Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Античность
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Античный мыслитель Платон (427 - 347 до н. э.) изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Он создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Справедливость трактуется Платоном как основополагающий принцип государства, в соответствии с которым каждый на своем месте делает для общества максимум полезного, как воздаяние каждому должного.
Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.
К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.
По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междуусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.
Учеником Платона был Аристотел
Аристотель считал государство
результатом естественного
Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1)количеству правящих; 2)цели правления. К «правильным» формам он относил монархию, аристократию, политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах, к которым он относил тиранию, олигархию, демократию, правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов.
Лучшей формой государства он считал по литию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода). Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.
Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др.
Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.
Цицерон не отдает предпочтения ни одной
из известных ему форм государства,
наилучшим считает смешанный
режим, сочетающий достоинства царской
власти (заботу монарха о подданных),
аристократии (мудрость правителей) и
демократии (Свободу народа). Одновременно
Цицерон обращается к религии
как к некоему духовному
Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.
Средние Века
В Средние века политические взгляды
облекались в религиозную форму
и имели религиозное
В работе «О граде Божьем» Августин, прозва
По разному организованы взаимоотношения между людьми (властвующими и подчиненными) в двух градах. В граде земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, присущая и правителям, и подчиненным. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».
Важное место в учении Августина занимают проблемы человеческой свободы и воли. Человек рождается свободным, но в государстве сталкивается со многими ограничениями свободы. Чтобы преодолевать их, необходимо проявлять сильную волю, в т. ч. политическую.
Августин говорил о
Политические взгляды Фомы Акеинского (Акеината) излагаются в его труде «О правлении властителей». Он полагал, что государство, государственная власть берут свое начало от Бога, стремился обосновать верховенство церковной (духовной) власти над светской. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Сущность власти божественна, но формы ее реализации зависят от людей. Аквинат пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. Ни одна из них не является совершенной, хотя из всех перечисленных он предпочитал монархию
Фома Аквинский выступал против
идеи социального равенства. Политическое
и правовое неравенство сословий
является естественным, вытекает из различий
природных способностей людей и
соответствует божественному
Возрождения
Эпоха Возрождения отмечена не только
выдающимися достижениями в науке
и искусстве, великими географическими
открытиями, но и бурной политической
жизнью. Особо следует отметить вклад
в развитие политической мысли итальянца Никколо Макиав
1. Раскрыл социальную природу
политики. Политика, по Макиавелли,
есть взаимоотношения
2. Обосновал самостоятельность
политической сферы, ее
3. Изучал политику как
4. Различал понятия «общество»
и «государство», государство
рассматривал как политическую
форму организации общества. Происхождение
государства объяснил, исходя из
природы человека (естественной
и общественной). Такие негативные
качества людей, как
5. Сформулировал концепцию
Наилучшей формой государства (правления)
Н. Макиавелли считал смешанную, воплощением
которой была для него умеренная
республика, сочетающая достоинства
монархии (сильное объединяющее начало),
аристократии (мудрость и добродетельное
правление), демократии (свобода и
участие народа в управлении). Он
показывает преимущества республиканской
формы правления, при этом говорит
и о самостоятельных
6. Отделил политику от морали.
Политика, по его мнению, подчинена
достижению определенных целей,
Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали макиавеллизмом. Ее принцип: «Для достижения цели все средства хороши». Здесь политика оказывается вне морали, не связывает себя какими-либо моральными принципами и нормами.
Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения был и французский мыслитель Жан Воден(1530 - 1596). Главная его работа -«Шесть книг о республике».
Основной вклад Бодена в развитие политической теории связан с постановкой и решением им проблемы государственного суверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет», под которым понимал верховный характер государственной власти, независимость ее от какой бы то ни было иной власти. Суверенитет трактовался Боденом как независимость государства от других государств и как его независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства, таких как: право объявления войны и заключения мира, право законодательства, право помилования, право чеканки монет, взимания налогов и некоторых других.