Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Со второй половины XVH в. начался
процесс становления идеологий,
Политическая теория либерализма, явившаяся исторически первой формой идеологии, в своих построениях исходила из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Реализация идеала свободной личности предполагала наличие механизма, способного обеспечить осуществление естественных и неотчуждаемых прав личности (по Лок-ку, «права на жизнь, свободу и собственность»). Таким инструментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте общественного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав. Создание государства рассматривалось как гарантия равных возможностей для каждого в реализации прав и свобод. В такой интерпретации государство представлялось как торжество человеческого разума.
Однако смысл общественного договора понимался неоднозначно. Так, Т. Гоббс (1588 - 1679) в «Левиафане» анализ природы государства начинал с противопоставления природного, «естественного» в человеке и общественного. Считая свободу естественным состоянием, пространством естественных отношений, вкотором развертывается деятельность индивидов, Т. Гоббс требовал подчинить власти государства ничем не скованную свободу, ведущую к всеобщей вражде и насилию, а также передать естественные права и свободы народа государству - единственному, кто способен обуздать природные страсти людей. Однако не только природная вражда, необузданная «война всех против всех», но и другие естественные чувства, такие, как страх смерти, тревога за близких и свое благополучие, жажда внутреннего и внешнего спокойствия, заставляют людей искать защиту у власти. По Т. Гоббсу, государство творит гражданское общество, устанавливает порядок, цивилизуя общество и его членов.
Для того, чтобы обуздать инстинкты, гарантировать общественный порядок и права граждан, сами граждане должны передать все права и свободы государству во имя собственной безопасности. Т. Гоббс был сторонником абсолютистской государственности. Он развивал концепцию сильной королевской власти, установлению которой способствовал после смерти О. Кромвеля.
Дж. Локк (1632 - 1704) также исходил в
определении природы
В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк
С целью предотвращения возможности
поглощения общества и индивида государством Дж. Локк предложи
В дальнейшем в рамках либеральной
традиции поиск конкретных политике
- организационных форм умеренного
правления привел к созданию Ш. Монтескье
(1689 - 1755) теории разделения властей. Потребность
в фрагментации власти проистекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, из его склонности
к злоупотреблению властью. Власть должна
иметь свой предел и не угрожать правам
и свободам граждан. Ш.Монтескье разделил власть на три ветви: законодательную, исполн
Впоследствии правовая концепция «неотчуждаемых» прав человека и идея общественного договора как основы образования государства дополнилась концепцией федеральной республики как особой формы «смешанного правления» Дж. Мэдисона (1751 - 1836). Американская революция, отменив сословия и привилегии, признала народ в качестве единственного источника власти. Следование принципам непосредственной демократии создавало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничить права меньшинства.
Для преодоления тирании
Концепция *сдержек и
противовесов» Адамса, Дж. Мэди
Либеральная идея общественного договора
как основы образования государства
и концепция «естественных и
неотчуждаемых» прав и свобод человека
подвергались критике со стороны
основоположника радикализмаЖ.-
Ж.-Ж. Руссо исходил из существования некой гомогенной (единой) воли народа. Существующее государство не представляет собой политического целого, поскольку защищает интересы частных собственников, а само государство закрепляет неравенство, в котором «хищничество богачей, разбой бедняков», безудержные страсти всех порождают «непрерывные войны». Общественный договор не меняет природы государства.
«Английский народ, - утверждал Ж.-Ж. Руссо, - был свободен только на протяжении одного дня, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он - ничто». Следовательно, народ, если он хочет быть свободным, не должен добровольно подпадать под ярмо процедур принятия решений, основанных на разделении властей. «Любой закон, который народ сам «лично» не утверждал, ничто, пустое место, он - не закон», - замечал Ж.-Ж. Руссо.
Общая воля может быть выражена только непосредственно самим народом. «Вместо отдельной личности каждого договаривающегося, - подчеркивал он, - этот акт ассоциации немедленно создает моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, - целое, которое получает путем этого самого акта свое единство, свое общее я, жизнь и волю». Следовательно, старое государство необходимо разрушить и создать на его месте новое, выражающее волю большинства. И каждый гражданин должен подчиняться воле большинства, иначе его принудят силой быть свободным. Созданная таким образом политическая ассоциация людей («политическое тело») функционирует на основе непосредственного правления всего народа.
