Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Из всех форм государственного устройства Боден предпочитал наследственную абсолютную монархию и выступал как теоретик абсолютизма.
Новое Время
Западноевропейские мыслители XVII века пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества. Их теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Среди этих теорий отметим главные: теорию естественного права и теорию общественного договора.
Начало разработке этих теорий положил
голландский ученый Гуго Гроций
Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом. Его принципы и нормы вырабатываются в процессе общения между людьми осознанно и неосознанно, они связаны с признанием неотъемлемых прав человека на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства. По мере осознания людьми складывающихся норм естественного права последние начинают выступать, по мнению Гроция, как «предписания здравого разума». Их соблюдение основано на понимании того, что они выражают интересы многих людей, воплощают в себе справедливость, охраняют людей от произвола, обеспечивают их достойное существование в обществе.
На основе естественного права
регулируются имущественные, политические,
правовые, нравственные и другие отношения
между людьми. Этому служат частное
право, государственное право, международное
право. Эти виды права отличаются
от естественного права тем, что
сознательно разрабатываются
Г. Гроций высказал ряд идей, касающихся теории договорного характера возникновения государства. Государство - это соединение свободных людей на основе договора между ними. Более детально эту теорию разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо.
В отличие от идеолога абсолютизма Ж. Бодена Гуго Гроций был убежденным республиканцем, предлагал ввести многие ограничения власти правителей.
Учение о справедливости является методологической основой решения Гроцием всех политических и правовых проблем, как внутригосударственных, так и международных. Так, войны могут быть справедливыми (в целях защиты, освободительные) и несправедливыми (захватнические). Высшая справедливость, на основе которой должны строиться все отношения в государстве, заключается в подчинении и правителей, и народа законам.
Дальнейшее развитие теории естественного права и общественного договора получили в трудах английского философа Томаса Гоббса (1588 -1679). Ему принадлежат такие работы: «Философские основания учения о гражданине», «Левиафан», «О человеке» и др.
Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Она не могла окончиться ничьей победой и не способствовала сохранению человеческого рода. Чтобы преодолеть взаимную вражду людей, нужно было государство. Из договора «всех со всеми» появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище) - государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Государство в своем лице представляет всех граждан данной страны и действует от их имени.
Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неделимой власти в форме абсолютной монархии. Гоббса называли самым крупным защитником монархического абсолютизма в Англии. Он утверждал, что монархия лучше других форм правления способна защитить права и свободы граждан.
Английский философ подробно анализирует
различные стороны
Соотечественник Т. Гоббса английский философ и политический деятель Джон Локк (1632 - 1704) выступил как основоположник идей буржуазного либерализма, обосновал необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства. Свои политические взгляды он изложил в работах «Письмо о веротерпимости», «О государственном правлении» и др.
Методологической основой
Локк не был согласен с утверждением
Гоббса об абсолютном господстве над
своими подданными созданного на основе
общественного договора государства.
Граждане в таком государстве
не бесправны, они создают государство,
чтобы оно защищало их права и
свободы, а не посягало на них. Они
уполномочивают государство создавать
законы, которые отвечали бы общему
благу и защищали интересы каждого
человека. В свою очередь граждане
обязуются нести перед
Для того, чтобы государство оставалось
«ночным сторожем» и не посягало
на права и свободы личности, Дж.
Локк выдвинул идею разделения властей
на законодательную, исполнительную и
федеративную.. Причем, законодательная
власть, по его мнению, должна иметь
более высокий статус, чем исполнительная,
поскольку именно она определяет
политику государства, исполнительная
власть ей подотчетна. Федеративная власть
должна заниматься внешними сношениями
данного государства и
Важно отметить, что, по Локку, источником политической власти в стране и ее верховным сувереном является не правительство, а народ, нация. Если правительство не обеспечивает должного исполнения законов и соблюдения прав личности, народ может сместить правительство.
Локк неоднократно высказывал идею верховенства закона в политической жизни общества, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства.
Локк выступал против абсолютной монархии,
сторонником которой был Гоббс,
обосновал преимущества конституционной
парламентской монархии, сочетающей
в себе черты традиционной монархии
и республики. Считал необходимым
конституционное ограничение
В учении Локка о политической жизни
общества доминирует идея свободы, равенства
и прав личности, а также конституционные
принципы существования государства,
что и позволяет считать его
родоначальником идеологии
Новое Время
Развитие рыночных отношений постепенно
снимало покрывало таинства и
сверхъестественности с общественных
отношений, некогда наброшенное
религией, и обнажало реальные механизмы
взаимоотношении людей. Связанный
с эпохой Возрождения, процесс обособления
индивида и становления его в
качестве самостоятельного субъекта исторического
творчества создал предпосылки для
формирования гражданского общества,
противостоящего государству. Теперь
участниками политического
Указанные изменения повлияли и
на развитие политической мысли. Период
Нового времени ознаменовал собой
начало радикальной трансформации
существовавших подходов к политике.
Именно на этом этапе происходят становление
политической науки, прежде всего ее
предмета и метода, вычленение закономерностей
развития политики, в чем особая
заслуга принадлежит Н. Макиаве
Культивируется принципиально
новый взгляд на политику: на смену
схоластическому толкованию политики,
опиравшемуся на веру в божественный
характер государства и власти, приходит рационально-
Родоначальником политической науки,
как мы уже отметили, был признан
видный итальянский философ и
социолог Никколо Макиавелли (1469 - 1527).
Этот факт отразил признание его заслуг
в развитии политической власти. В работах
«Государь» (1513) и «Размышления о первой
декаде Тита Ливия» (1520) он сформулировал предмет и метод
Первое, что он сделал - обосновал
автономность и самостоятельность
политической сферы и политических
знаний, имеющих собственную логику,
отделив политическую науку от теологии,
философии и морали.Предметом п
Второе, что привнес в политическую
науку Н. Макиавелли -это метод
С именем Н. Макиавелли связано новое видение природы политики как с
Содержание принципа относительности состоит в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации. В каждый конкретный момент они относительны друг друга: выбор средств относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, цель, средства и ситуация должны соотноситься между собой. Политический реализм Макиавелли выразился в том, что он определил нравственность как сферу абсолютного, а политику как сферу относительного и подчеркнул: не следует сферу политики оценивать мерками абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли, не может руководствоваться нравственными нормами, поскольку они лежат за пределами сферы относительного.
Во многом эффективность принимаемых решений зависит от лидера. В этом отношении К Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчиненными (подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них); 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.
В политической теории Н. Макиавелли можно найти практически весь набор методов исследований, которые впоследствии стали использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический и т. д. В его работах были обозначены и в определенной мере решены наиболее существенные проблемы политологии: проблема власти и природа политики; соотношение государства и гражданского общества; проблема элит и лидерства; политические режимы и их эволюция и т. д.
Одна из наиболее существенных проблем
политической практики в Новое время
заключалась в поисках основ
стабильности и умеренного «смешанного»
правления. В этом смысле представляет
интерес теория Н.Макиавелли о
Заметно возросшие возможности человека в преобразовании окружающей действительности требовали формирования иной картины мира, новых смыслов деятельности индивида. Прежние смыслы задавались христианской моралью и призывали человека к покорности и смирению. Процесс секуляризации обшественной жизни обусловил поиск новых приоритетов и предпочтений среди существовавших ценностей. Переход общества к ценностям рационализма, свободы и гражданского равенства был подготовлен идеологами эпохи Просвещения.