История политологии с Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад

Описание работы

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Файлы: 1 файл

Античность.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Античность

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Античный мыслитель Платон (427 - 347 до н. э.) изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Он создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Справедливость трактуется Платоном как основополагающий принцип государства, в соответствии с которым каждый на своем месте делает для общества максимум полезного, как воздаяние каждому должного.

Его идеальное государство состоит  из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников  и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам  человеческой души: разумному, яростному  и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы  создают материальные средства к  жизни. Первые два сословия не имеют  ни собственности, ни семьи.

Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и  справедливость.

К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится  аристократическая республика с  мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в  силе его законов. Устанавливаемые  в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных  отношений между людьми, устранению междуусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Учеником Платона был Аристотель (384 - 322 до н. э.). Он продолжил исследование проблем государства, его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы Аристотель изложил в работе «Политика».

Аристотель считал государство  результатом естественного развития, а не божественного промысла. В  его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как  «политического животного». В человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом  чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение лучшей жизни, общего блага  для всех граждан.

Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1)количеству правящих; 2)цели правления. К «правильным» формам он относил  монархию, аристократию, политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах, к которым он относил тиранию, олигархию, демократию, правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов.

Лучшей формой государства он считал по литию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода). Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.

Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др.

Как Платон и Аристотель, он исходил  из того, что государство создается  для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной  из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный  режим, сочетающий достоинства царской  власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и  демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии  как к некоему духовному основанию  осуществления государственной  власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в  государстве, которые могут и  должны исправлять пороки, а также  наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых  и управляющих, считал, что под  действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные  граждане. Тем самым он выразил  идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных  политологических теориях.

 

Средние Века

В Средние века политические взгляды  облекались в религиозную форму  и имели религиозное содержание. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни была Библия. Божественную природу государства  средневековые мыслители обосновывали, ссылаясь на тезис о «естественной  греховности» человека. Наиболее яркими представителями политической мысли  Средневековья былиАвгустин Аврелий (354 - 430) и Фома Аквинский (1225 - 1274).

В работе «О граде Божьем» Августин, прозванный Блаженным, ставит вопросы о смысле истории, направленности исторического процесса. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град земной» (государство) живет «по плоти», в нем любовь к самому себе доходит до забвения Бога. У «града Божьего» (небесного) любовь к Богу простирается до забвения себя. Оба града существуют один возле другого и даже переплетаются между собой так, что члены града Божия (благочестивые люди) живут среди членов града земного (нечестивых людей) и наоборот.

По разному организованы взаимоотношения  между людьми (властвующими и подчиненными) в двух градах. В граде земном постоянно проявляется «похоть  господствования», властолюбия, присущая и правителям, и подчиненным. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Важное место в учении Августина  занимают проблемы человеческой свободы  и воли. Человек рождается свободным, но в государстве сталкивается со многими ограничениями свободы. Чтобы преодолевать их, необходимо проявлять сильную волю, в т. ч. политическую.

Августин говорил о безусловном  приоритете власти церковной, идущей от Бога, над властью светской, государственной. Власть государственная регулирует поведение людей в их временном  земном существовании и сама является временной. Власть божественная направляет жизнь вечную, ее земным олицетворением выступает Христианская Церковь.

Политические взгляды Фомы Акеинского (Акеината) излагаются в его труде «О правлении властителей». Он полагал, что государство, государственная власть берут свое начало от Бога, стремился обосновать верховенство церковной (духовной) власти над светской. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Сущность власти божественна, но формы  ее реализации зависят от людей. Аквинат пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. Ни одна из них не является совершенной, хотя из всех перечисленных он предпочитал монархию

Фома Аквинский выступал против идеи социального равенства. Политическое и правовое неравенство сословий является естественным, вытекает из различий природных способностей людей и  соответствует божественному принципу управления миром. Сословное неравенство  неустранимо: подчиненные должны повиноваться высшим, ибо подчинение -добродетель  подданных, утверждал Аквинский. Находясь под сильным влиянием учения Аристотеля, он толковал социальное неравенство  как отражение определяемой свыше  «иерархии форм в вещах».

