История политологии с Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:48, доклад

Описание работы

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Файлы: 1 файл

Античность.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Социально - экономическое и политическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг . Положение в сельском хозяйстве и промышленности после второй мировой войны . Ограничения прав крестьянства и колхозов . Денежная реформа и ее социальные последствия . Споры вокруг четвертого пятилетнего плана . Группировки в руководстве ВКП(б) . “Ленинградское дело” и его последствия . Национальная политика Сталина . Жданов и репрессии в культурной политике . Кампания против “космополитизма” . Внешняя политика в условиях холодной войны . Исторические споры о причинах и виновниках холодной войны . Консервативные тенденции в развитии науки . Лысенковщина . Смерть Сталина в 1953 г . Итоги его пребывания у власти . Политические и исторические споры о личности Сталина и его роли в мировой и отечественной истории .

Тема 9 . 1953 - 1964 гг . : общественно - политическое развитие СССР в хрущевский период

Борьба  за политическую власть в СССР после  смерти Сталина : Хрущев , Маленков и  Берия . Причины политического успеха Хрущева . Два периода политической деятельности Хрущева : сходство и отличия . !953 - 1958 гг . : политический курс первого периода . Расширение прав колхозов . Освоение целинных земель и его противоречивые результаты . ХХ съезд КПСС : начало десталинизации и “оттепели” . Программа и результаты массового жилищного строительства . Демократические тенденции и плюрализм в развитии культуры . Переход к политике мирного сосуществования в области внешней политики и ее противоречивые последствия . Партийно - политический заговор против Хрущева в 1957 г . и его провал .

1958 - 1964 гг . : второй период пребывания Хрущева у власти . ХХI съезд КПСС и провозглашение лозунга “Догнать и перегнать Америку” . Волюнтаризм сельскохозяйственной политики . Ликвидация министерств и создание совнархозов . Школьная реформа . Денежная реформа . ХХII съезд КПСС и программа построения в СССР коммунистического общества . Внутрипартийные реформы . Реструктуризация номенклатурно - бюрократической системы . Ограничения в области культурной политики . Обострение холодной войны . Берлинский и карибский кризисы . Ухудшение экономической ситуации в СССР в начале 1960 - х гг . Государственно - партийный заговор против Хрущева в 1964 г . и его отстранение от власти . Причины политического падения Хрущева и реакция на него в обществе . Политические и исторические споры о личности Хрущева и его месте в истории .

Тема 10 . 1964 - 1985 : охранительные реформы  и “застой” советской системы

Государственно - партийная система и политическая элита в брежневский период . Эволюция политического режима . Л.Брежнев  как политический деятель . Два периода  внутренней политики . Промышленная и  сельскохозяйственная реформы : планы  и результаты . Политические причины  краха экономической либерализации . События в Чехословакии 1968 г . и  “доктрина Брежнева “ . Прекращение  политической и культурной оттепели . Возобновление политических процессов . Политическое диссидентство и его  течения . А.Сахаров и А. Солженицын как выразители духовно - политического  протеста . Начало экономического застоя . Ориентация на развитие ресурсо добывающих отраслей , ее причины и следствия . Конституция 1977 г . и нововведения в политическую систему . Доктрина “ развитого социализма “ .

Внешняя политика 1970 - х - 1980 - х гг . и ее противоречивость . Политика разрядки в отношениях с США . Хельсинские соглашения 1975 г . и их воздействие на внутри и внешнеполитическое развитие СССР . Ввод советских войск в Афганистан в 1979 г . и его последствия . Польский кризис начала 1980 - х гг . Обострение экономического положения в СССР в начале 1980 - х гг . Наука и культра в эпоху застоя . Смерть Брежнева и избрание Ю. Андропова главой СССР . Командно - административные реформы Андропова и попытки оживления экономического развития . Смерть Андропова и приход к власти К. Черненко . Возобновление застоя . Смерть Черненко и избрание М.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС .

