоотношений
между членами общества и применения власти
определяется конституцией, законами и другими правовыми
документами государства, которые являются
частью устройства государства; а также
традициями, сформировавшимися внутри
государства, в исторической действительности.
Без государства невозможны общественный
прогресс, существование и развитие цивилизованного
общества. С усложнением материальной
и духовной жизни общества роль государства
неуклонно возрастает. Увеличивается
число проблем, требующих постоянного
регулирования со стороны государственных
структур (например, проблемы экологии,
здравоохранения).
Обобщая всё вышесказанное,
можно сказать, что государство – основной
и один из важнейших институтов не только
политической системы общества, но и всего
общества в целом. Этот институт возложил
на себя огромный перечень функций и целей
по всестороннему регулированию общественной
жизни.
Список использованных источников.
- Ачкасов Буренко В.И. Политология:
учебник по дисциплине «Политология»
для студентов высш.уч. заведений. – М.:
КноРус, 2013.
- Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс: учебник для
вузов. - М.: Юрайт, 2011. – 505 с.
- Дробышевский С.А. История
политических и правовых учений: основные
классические идеи: учебное пособие. –
2-е изд., доп. – М.: Норма, 2011. – 592 с.
- Корельский В.М. Политология: учебник для ВУЗов.
– М.: Инфра-М; Норма, 2013. – 512 с.
- Кравченко А.И. Основы социологии
и политологии: Учеб. пособие для студентов
высш. и сред. спец. учеб. заведений, МГУ
им. М.В. Ломоносова. – М.: Акад. Проект,
2010. – 351 с.
- Пугачев В.П. Введение в политологию. – М.: Аспект
Пресс, 2010. – 245 с.