Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций

Описание работы

Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Файлы: 1 файл

Эволюция содержания понятия.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

 

10. Государственная  идеология как социально-политический  феномен

Термин «государство» имеет несколько значений: первое – совпадает с понятием «страна»; второе – сложный институт (определенная организация общественной деятельности и социальных отношений) политической системы общества.

С позиций второго подхода, государство – это совокупность институтов, регулирующих политические отношения в обществе, облеченных легитимной властью и призванных обеспечивать реализацию интересов  граждан.

Особенности государства  как политического института:

- наличие специальной  группы людей, которая от имени  народа осуществляет верховную  власть в стране, делегируемую  ей большинством, и организует  управление общими делами;

- право от имени общества  вырабатывать и проводить внутреннюю  и внешнюю политику, участвовать  в международных делах;

- монопольное право на  принуждение в интересах господствующего  меньшинства или всего общества;

- монополия на издание  законов, имеющих всеобщий характер  в его границах, и взимание  налогов для общественных наук. Одним из атрибутивных признаков государства является идеология.

По своему статусу, политическому  влиянию и сфере распространения  выделяют общественные и государственные (общенациональные) идеологии. Общественные идеологии формируются и действуют  в сфере гражданского общества, служат идейной основой гражданских  партий, общественно-политических движений и объединений. Государственные (общенациональные) идеологии отличаются государственным  масштабом действия, выражают общенациональные интересы и ценности, включая совокупность идей о становлении и происхождении  народа, формировании его самосознания, особенностях и роли политической системы, развитии национальной экономики. общенациональная идеология представляет собой совокупность взглядов и представлений об основах социально-политического устройства конкретного общества и в частности белорусского, его исторических истоках и приоритетах развития, систему норм, идеалов и ценностей социального действия различных субъектов общественных процессов, обеспечивающих сохранение традиций, а также динамику преобразований и построение оптимальной модели государственного устройства.

В идеологии государства  особенно четко выделяются познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная  функции. Познавательная функция заключается в том, что идеология содержит знания об обществе и проблемах его развития. Прагматическая состоит в том, что идеология стремится дать оправдание тому или иному политическому устройству. Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают людей на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Государственная идеология  включает несколько основных элементов: культурно-историческая (цивилизационная) составляющая объясняет и защищает геополитические интересы государства в современном мире, включает совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного государства и проживающего на его территории народа, о месте и роли этого народа в мировом историческом процессе;

В современном обществе распространением идеологии занимаются как отдельные  люди (идеологи), так и созданные  специально для этой цели учреждения и организации. Такая совокупность лиц, организаций и учреждений, занимающихся формированием идеологии и ее распространением в обществе, составляет механизм идеологии государства. Он представлен:

- сотрудниками аппарата  власти, имеющими определенную подготовку  и профессиональные навыки;

- сетью исследовательских  учреждений, занимающихся выработкой  политических концепций и доктрин;

- политическими партиями  и общественными движениями;

- учреждениями культуры, учебными заведениями, научными  объединениями;

- средствами массовой  информации, издательствами.

Уровни государственной  идеологии: теоретико-концептуальный; программно-политический; обыденно-актуализированный.

 

11. структура идеологии белорусского государства

Ядро идеологии белгосударства - идея Отечества. 
Отечество – общая Родина для патриотов, для просто лояльных или аполитичных граждан, для оппозиционных граждан. 
Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое. 
В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. 
Структура идеологии включает четыре блока компонентов: 
1) теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства; 
2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений; 
3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие; 
4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

 

12.идейный плюрализм  гражданского общества и национально-государственной  идеологии

В идеологии плюрализм  по содержанию означает возможность  бесцензурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при  достаточном уровне информированности  участников и открытости пространства идеологического взаимодействия. Плюралистическая форма деятельности характеризуется  инновационностью. Главная задача плюралистичного сознания – поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира. Плюралистичное сознание активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-экологического мира.

