Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций
Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
34.Институт главы государства
Глава гос-ва– должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов гос-ва, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации и государства.
Основные функции:
-олицетворяет единство народа
-гарантирует реализацию
основных направлений
- представляет РБ в отношениях с др гос-вами.
-принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац безопасности.
- обеспечивает экономическую и политическую стабильность.
- обеспечивает преемственность
и взаимодействие органов
- осущ посредничество между органами госвласти.
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.
• Назначает республиканский
референдум, выборы в палату Представителей,
Совет Республики и местные представительные
органы;
• С согласия Палаты Представителей назначает
на должность премьер-министра;
• Назначает 6 судий Конституционного
суда и с согласия Совета Республики председателя
конституционного суда;
• Ежегодно обращается с посланиями к
Парламенту и белорусскому народу по положению
в государстве, основных направлениях
внутренней и внешней политики;
• Возглавляет Совет безопасности Республики;
• Является главнокомандующим военных
сил Республики Беларусь;
• В случае стихийного бедствия или военной
угрозы вводит чрезвычайное положение
и объявляет мобилизацию с внесением в
трехдневный срок принятого решения Совета
Республики.
35. Законодательная власть
законодательная
власть – это система полномочий и
представительных органов государственной
власти, которые разрабатывают и принимают
законы, имеющие прямое действие на территории
государства.
Парламент - Национальное
собрание РБ является представительным
и законодательным органом РБ.
Парламент состоит
из двух палат – Палаты представителей
и Совета Республики, которые избираются
на 4 года. Состав Палаты представителей
– 110 депутатов.
Совет Республики является
палатой территориального представительства.
От каждой области и города Минска
избираются выборщиками (Советами депутатов)
по 8 членов Совета Республики. 8 членов
Совета Республики назначаются Президентом
РБ.
Основные полномочия
Палаты представителей:
• Рассмотрение по предложению Президента
или по инициативе 150000 граждан изменения
и дополнения в Конституцию Республики
Беларусь;
• Рассмотрение проектов законов об основных
направлениях внутренней и внешней политики,
военной доктрины, об утверждении республиканского
бюджета, установлении республиканских
налогов и сборов;
• Назначение выборов Президента РБ;
• Дает согласие Президенту на назначение
премьер-министра.
Любой законопроект, если иное не предусматривается
Конституцией, в начале рассматривается
в Палате представителей, затем в Совете
Республики и в пятидневный срок подписывается
Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются
в форме законов и постановлений. Законы
подлежат немедленному опубликованию
после их подписания и вступают в силу
через 10т дней после опубликования, если
в самом законе не установлен срок. Закон
не имеет обратной силы, за исключением
случаев, когда он смягчает или отменяет
ответственность граждан.
Парламент
выполняет следующие функции:
- Законодательная означает,
что основная задача Парламента – принятие
законов;
- Представительная означает,
что в Парламенте работаю депутаты, избираемые
народом, которые получили право от имени
народа принимать законы и представлять
интересы граждан;
- Контроль Парламента за деятельностью
исполнительной власти, что служит интересам
государства и общества, содействует эффективности
исполнения законов.
36.Исполнительная власть
Исполнительная
власть – это система полномочий и
органов государственной власти, реализующих
законы и иные нормативные правовые акты,
обеспечивающих разработку и осуществление
внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве
осуществляет Правительство – Совет министров
РБ. Это центральный орган гос управления.
Правительство в своей деятельности подотчетно
Президенту и ответственно перед Парламентом.
Оно слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом. Правительство
– коллегиальный орган, который осуществляет
исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом
с согласия Палаты представителей.
Основные функции
Правительства:
• руководить системой подотчетных ему
органов государственного управления
и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления
внутренней и внешней политики и принимает
меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту
для внесения в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической,
финансовой, кредитной и денежной политики,
гос политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав
и свобод граждан, защите интересов государства,
национальной безопасности и обороноспособности,
охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении
имущества, являющегося собственностью
РБ, организует управление государственной
собственностью;
• обеспеч выполнение законов, Конституции,
декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления,
имеющие общую силу на всей территории
РБ.
Социально-экономические
задачи Правительства: обеспечить
устойчивое экономическое развитие страны
на основе инновационных технологий и
реализовать концепцию социально-ориентированной
рыночной экономики, где основными приоритетами
являются образование, здравоохранение,
качество жизни, социальная защита менее
обеспеченных слоев граждан и реализация
программы «социально-экономического
развития Республики Беларусь» до 2015 г,
создание условий для развития постиндустриального
общества.
37.Местная власть
Местное управление – управление делами местного
(регионального) значения. Его осуществляют
исполнительные и распорядительные органы
и должностные лица, которые назначаются
центральными или иными вышестоящими
государственными органами.
Система местного
управления: областные, районные, городские,
поселковые, сельские исполкомы и местные
администрации.
Состав исполнительного
комитета: председатель исполкома,
заместители председателя исполкома,
управляющий делами (в сельских, поселковых
исполкомах – секретарь), члены исполнительного
комитета.
Председатели облисполкомов назначаются
Президентом РБ и утверждаются областными
Советами депутатов.
Председатель райисполкома
и горисполкома назначается председателем
облисполкома и утверждается районным
(городским) Советом депутатов.
Органы территориального общественного
самоуправления избираются гражданами
и наделяются определенными правами для
решения вопросов местного значения. Такими
органами являются Советы депутатов, собрания
по выборам органов территориального
самоуправления, собрания уполномоченных,
местные референдумы и другие формы прямого
участия граждан в государственных и общественных
делах. Органы территориально-общественного
самоуправления избирается гражданами
сроком на 4 года.
В статье 121 Конституции
страны закреплены вопросы, относящиеся
к исключительной компетенции местных
Советов депутатов:
• утверждение программ экономического
и социального развития, местных бюджетов
и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом
местных налогов и сборов;
• определение порядка управления и распоряжения
коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.
38.Международные отношения
Международные отношения
– совокупность экономических, политических,
идеологических, правовых и иных связей
и взаимоотношений между
Уровни международных отношений.
Виды международных отношений.
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: •политические: правовые, дипломатические и т.д.; •экономические: финансовые, торговые, и т.д.; •идеологические: соглашения, декларации и т.д.;•военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; •культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.
39. Внешняя политика государства
Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации.
Функции:
Средства:
Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; и др Парламент Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны и заключении мира. Министерство иностранных дел Республики Беларусь - орган государственного управления, который проводит государственную политику в области внешних связей, осуществляет регулирование и координацию внешнеполитической деятельности, общую координацию внешнеэкономической деятельности
40.Приоритеты внешней политики РБ
Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются: 1)защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;2)защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте; защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке; обеспечение условий роста экспорта; развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики; обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.
Среди таких приоритетных
направлений – государства-
Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.
На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга. (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай,)
Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.
Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.