История политологии с Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад

Описание работы

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Файлы: 1 файл

Античность.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Со второй половины XVH в. начался  процесс становления идеологий, которые создавали новую картину мира, отличную от прежней систему смыслов человеческой деятельности, эффективных способов организации общественной жизни и технологии ее изменений. В рамках ценностей и предпочтений либерализма,консерватизма и социализма политическая мысль пыталась определить природу государства, а также выявитьконкретные политико-организационные и конституционно-правовые формы обеспечения умеренного правления.

Политическая теория либерализма, явившаяся исторически первой формой идеологии, в своих построениях исходила из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Реализация идеала свободной личности предполагала наличие механизма, способного обеспечить осуществление естественных и неотчуждаемых прав личности (по Лок-ку, «права на жизнь, свободу и собственность»). Таким инструментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте общественного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав. Создание государства рассматривалось как гарантия равных возможностей для каждого в реализации прав и свобод. В такой интерпретации государство представлялось как торжество человеческого разума.

Однако смысл общественного  договора понимался неоднозначно. Так, Т. Гоббс (1588 - 1679) в «Левиафане» анализ природы государства начинал с противопоставления природного, «естественного» в человеке и общественного. Считая свободу естественным состоянием, пространством естественных отношений, вкотором развертывается деятельность индивидов, Т. Гоббс требовал подчинить власти государства ничем не скованную свободу, ведущую к всеобщей вражде и насилию, а также передать естественные права и свободы народа государству - единственному, кто способен обуздать природные страсти людей. Однако не только природная вражда, необузданная «война всех против всех», но и другие естественные чувства, такие, как страх смерти, тревога за близких и свое благополучие, жажда внутреннего и внешнего спокойствия, заставляют людей искать защиту у власти. По Т. Гоббсу, государство творит гражданское общество, устанавливает порядок, цивилизуя общество и его членов.

Для того, чтобы обуздать инстинкты, гарантировать общественный порядок  и права граждан, сами граждане должны передать все права и свободы  государству во имя собственной  безопасности. Т. Гоббс был сторонником абсолютистской государственности. Он развивал концепцию сильной королевской власти, установлению которой способствовал после смерти О. Кромвеля.

Дж. Локк (1632 - 1704) также исходил в  определении природы государства  из противопоставления естественно-природного и гражданского-цивилизованного. Он замечал, что «те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебные учреждения, куда можно обращаться, и которые наделены властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе, но те, кто не имеют такого судилища... все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый... сам является судьей и началом...».

В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк был сторонником правовой государственности. Он считал, что граждане, создавая государство, исходят из общей для всех пользы - преимуществ интеграции индивидуальных усилий и гарантий со стороны государства естественных прав личности. Государство и общество связаны договором и доверием, основанными на моральном порядке, знании и праве. Тем самым разрешалось противоречие естественного (в человеке) и разумного (в политике). Государство охраняет естественные права граждан; общество сдерживает естественные побуждения власти к господству; власть обуздывает природные инстинкты человека.

С целью предотвращения возможности  поглощения общества и индивида государством Дж. Локк предложил идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная власть имеет более высокий статус, чем исполнительная, поскольку определяет политику государства.

В дальнейшем в рамках либеральной  традиции поиск конкретных политике - организационных форм умеренного правления привел к созданию Ш. Монтескье (1689 - 1755) теории разделения властей. Потребность в фрагментации власти проистекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Ш.Монтескье разделил власть на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Однако по статусу они были неравнозначны.

Впоследствии правовая концепция  «неотчуждаемых» прав человека и  идея общественного договора как  основы образования государства  дополнилась концепцией федеральной республики как особой формы «смешанного правления» Дж. Мэдисона (1751 - 1836). Американская революция, отменив сословия и привилегии, признала народ в качестве единственного источника власти. Следование принципам непосредственной демократии создавало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничить права меньшинства.

