Государство: происхождение, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.
Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.
Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).
Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).
Государство является также и субъектом экономических отношений.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 


 



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»

на тему:

Государство: происхождение, сущность и функции

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 1 курса группа 116

 

Проверил:

Коршунова Н.В., к.и.н.

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как «государство», основные и наиболее разработанные взгляды получили название «подходов» и были закреплены в научной литературе:

  1. Теологический подход. Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.
  2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.
  3. Арифметический. Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.
  4. Кибернетический. Государство - система, в рамках которой происходит движение информации, с «обратными» и «прямыми» связями, система имеет точки «ввода» и «вывода».
  5. Марксистский. Государство - это машина для подавления одного класса другим классом.
  6. Социологический. Государство связано с обществом и им предопределено.

В рамках данного подхода выделяют две концепции государства:

а) государство = обществу.

б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.

  1. Либеральный:

а) Концепция государство - ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.

б) Концепция государство - менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами.

в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

  1. Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).
  2. Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).
  3. Государство является также и субъектом экономических отношений.
  4. Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).

Когда государство чрезмерно вмешивается в экономику, то:

  1. Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).
  2. Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель на заинтересован в производстве продукта, так как ничего "не поимеет" с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).

С точки зрения марксизма, экономика обуславливает государство, и определяет его тип.

Признаки государства:

  1. Государство - единственная универсальная организация на территории страны. Охватывает всё население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и негражданства.
  2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами.
  3. Налоги - это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.
  4. Публичная (государственная) власть - власть, не совпадающая с населением, но выступающая от его имени, обеспечивает государственное принуждение.
  5. Легализованное принуждение (насилие) - государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.
  6. Право - государство немыслимо без устанавливаемого им права.

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе:

  1. Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «безмозглыми» массами.
  2. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.
  3. Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ.
  4. Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.

В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

  Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление  его деятельности, без которого  государство на данном историческом  этапе либо на протяжении всего  своего существования обойтись  не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве - его сущность. Поэтому  через функции можно познать  сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает  практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах  и особыми, характерными для государственной  власти методами.

 Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

  Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

 Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. 

   По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

  Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

  Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

 Охрана правопорядка - важнейшая  и необходимая функция любого  государства, вытекающая из потребностей  общества. В демократическом государстве  на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

  Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

 Вторая половина XX столетия  характеризуется тем, что в развитых  странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

  С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

  Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

 В последние десятилетия  многие передовые государства  мира активно осуществляют функцию  развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера  научно-технических исследований, проводимых  на государственной основе. Это  вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

  Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.  

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

 Правотворческая деятельность - это подготовка и издание  нормативно-правовых актов, без которых  реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

Информация о работе Государство: происхождение, сущность и функции