Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций
Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
2.никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству
3.каждому гарантирована свобода мнений, убеждений и их свободное выражение
4. средства массовой информации демополизированы, являются только собственностью государства
5.свобода собраний, митингов, уличных шествий, пикетов. Они гарантированы государством и определены законом
6.каждый имеет право на свободу объединений
7. гражданин РБ имеет право
избирать и быть избранным в государственные
органы власти на основе всеобщего равенства,
прямого или косвенного избирательного
права при тайном голосовании
Выборы являются свободными: избиратель
лично решает учавствовать ему в выборах
и за кого голосовать. Право выдвижения
депутата в парламент, президенты. Кандидат
на должность президента выдвигается
только гражданами.
.
17. Единство прав и свобод и обязанностей граждан
Из идеи единства прав и обязанностей человека исходит Конституция Республики Беларусь. . Суть этих обязанностей состоит в следующем:
•соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
•уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других людей
•принимать участие в финансировании государственных расходов. Эта обязанность выполняется гражданами путем уплаты ими государственных налогов, пошлин и иных устанавливаемых законом платежей;
•беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
•защищать Республику Беларусь
Обязанности государства
перед человеком. Отличительной
особенностью Конституции Республики
Беларусь является то, что в ней
устанавливаются обязанности
18. Стратегия общественного развития Белоруси в 21 веке
Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены: формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий; разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин; формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства. Задача состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социальной ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, найти место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы. В современных условиях в качестве стратегической цели развития Беларуси выступает общественное устройство постиндустриального типа или, если рассматривать только технико-технологические аспекты, общество, основанное на информационных технологиях. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность.
19. политология как наука и учебная дисциплина
Политоло́гия , или
политическая наука — наука о политике, то есть
об особой сфере жизнедеятельности людей,
связанной с властными отношениями, с
государственно-политической организацией
общества, политическими институтами,
принципами, нормами, действие которых
призвано обеспечить функционирование
общества, взаимоотношения между людьми,
обществом и государством.
Предметом политологии является политическая
жизнь в целом, выявление ее основных компонентов,
тенденций изменения и связей с другими
сферами общественной жизни.
Объекты - политические отношения, политическая
система, политическая культура, политические
процессы и т.д.
В представлении многих учёных предмет
П. представляет собой междисциплинарную
науку, предметом изучения которой являются
тенденции и законы функционирования
и развития политической жизни, которые
отражают реальный процесс включения
субъектов политики в деятельность с реализацией
политической власти и политических интересов.
функции: —познавательная, которая осуществляется в ходе
создания точного образа политики, выявления
основных закономерностей, тенденций
изменения, формирования представлений
о ее основных компонентах;
— прогностическая. Обладание знанием о политике
и тенденциях ее изменения позволяет осуществить
более или менее точное предсказание возможных
будущих политических событий, влияющее
на поведение людей в этой сфере;
—практическая. Представления о смысле, назначении
и возможностях политики влияют на управление,
ход реализации поставленных в политике
целей;
— идеологическая. Политология служит средством
идейного обоснования важнейших целей
и идеалов политической деятельности,
оказывает воздействие на выработку программ
участвующих в политике сил, в значительной
степени определяет стратегию и тактику
их политического поведения;
— культурная. Политология обогащает представления
людей о средствах достижения политических
целей, формирует образы наиболее желаемых
состояний, событий, к которым необходимо
стремиться, создает представления о ценностях;
— воспитательная, в ходе реализации которой складываются
необходимые в демократическом обществе
предпосылки и навыки участия граждан
в политическом процессе, что невозможно
без знаний о структуре, основных компонентах
политической организации общества, основных
принципах ее функционирования и изменения,
механизма влияния человека на ход политических
процессов.
20. Политика как общественное явления
Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами. Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права ;Реализация общих интересов.
Виды
политики:
• Внутренняя – основные направления
деятельности государства по регулированию
отношений людей внутри данного сообщества.
• Внешняя – вопросы, связанные с регулированием
отношений данного государства с другими
государствами и народами.
• Международная – деятельность мирового
сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению
стоящих перед ним проблем. Структура
политики:
1. Субъекты политики – государство, инстит
гос власти, граждане.
2. Объекты политики – общество, гос-во
и их институты, соц группы, проблемы и
процессы.
21. Субъекты политики.
Субъекты политики - это индивиды, социальные
группы, слои, организации, участвующие
в процессе реализации государственной
власти. Политическое отношение предполагает
как минимум двух субъектов. Под субъектом
всегда имеется в виду человек, наделенный
сознанием, познающий окружающий мир и
действующий в нем. В сфере политики человек
выступает как носитель политических
отношений, как «человек политический»,
наконец, как гражданин, наделенный определенными
правами и обязанностями. Как субъект
политических отношений человек выступает
в разных качествах, обращен к политике
различными своими гранями. Поэтому возникает
необходимость классификации субъектов
политики. Существуют
следующие признаки:
По количественному признаку политические
субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане,
иностранцы, лица без гражданства и т.п.)