Для преодоления тирании большинства Дж. Мэдисон предложил систему сбалансированного распределения власти в обществе, исключающего проявления, с одной стороны, крайностей автократии, олигархии и демократии, с другой - тирании, диктатуры и анархии. Требованиям справедливого распределения политической власти между различными социальными слоями в большей степени, по Дж. Мэдисону, отвечаетфедеральная республика, поскольку в ней, во-первых, замещение государственных должностей осуществляется через общенациональные выборы; во-вторых, граждане на выборах делегируют свои полномочия государственного управления компетентным согражданам; и, в-третьих, умеренность республиканского правления обусловливается механизмом «сдержек и противовесов», который не позволяет власти концентрироваться в руках группы лиц.

Концепция *сдержек и  противовесов» Адамса, Дж. Мэдисона и Гамильтона является дальнейшим развитием теории разделения властей Ш. Монтескье. У американских «федералистов» все три ветви власти(законодательная, исполнительная и судебная) равноценны, что обеспечивает им возможность контролировать и сдерживать друг друга.

Либеральная идея общественного договора как основы образования государства  и концепция «естественных и  неотчуждаемых» прав и свобод человека подвергались критике со стороны  основоположника радикализмаЖ.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и родоначальника консерватизма Э. Берка (1729 - 1797).

Ж.-Ж. Руссо исходил из существования некой гомогенной (единой) воли народа. Существующее государство не представляет собой политического целого, поскольку защищает интересы частных собственников, а само государство закрепляет неравенство, в котором «хищничество богачей, разбой бедняков», безудержные страсти всех порождают «непрерывные войны». Общественный договор не меняет природы государства.

«Английский народ, - утверждал Ж.-Ж. Руссо, - был свободен только на протяжении одного дня, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он - ничто». Следовательно, народ, если он хочет быть свободным, не должен добровольно подпадать под ярмо процедур принятия решений, основанных на разделении властей. «Любой закон, который народ сам «лично» не утверждал, ничто, пустое место, он - не закон», - замечал Ж.-Ж. Руссо.

Общая воля может быть выражена только непосредственно самим народом. «Вместо отдельной личности каждого  договаривающегося, - подчеркивал он, - этот акт ассоциации немедленно создает  моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько  собрание имеет голосов, - целое, которое  получает путем этого самого акта свое единство, свое общее я, жизнь  и волю». Следовательно, старое государство  необходимо разрушить и создать  на его месте новое, выражающее волю большинства. И каждый гражданин  должен подчиняться воле большинства, иначе его принудят силой быть свободным. Созданная таким образом  политическая ассоциация людей («политическое  тело») функционирует на основе непосредственного  правления всего народа.

Политические идеалы Ж.-Ж. Руссо оказали заметное влияние на последующее развитие политической мысли и практики. Однако их воздействие было противоречивым. Отдельные идеи, например, о народе как единственном источнике власти, стали основой демократического конституционного государства. Другие же положения его политической теории породили политический радикализм, заимствовавший идеи революционного слома государства с его лживым принципом разделения властей, замены его народным самоуправлением.

Ковсервативная политическая мысль исходила из отрицания идеалов индивидуализма, рационализма и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. В основе окружающего мира лежит жизненное начало, не подвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества. Существующие в обществе политические институты являются отражением естественного хода событий. Следовательно, чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного начала. Основателем консерватизма считается Э. Верк, который сформулировал свои идеи в «Размышлениях о Французской революции». Он критиковал идею естественного права и концепцию общественного договора, считая, что государство есть результат естественной эволюции.

Социалистическая политическая мысль  была неоднородной: она представлена как ортодоксальным направлением, так  и реформистским. Ортодоксальная традиция представлена работами К. Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина, которые трактовали природу государства крайне односторонне, как орудие политического господства экономически доминирующего класса. Исходя из этого, предполагалось, что уничтожение частной собственности и разрушение буржуазного государства откроет дорогу в «царство свободы». Однако считалось, что отмирание государства как такового будет происходить через установление диктатуры пролетариата и лишь затем начнется переход к общественному самоуправлению. Механизм и принципы функционирования государства диктатуры пролетариата выводились из понимания социализма как антипода капитализму. Следствием такого подхода явилось отрицание достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли: идеи общественного договора, принципа разделения властей, отделения политики от других сфер жизни общества, формирования гражданского общества и т. д.