Геополитическая ситуация сложившаяся  в современном мире доказывает необходимость  идеологии как важнейшего элемента формирующего вектор национально-государственного развития. Идеология сохраняет общество в качестве целостного самостоятельного субъекта истории (как государство), поэтому она является безусловным  благом. Идеология выступает здесь  как объективный фактор государственного бытия: в её лице весь комплекс общественно-исторических ценностей (духовных, мировоззренческих, нравственных и т.д.) соединяется  в целостную систему общественно-государственной  идентичности, отражающей облик нации  на данном этапе истории. В этом отношении  идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности. Более того, идеология возникает  в момент превращения народа в  нацию, и наоборот деидеологизация  нации превращает её в народ.

Особенно важно осознать, что государство – это социальный организм, и именно идеология определяет его целостность, являясь связующим  смыслом и содержанием общественной жизни. При этом идеология как  форма государственного самосознания всегда конкретна, однако при этом никогда  не остаётся неизменной, будучи всегда привязанной, к динамике исторического  процесса в его политической, экономической  и мировоззренческой проекциях. В этом отношении идеология есть то, что держит нацию на плаву  истории, определяет адекватность и  подвижность её исторического бытия.

 

13. Традиционные идеалы и ценности белорусского народа

Гуманистический и демократический идеалы. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos — народ и kratos — власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям

Свободолюбие  и патриотизм

Свобода в самом  широком смысле есть возможность  осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью  активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и  интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие  и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Идеалы  социального равенства и справедливости

Одной из самых  отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства  и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования. Раньше белорусы предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая новые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами.

Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам  равенства и справедливости в  отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории  простой белорусский люд жил  обособленно от своих господ, в  качестве которых практически всегда выступали представители инородцев  или вставшие на службу к ним свои соплеменники. Вековые надежды белорусского народа на социальное равенство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства.

 

14. Конституция РБ

Конституция - основной закон государства, закрепляет организацию государственной власти и определяет ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция Республики Беларусь 1994 года воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах. Слово «конституция» (от латинского – конституцион) означает установление, строение. Конституция считается правовой основой идеологии государства. Это вытекает из того, что конституционными актами решаются следующие вопросы:1)определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, их взаимодействие, компетенция и т.д.). 2) Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан. Конституция выполняет юридические, политические, и идеологические функции (св-ва). Юридические св-ва: Конституция является основным законом государства, на ее основе формируется вся система текущего законодательства. Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам(важнейшая юридическая функция). Следующая важнейшая юридическая функция Конституция - ее стабильность, устойчивость.В соответствии с конституцией политической основой РБ является унитарное, демократическая, социальное и правовое государства: политические партии и идеологический плюрализм (право избираться и быть избранным); выборность высших органов государственной власти; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ.

 

15. Гражданские  и политические права и свободы

Личные (гражданские) права и свободы.  Личные права (в международной терминологии они называются гражданскими правами) — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Провозглашение в Конституции личных прав и свобод граждан Беларуси в обязательном порядке сопровождается указаниями способов и механизмов их практической реализации. Право на жизнь есть первооснова всех других прав и свобод человека. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В нашей стране смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. . В соответствии со статьей 32 Конституции, женщина или мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступать в брак и создавать семью. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто! не может без законного основания войти в жилище против вот ли проживающих в нем лиц. Согласно упомянутой статье Конституции каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.Право сохранять национальную принадлежность и пользоваться родным языком. Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь и защиту.

Политические  права и свободы: свобода слова и печати; свобода собраний, митингов и демонстраций; свободу объединений; право на участие в решении государственных дел; право избирать и быть избранным в государственные органы; право на петиции; право и обязанность защиты страны 

16.  Экономические,  социальные и культурные права

Право на труд. . Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. Право на отдых. Право собственности. Право на охрану здоровья. Право на благоприятную окружающую среду. 
Экономическую основу составляет многоукладная экономика, базирующаяся на государственной и частной формах собственности в условиях их равноправного положения и конкуренции. 
Социальной основой является равноправие между и внутри социальных, национальных, религиозных, расовых общностей. запрещается пропаганда социальной, религиозной, национальной вражды. 
Принципы народного суверенитета и народовластия: 
1. единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, реализуется государственная инициатива, обсуждение проектов и законов), так и через представителей других органов государственной власти (парламент, президент)

Информация о работе Идеология