Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций
Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
26. Сущность, структура и функции государства
Государство – основной институт политической
системы общества, осуществляющий суверенную
независимую власть в интересах граждан,
проживающих на данной территории с помощью
государственного аппарата на основе
права.
2 основных этапа в развитии гос как института:
1.. традиционный. Эти гос возникали на основе обычаев, норм, традиций. Монархии – большинство подданых лишают прав, законы издают верхи в свою пользу
2..конституционный. связан с введением законов. 1776 – конституция США.
Признаки
государства:
1. единая территориальная организация
политической власти.
2. общность людей, объединенных правовым
союзом - гражданством.
3. органы и учреждения наделены властными
полномочиями.
4. Суверенитет и независимость.
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых
актов, взимание налогов и сборов с населения,
применение средств и методов принуждения.
Функции
государства:
I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных
полномочий и поддержание политической
стабильности общества, реализация политического
курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия
всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование
экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм,
поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение материальных
и духовных потребностей граждан, регулирование
общественных отношений, гуманизации
социальной среды.
6. Культурно-воспитательная – охрана
и обогащение историко-культурного и духовного
наследия общества, совершенствование
условий социализации личности.
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости
и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного международного
полит и экономического сотрудничества.
3. Участие в программах по преодолению
глобальных проблем современности, экологического
кризиса, предотвращение ядерной войны.
27.Формы государственного правления
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой
власть концентрируется в руках главы
государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть
монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена
парламентом. Основной принцип – «монарх
царствует, но не правит». (Великобритания,
Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть монарха ограничена
в законодательной области и имеет широкие
полномочия в исполнительной области.
(Иордания, Кувейт, Марокко)
2.Республика
– форма правления, при которой глава
государства является выборным и сменяемым
и зависит от воли народа или парламента.
Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства
и главой исполнительной власти. (США,
Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).
Обладает правом законод инициативы и
вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного
общества создает сильную президентскую
власть).
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция,
Израиль, страны Прибалтики). Правительство
формируется на парламентской основе.
Глава Правительства премьер-министр
– глава исполнительной власти, является
первым лицом государства. Президент исполняет
представительские и церемониальные функции.
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия,
Финляндия, Франция, Болгария, Польша.
Сочетают сильную президентскую власть
с эффективным контролем Парламента за
деятельностью Правительства. Правительство
несет двойную ответственность.
28.Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Формы
административно-
• Унитарное - не имеет в своем
составе административно-
• Федерация – устойч союз суверенных
субъектов, где распределены полномочия
между ними и центром полномочий. Субъекты
федерации имеют собственные конституции,
законодательство, органы власти, не обладают
правом одностороннего выхода из союзного
государства. В федерации два уровня власти
– федеральная и республиканская. Федерациями
в настоящее время являются 20 стран: по
территориальному признаку(США),национальному(
• Конфедерация –временный союз юридически
и политически самостоятельных государственных
образований для решения политических,
военных, внешнеполитических и других
задач, при сохранении полного суверенитета
государства. СНГ (1991г.).
неторые выделяют • Империя – государственное
образование с обширной территорией, сильной
централизованной властью, разнородным
этническим, культурным и религиозным
составом. Римская, Британская, Российская.
29.Правовое государство
Правовое
государство – тип государства, последовательно
воплощающий принципы конституционализма,
ограниченное в своих действиях нормами
права и развитым социальным контролем.
Признаки правового
государства:
1. Приоритет прав личности, равная ответственность
и обязанность государства перед гражданами
и граждан перед государством.
2. Действует принцип «разрешено все, что
не запрещено законом» Верховенство гуманных
законов.
3. Разделение властей, общественный контроль
за их функционированием.
4. Социальная основа государства – зрелое
гражданское общество.
Принципы правового государства:
1) приоритет прав –
• равенство сторон и взаимная ответственность
государства и граждан – нормальные правоотношения
предполагают равенство и взаимную ответственность
их сторон. \• стабильный правовой статус
граждан и система юридических гарантий
его реализации – устойчивый и стабильный
правовой статус (права и обязанности)
и юридические механизмы его обеспечения
позволяют человеку смело смотреть вперед,
не бояться, что его права будут нарушены
и др
2) единство права и закона.
3) правовое разграничение различных ветвей
государственной власти
Законодательная власть избранная всенародно
отражает суверенитет государства, исполнительная
власть занимается исполнением законов
и оперативно-хозяйственной деятельностью.