Альтернативное (реформистское) направление представляли идеи Э. Бернштейна и Л. Гумиловича, которые критиковали классический марксизм, доказывая его классовую ограниченность и несоответствие новым условиям существования западного общества. Последнее заметно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в том числе пролетариата.

Возросший уровень жизни заметно  ослаблял классовые конфликта и  позволял проводить в обществе преобразования на основе реформ, а не революций.

Постепенное выравнивание социально-экономических, политических различий изменяет природу  государства. Оно все больше выступает  в роли патрона и арбитра между  работодателем и наемным работником. Так формировалась идея социального партнерства, перешедшая затем в концепцию социальногогосударства. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости и равенства. Жизнь подтвердила высокую эффективность политической философии социал-демократии; для этого достаточно обратить внимание на уровень и качество жизни таких стран, как Швеция, Норвегия, Австрия, Швейцария, исповедовавших реформистские политические идеалы.

Новый этап в развитии политической мысли связан со становлением социологии как самостоятельной дисциплины. Работы О. Кота (1798- 1857), Э. Дюркгейма (1858- 1917), Г. Спенсера (1820 - 1903) способствовали пониманию социальных механизмов эволюции, выявлению закономерного характера общественного развития. Сравнительно-исторический метод позволил раскрыть социальные предпосылки распределения власти, развития политических режимов и институтов. В орбиту анализа политических процессов включались факторы, прежде не принимавшиеся во внимание: возрастающая внутренняя дифференциация общества, вызванная прогрессирующим разделением труда; духовные факторы (коллективные представления, верования), международные отношения и т. д.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ РОССИИ

Программа учебного курса

Цель  курса

Формирование  у студентов объема обязательных знаний и умения всесторонне анализировать  следующие проблемы : 1) особенности  междисциплинарного , цивилизационного , формационного подходов к политической истории ; сходство и различие между традиционной и новой политической историей ; 2) периодизация , основные тенденции политической истории России и их цивилизационная характеристика ; 3) основополагающие исторические факты и их воздействие на политический процесс ; различие между основными и второстепенными фактами политической истории ; 4) ведущие деятели российской истории и их воздействие на политические процессы в России ; 5) эволюция , преемственность и обновление российской политической системы на различных этапах истории ; 6) содержание российского политического процесса на различных исторических этапах ; 7) политический режим в России на различных исторических этапах ; 8) российская политическая культура в ее исторической эволюции ; 9) обновление российской политической элиты на различных исторических этапах ; 10) внутренняя политика России на различных исторических этапах ; 11) роль народных масс в российской истории

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические подходы к изучению политической истории . Междисциплинарный , цивилизационный и формационный подходы . Теория модернизации . Историзм . Традиционная и новая политическая история . Историческая и сравнительная политология : возможности в изучении политической истории России . Основные научные школы в изучении российской политической истории . Периодизация российской политической истории .

Тема 1. Общественно - политический строй  Киевской Руси

Образование Древней Руси . Восточно - славянские племена и их общественный уклад. Возникновение древнерусского государства . Норманская теория и споры вокруг нее . Начало династии Рюриков . Киев и другие политические центры Руси . Образование единого Киевского государства и его общественно - политический строй . Великие князья , князья и Боярская дума. Система вассалитета . Характер центральной и местной администрации . Народное собрание - вече : состав и реальные властные полномочия . Община и управление ею. Характер и особенности российских средневековых городов - республик . Смена язычества христианством : воздействие на общественно - политическое развитие . Внутренняя политика и право Киевской Руси . Распад Киевского государства на удельные княжества : причины и следствия . Политическое устройство основных удельных княжеств : сходство и отличия . Наследие Киевской Руси : исторические и политические споры вокруг него .

Информация о работе История политологии с Античности