 

Возрождения

Эпоха Возрождения отмечена не только выдающимися достижениями в науке  и искусстве, великими географическими  открытиями, но и бурной политической жизнью. Особо следует отметить вклад  в развитие политической мысли итальянца Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В работах «Государь», «О первой декаде Тита Ливия» Макиавелли высказал оригинальные идеи о природе государства, его сущности, формах государственного устройства, способах осуществления государственной власти и др. Его считают родоначальником политической науки. Н. Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Вклад Макиавелли в политическую науку состоял в следующем.

1. Раскрыл социальную природу  политики. Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных  социальных сил (слоев общества, групп, отдельных индивидов) по  поводу осуществления власти  в обществе. Основной вопрос политики - есть вопрос о власти, главным  образом, государственной.

2. Обосновал самостоятельность  политической сферы, ее относительную  автономность от других областей  жизни (экономики, культуры и  др.), собственную логику ее развития.

3. Изучал политику как социальную  реальность, а не воображаемый, идеальный  мир. Политическая наука, по  Макиавелли, должна постигать истинное  положение вещей, непосредственно  наблюдая за фактами. Ввел в  политологию метод политического  реализма.

4. Различал понятия «общество»  и «государство», государство  рассматривал как политическую  форму организации общества. Происхождение  государства объяснил, исходя из  природы человека (естественной  и общественной). Такие негативные  качества людей, как властолюбие,  зависть, лицемерие и т. д.  появляются в процессе жизни  и деятельности в обществе, порождают  вражду между людьми. Государство  - это такой орган, с помощью  которого господствующие в обществе  силы (монарх, слой аристократов  и др.) поддерживают порядок и  мир в обществе, дают отпор  внешним врагам.

5. Сформулировал концепцию циклического  развития государственных форм. Выделив шесть форм государства,  он рассматривал три из них  как «дурное во всех отношениях»  (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других  писал, что они «хороши сами  по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув  предела совершенства, форма государства  клонится к упадку, переходя в  свою противоположность. Монархия  сменяется тиранией, тирания - аристократией,  аристократия уступает место  олигархии, на смену последней  приходит демократия, которая, в  свою очередь, перерастает в  охлократию.

Наилучшей формой государства (правления) Н. Макиавелли считал смешанную, воплощением  которой была для него умеренная  республика, сочетающая достоинства  монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление), демократии (свобода и  участие народа в управлении). Он показывает преимущества республиканской  формы правления, при этом говорит  и о самостоятельных республиках  в «федерации республик». Макиавелли считал, что федеративные государства  могут управляться «Совещательным собранием» и решать в нем проблемы взаимоотношений вошедших в федерацию  государств.

6. Отделил политику от морали. Политика, по его мнению, подчинена  достижению определенных целей,  а цели следует сообразовывать  со средствами их достижения. Ради укрепления государства  считал возможным применять любые  средства, в том числе жестокость, обман и другие неблаговидные  способы. Если государь желает  держать в повиновении своих  подданных, удержаться у власти, то он не должен бояться  обвинений в тех пороках, без  которых трудно удержаться у  власти. Например, надо держать слово,  но до тех пор, пока это  выгодно. Великие дела удавались  больше не тем, кто ставил  на честность, а тем, кто  «умел, кого нужно, обвести  вокруг пальца». Макиавелли не  был человеком безнравственным  и не призывал к аморальной  политике, он был сторонником  политического реализма: так не  должно быть, но так есть. Он  рекомендовал правителям избегать  пороков, которые могут лишить  их власти, от остальных же  воздерживаться по мере сил.  Надо в глазах людей быть  искренним, верным слову и т.  д., и стараться быть таковым  на самом деле, но внутренне  надо сохранять готовность проявить  и противоположные качества, если  это окажется необходимым.

Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали  макиавеллизмом. Ее принцип: «Для достижения цели все средства хороши». Здесь  политика оказывается вне морали, не связывает себя какими-либо моральными принципами и нормами.

Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения был  и французский мыслитель Жан Воден(1530 - 1596). Главная его работа -«Шесть книг о республике».

Основной вклад Бодена в развитие политической теории связан с постановкой и решением им проблемы государственного суверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет», под которым понимал верховный характер государственной власти, независимость ее от какой бы то ни было иной власти. Суверенитет трактовался Боденом как независимость государства от других государств и как его независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства, таких как: право объявления войны и заключения мира, право законодательства, право помилования, право чеканки монет, взимания налогов и некоторых других.

Информация о работе История политологии с Античности