Судебная власть выступает гарантом восстановления
нарушенных прав и справедливого наказания.
30.Гражданское общество
Гражданское
общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных
и независимых от государства общественных
институтов и отношений, которые призваны
обеспечивать условия для самореализации
индивидов и коллективов, реализации частных
интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского
общества:
• Гуманизм и стабильность социальных
отношений.
• Правовая защищенность каждого гражданина.
• Высокий уровень политической культуры
и гражданской ответственности личности.
• Полит плюрализм, развитая система самоуправления,
свободная инициатива граждан.
• Эффективный социальный контроль над
деятельностью институтов власти.
• Равная ответственность государства,
общества, личности.
• Гражданское общество неразрывно связано
с правовым государством, что обеспечивает
верховенство права и свободы граждан
Структуру современного белорусского общества можно представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.
Социальная система охватывает совокупность общностей людей и взаимоотношения между ними.
Экономическая система –
представляет собой совокупность экономических
отношений и институтов, в которые вступают
люди в процессе реализации собственного
производства, распределения и обмена
совокупного общественного продукта.
Политическую систему
составляют целостные саморегулируемые
элементы и институты: государство, партии,
движения, объединения и отношения между
ними. Духовно-культурная система образуется
из отношений между людьми, их объединениями,
государством и обществом по поводу духовно-культурных
благ, и соответствующие учреждения (образовательные,
культурные, религиозные), через которые
реализуются эти отношения.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через средства массовой информации.
31. Тоталитарный политический режим
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Характерные черты:
1)_ идеологизация всей общественной жизни.:
- тоталитарной идеологии так же свойственна идея о счастливом завершении истории
- революционна по своему характеру , обосновывает необходимость формирования нового общества и человека.
- патерналистский дух
(покровительственное
2) социальная:
- основание превосходства одного класса или нации
- формирование социальной структуры, в которой наличие власти определяет социальный статус
- формирование номенклатурного господствующего класса наряду с общей люмпенизацией
3)экономические черты:
- огосударствление
- ориентация или полная
ликвидация частной
-- Монополия государства
на общественные и
4)политические черты:
- наличие предельного
центрального организованного
- Срастание партии с государством
- Запрещение всякой оппозиции
- Сохранение видимости
демократии с помощью
- Массовый террор как средство внутренней политики
- Наличие мощного аппарата контроля и принуждения
-Культ
вождей
Разновидности:
1.сталинизм. Основная идея и диктатура, опиравшаяся на три структуры – партия, государство и силовые органы. От других сталинизм отличался тем, что покушался на землю и собственность.
2.Нацизм – основная идеология расизм и шовинизм. Превосходство одной нации над другой.
32. Авторитарный политический режим
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.
Авторитаризм и его черты:
Положительные черты авторитарных режимов:
1.способность обеспечивать
полит стабильность и
2.способность быстро
3.способность противостоять политическим противникам.
Недостатки: полная зависимость политики от главы гос или группы лиц у власти; отсутствие у граждан возможности предотвращать полит авантюры; ограниченность политического выражения общ интересов.
Разновидности:
1.по способу организации власти:
- псевдодемократические
(в этих режимах формально
- конституционноавтортарный (ограничение и запрещение на основе конституции деятельности оппозиции, независимых СМИ) пример – Сингапур, Филипины, Ирак, Иран.
2.по носителям власти :
- олигархические (власть группы людей)
- персоналистские диктатуры (Румыния, Греция, Аргентина)
- военные хунты (Африка)
- теократические режимы (власть религиозного клана)
- абсолютная монархия
- персонафицированный режим (власть опирается на силу, неи силых институтов власти )
33. Демократический политический режим
Демократия – форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.
Характерные черты Д как формы правления:
1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)
2.периодическая выборность осн органов власти
3.равенство прав граждан
на участие в управлении
4.принятие решений по
большинству и подчинение
Условия существования Д:
1.наличие рыночных отношений (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках)
2.наличие гражданского
3.существование среднего
4.наличие опред уровня образованности. Он должен включать в себя не только необход уровень грамотности, но и наличие опред полит знаний
Достоинства:.наличие возможности свободного выбора; учет мнения большинства; отсутствие монополии на власть; уважение прав и свобод граждан; наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
Недостатки: опасность тирании большинства; замедленный процесс принятия решений; вероятность прихода к власти в результате выборов непрофессионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)