и групповые. Под последними имеются в
виду большие, средние и малые социальные
группы: классы, этносы, сословия, элиты,
фракции и т.п.
По правовому признаку
субъектов политики делят на физических
(граждане, политические лидеры) и юридических
лиц (общественно-политические организации);
По направлениям
политики ее носителей можно классифицировать
на субъектов внутренней (граждане, руководители,
партии) и внешней политики (народы, государства,
его специализированные органы, межгосударственные
объединения).
Субъектов
политики классифицируют также по признаку
первичности или вторичности их политического
участия. В этом случае к первой группе
относятся граждане (с различным политико-юридическим
статусом) и такие социальные общности,
как классы, нации, политические элиты,
иные социальные группы. Ко второй группе
относятся такие политические институты,
как государства, общественно-политические
организации и движения и межгосударственные
объединения.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь, все
граждане включены в политическую деятельность,
то есть являются субъектами политической
деятельности.
22. Политическая власть
Признаки политической
власти:
-делегирование властных полномочий одних
людей другим через специально уполномоченный
государственный аппарат;
- использование механизма организованного
принуждения с опорой на систему разнообразных
санкций, применяемых за нарушение установленных
ею норм;
-наличие специального аппарата людей,
обладающих более высоким уровнем компетенции
и образования по сравнению с другими
властными аппаратами, чтобы следить за
исполнением законов.
Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.
Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.
Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.
Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.
Функции политической
власти как инструмента социального
управления:
— сохранение социальной целостности;
— реализация потребностей и интересов
осуществляющих властные функции социальных
групп;
— регулирование социальных отношений,
поддержание стабильности в функционировании
социального организма.
Органы государственной
власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва,
гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат,
представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ,
исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные
суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля,
контрольно-надзорные органы власти.
23.Лигетимность политической власти
Легитимностъ означает качество взаимоотношений
власти и подвластных, которое выражается
в добровольном признании ценности власти,
в ее праве управлять. Легитимная власть
порождает у руководителей право на управление
и соответственно обязанность у населения
подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность)
власти не совпадающие понятия. Если легальность
означает юридическое обоснование власти,
ее соответствие правовым нормам (юридическая
характеристика), то Легитимность — это
доверие и оправдание власти (характеристика
нравственная). Любая власть, издающая
законы, даже непопулярные, но обеспечивающая
их выполнение,— легальна. В то же время
она может быть нелегитимна, не приниматься
народом.
^ Типы легитимности
политической власти:
1) рациональный — власть узаконена установленными
демократическим путем и признанными
нормами права, основана на подчинении
не личности руководителя, а законам, в
рамках которых избираются и действуют
представители власти;
2) идеологический
— власть признается обоснованной
в силу внутренней убежденности или веры
в правильности тех идеологических ценностей,
которые ею провозглашены;
3) традиционный — власть признается оправданной
в силу укорененных обычаев, традиций,
привычки повиноваться, веры в непоколебимость
и священность издревле существующих
порядков;
4) харизматический (
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”.
24.Сущность, структура и функции политической системы
Политическая
система – совокупность институтов
государственной власти и общественных
объединений, политических отношений
и действий, ценностей, функций, полномочий
и ресурсов, обеспечивающих управление
обществом.
Структура
политической системы общества включает
в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические
партии, общественные организации, группы
давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает
политико-правовые и нравственные нормы,
где особую роль играют конституция и
законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен
информацией между политической властью
и гражданами, контроль со стороны социальных
институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает
политическую идеологию и культуру, служит
ценностной основой развития и совершенствования
политической системы.
• Функциональная - представляет собой
средства и методы взаимодействия власти,
обеспечивает взаимосвязь личности, государства,
общества.
Основные функции
политической системы:
Приобщение граждан к политике, формир
и обогащение полит культуры общества;
Мобилизация материальных и человеческих
ресурсов на удовлетворение соц интересов;
Поддержание стабильности в обществе
на основе общих целей и ценностей;
Регулирование общественных процессов
посредством «норма творчества», контроля
соблюдения законов, принятия и выполнения
управленческих решений;
Определение и выработка конкретного
политического курса, целей и задач, развитие
общества;
Основные критерии политической системы:
стабильность, эффективность, легитимность,
легальность
25. Основные направления развития политической системы РБ
Современную политическую систему
РБ можно определить как трансформированную
систему переходного общества, где
на ряду с новыми тенденциями развития
сохраняются определенные элементы советской
политической системы.
Политическая система
РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении
властных полномочий в сторону исполнительных
органов власти, при этом присутствует
классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного
управления и самоуправления к новым условиям
социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические
партии и движения, которые могли бы существенно
повлиять на демократизацию политического
процесса общества.
• Происходит формирование демократической
политической культуры в обществе с целью
вовлечения граждан в активные политические
процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента
в деятельности политической аппозиции
которая не имеет существенного влияния
на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены
в статье 1-ой конституции РБ – унитарное,
демократическое, социально-правовое
государство, национальная идея сильной
и процветающей Беларуси – государство
для народа.