Политические идеалы Ж.-Ж. Русс
Ковсервативная политическая мысль исходила из отрицания идеалов индивидуализма, рационализма и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. В основе окружающего мира лежит жизненное начало, не подвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества. Существующие в обществе политические институты являются отражением естественного хода событий. Следовательно, чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного начала. Основателем консерватизма считается Э. Верк, который сформулировал свои идеи в «Размышлениях о Французской революции». Он критиковал идею естественного права и концепцию общественного договора, считая, что государство есть результат естественной эволюции.
Социалистическая политическая мысль
была неоднородной: она представлена
как ортодоксальным направлением, так
и реформистским. Ортодоксальна
Альтернативное (реформистское) направление представляли идеи Э. Бернштейна и Л. Гумиловича, которые критиковали классический марксизм, доказывая его классовую ограниченность и несоответствие новым условиям существования западного общества. Последнее заметно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в том числе пролетариата.
Возросший уровень жизни заметно ослаблял классовые конфликта и позволял проводить в обществе преобразования на основе реформ, а не революций.
Постепенное выравнивание социально-экономических,
политических различий изменяет природу
государства. Оно все больше выступает
в роли патрона и арбитра между
работодателем и наемным
Новый этап в развитии политической мысли связан со становлением социологии как самостоятельной дисциплины. Работы О. Кота (1798- 1857), Э. Дюркгейма (1858- 1917), Г. Спенсера (1820 - 1903) способствовали пониманию социальных механизмов эволюции, выявлению закономерного характера общественного развития. Сравнительно-исторический метод позволил раскрыть социальные предпосылки распределения власти, развития политических режимов и институтов. В орбиту анализа политических процессов включались факторы, прежде не принимавшиеся во внимание: возрастающая внутренняя дифференциация общества, вызванная прогрессирующим разделением труда; духовные факторы (коллективные представления, верования), международные отношения и т. д.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Программа учебного курса
Цель курса
Формирование у студентов объема обязательных знаний и умения всесторонне анализировать следующие проблемы : 1) особенности междисциплинарного , цивилизационного , формационного подходов к политической истории ; сходство и различие между традиционной и новой политической историей ; 2) периодизация , основные тенденции политической истории России и их цивилизационная характеристика ; 3) основополагающие исторические факты и их воздействие на политический процесс ; различие между основными и второстепенными фактами политической истории ; 4) ведущие деятели российской истории и их воздействие на политические процессы в России ; 5) эволюция , преемственность и обновление российской политической системы на различных этапах истории ; 6) содержание российского политического процесса на различных исторических этапах ; 7) политический режим в России на различных исторических этапах ; 8) российская политическая культура в ее исторической эволюции ; 9) обновление российской политической элиты на различных исторических этапах ; 10) внутренняя политика России на различных исторических этапах ; 11) роль народных масс в российской истории
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические подходы к изучению политической истории . Междисциплинарный , цивилизационный и формационный подходы . Теория модернизации . Историзм . Традиционная и новая политическая история . Историческая и сравнительная политология : возможности в изучении политической истории России . Основные научные школы в изучении российской политической истории . Периодизация российской политической истории .
Тема 1. Общественно - политический строй Киевской Руси
Образование Древней Руси . Восточно - славянские племена и их общественный уклад. Возникновение древнерусского государства . Норманская теория и споры вокруг нее . Начало династии Рюриков . Киев и другие политические центры Руси . Образование единого Киевского государства и его общественно - политический строй . Великие князья , князья и Боярская дума. Система вассалитета . Характер центральной и местной администрации . Народное собрание - вече : состав и реальные властные полномочия . Община и управление ею. Характер и особенности российских средневековых городов - республик . Смена язычества христианством : воздействие на общественно - политическое развитие . Внутренняя политика и право Киевской Руси . Распад Киевского государства на удельные княжества : причины и следствия . Политическое устройство основных удельных княжеств : сходство и отличия . Наследие Киевской Руси : исторические и политические споры вокруг него .