Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций

Описание работы

Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Файлы: 1 файл

Эволюция содержания понятия.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

 

26. Сущность, структура и функции государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права. 
2 основных этапа в развитии гос как института:

1.. традиционный. Эти гос возникали на основе обычаев, норм, традиций. Монархии – большинство подданых лишают прав, законы издают верхи в свою пользу

2..конституционный. связан с введением законов. 1776 – конституция США.

Признаки  государства: 
1. единая территориальная организация политической власти. 
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.  
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями. 
4. Суверенитет и независимость. 
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения. 
Функции государства: 
I. Внутренние функции: 
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами. 
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы. 
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности. 
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе. 
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды. 
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности. 
II. Внешние функции: 
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. 
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества. 
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 

27.Формы государственного  правления

Формы государственного правления. 
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии: 
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман). 
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония). 
• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко) 
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики: 
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть). 
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. 
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

 

28.Формы государственного  устройства

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

Формы административно-территориального устройства: 
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ). 
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ). 
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.). 
неторые выделяют • Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

 

29.Правовое государство

Правовое  государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем. 
Признаки правового государства: 
1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством. 
2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов. 
3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием. 
4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Принципы правового государства:

1) приоритет прав –  
• равенство сторон и взаимная ответственность государства и граждан – нормальные правоотношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. \• стабильный правовой статус граждан и система юридических гарантий его реализации – устойчивый и стабильный правовой статус (права и обязанности) и юридические механизмы его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права будут нарушены и др

2) единство права и закона. 
3) правовое разграничение различных ветвей государственной власти 
Законодательная власть избранная всенародно отражает суверенитет государства, исполнительная власть занимается исполнением законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав и справедливого наказания.

 

30.Гражданское общество

Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. 
Характерные признаки гражданского общества: 
• Гуманизм и стабильность социальных отношений. 
• Правовая защищенность каждого гражданина. 
• Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. 
• Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. 
• Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. 
• Равная ответственность государства, общества, личности. 
• Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

Структуру современного белорусского общества можно  представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы  ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

Социальная система охватывает совокупность общностей людей и взаимоотношения между ними. 

Экономическая система – представляет собой совокупность экономических отношений и институтов, в которые вступают люди в процессе реализации собственного производства, распределения и обмена совокупного общественного продукта. 
Политическую систему составляют целостные саморегулируемые элементы и институты: государство, партии, движения, объединения и отношения между ними. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ, и соответствующие учреждения (образовательные, культурные, религиозные), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через средства массовой информации.

 

31. Тоталитарный политический  режим

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Характерные черты:

1)_ идеологизация всей общественной жизни.:

- тоталитарной идеологии  так же свойственна идея о  счастливом завершении истории

- революционна по своему  характеру , обосновывает необходимость формирования нового общества и человека.

- патерналистский дух  (покровительственное отношение  вождей к народу)

2) социальная:

- основание превосходства  одного класса или нации  

- формирование социальной  структуры, в которой наличие  власти определяет социальный статус

- формирование номенклатурного  господствующего класса наряду  с общей люмпенизацией

3)экономические черты:

- огосударствление

- ориентация или полная  ликвидация частной собственности,  рыночных отношений, конкуренции. 

-- Монополия государства  на общественные и политические  ресурсы

4)политические черты:

- наличие предельного  центрального организованного движения  во главе с партией.

- Срастание партии с  государством

- Запрещение всякой оппозиции

- Сохранение видимости  демократии с помощью использования  выборов

- Массовый террор как  средство внутренней политики

- Наличие мощного аппарата  контроля и принуждения

-Культ  вождей  
Разновидности:

1.сталинизм. Основная  идея и диктатура, опиравшаяся  на три структуры – партия, государство и силовые органы. От других сталинизм отличался  тем, что покушался на землю  и собственность.

2.Нацизм – основная  идеология расизм и шовинизм. Превосходство одной нации над  другой.

 

32. Авторитарный политический  режим

Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

Авторитаризм  и его черты:

  • небольшое число носителей власти (монарх, тиран)
  • неограниченность власти и ее неподконтрольность власти гражданам
  • опора на силу реальная или потенциальная
  • монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограничение его во внеполитические силы.

Положительные черты авторитарных режимов:

1.способность обеспечивать  полит стабильность и общественный  порядок в условиях соц потрясений

2.способность быстро мобилизовать  ресурсы общества на решение  определ задач

3.способность противостоять  политическим противникам.

Недостатки: полная зависимость политики от главы гос или группы лиц у власти; отсутствие у граждан возможности предотвращать полит авантюры; ограниченность политического выражения общ интересов.

Разновидности:

1.по способу организации власти:

- псевдодемократические  (в этих режимах формально признается  разделение властей, многопартийность, реальная власть наход в руках исполнительных структур. Пример – Мексика)

- конституционноавтортарный (ограничение и запрещение на основе конституции деятельности оппозиции, независимых СМИ) пример – Сингапур, Филипины, Ирак, Иран.

2.по носителям  власти :

- олигархические (власть  группы людей)

- персоналистские диктатуры (Румыния, Греция, Аргентина)

- военные хунты (Африка)

- теократические режимы (власть религиозного клана)

- абсолютная монархия

- персонафицированный режим (власть опирается на силу, неи силых институтов власти )

 

33. Демократический политический  режим

Демократия – форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.

Характерные черты Д как формы правления:

1.суверенитет народа, кот  имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)

2.периодическая выборность  осн органов власти

3.равенство прав граждан  на участие в управлении государством (равенство в избират правах)

4.принятие решений по  большинству и подчинение меньшинства  при реализации этих решений

Условия существования Д:

1.наличие рыночных отношений  (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках)

2.наличие гражданского общества  – сферы внеполит отношений, защищенных от вмешат гос-ва

3.существование среднего класса (этот класс стремится к независ)

4.наличие опред уровня образованности. Он должен включать в себя не только необход уровень грамотности, но и наличие опред полит знаний

Достоинства:.наличие возможности свободного выбора; учет мнения большинства; отсутствие монополии на власть; уважение прав и свобод граждан; наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

Недостатки: опасность тирании большинства;   замедленный процесс принятия решений; вероятность прихода к власти в результате выборов непрофессионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

Информация о работе Идеология