Тема 11. 1885 - 1991 : возможности и пределы  внутрисистемной трансформации

1985 - 1986 гг . : первый этап горбачевских реформ . Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г . и выдвижение концепции реформирования советского общества . Лозунги “Ускорение” , “Гласность” , “Перестройка” , “Больше социализма” и их смысл . План опережающего развития машиностроения : замысел и результаты . Антиалкогольная кампания и ее следствия . Школьная реформа и ее неудача . Закон о госприемке и его результаты . Кадровая политика и обновление партийно - политической элиты . Закон о трудовых коллективах : замысел и результаты . Расстановка политических сил , политическое мышление элит и масс в1985 - 1986 гг . Крушение политики “ускорения” : причины и следствия .

1987 - 1991 гг . : второй этап горбачевской модернизации . Китайская и восточноевропейская модели модернизации , возможности их применения в СССР . Пленумы ЦК КПСС 1987 г . и выработка стратегии” Больше демократии “ . Хозрасчетный социализм : теория и практика . Развитие концепции политической демократии . Политические течения в средствах массовой информации . Возникновение консервативной оппозиции горбачевским реформам : ортодоксально - коммунистическое и национал - патриотическое течения . XIX Всесоюзная конференция КПСС : демократические решения и непредвиденные результаты . Политические кампании конца 1988 - начала 1989 гг . : зарождение радикально - демократической и национал - демократической оппозиции горбачевским реформам . Альтернативные выборы 1989 г . и их следствия . Дискуссии вокруг проблем многопартийности и политического плюрализма , вестернизация массового политического сознания . Первое поражение партийно-номенклатурной элиты.

Первый  съезд народных депутатов СССР и  раскол лагеря перестройки . Межрегиональная  депутатская группа и ее программа . Успехи радикал - демократов зимой 1989 - весной 1990 - го гг . Отмена 6 - й статьи Конституции СССР . Введение института президентства . Политические поражения Горбачева и их причины . Зарождение многопартийности . Движение “ Демократическая Россия” и его стратегия .

Переход Горбачева на охранительные позиции . IV Съезд народных депутатов СССР и его решения . Консерваторы , радикалы и центристы в первой половине 1991 г . Противостояние Горбачева и  Ельцина . Президентские выборы в  России и их воздействие на политический процесс в целом . Эволюция элитарного и массового политического сознания . Август 1991 г . : контрреволюция и революция . Запрет КПСС , начало крушения государственно - партийных основ советского строя . Кризис и распад СССР . Идейно - политические дискуссии вокруг распада СССР . Политические и исторические дискуссии  вокруг личности и исторической роли М.Горбачева .

Тема 12 . Россия в постсоветский период

Начало  радикальных экономических реформ в России . Концепция и практика ваучерной приватизации . Экономическая политика правительства Е.Гайдара в 1992 г . и противобор- ство с законодательной властью . Изменения в расстановке партийно - политических сил . Отставка Гайдара в конце 1992 г . Политические дискуссии вокруг его курса .

Противостояние  исполнительной и законодательной  властей в 1993 г . Апрельский 1993 г . референдум в России и его воздействие  на общественно - политическое развитие . Сентябрьско - октябрьский конфликт законодательной и исполнительной властей : причины и следствия . Социально - экономические и политические реформы российского президента после октябрьских событий 1993 г . Конституция декабря 1993 г . Обновление государственного строя и политического режима . Выборы в Государственную Думу . Новая расстановка партийно - политических сил . Экономическая политика правительства В.Черномырдина в 1994 - 1995 гг . Новая социальная стратификация . Выборы в Государственную Думу в 1995 г . и изменения в соотношении партийно - политических сил .Президентские выборы 1996 г . , их результаты и следствия . Экономическая политика правительства Черномырдина в 1996 - 1998 гг . Финансовый крах августа 1998 г . : причины и следствия . Декабрьские 1999 г . выборы в Государственную Думу и новая расстановка партийно - политических сил . Президентские выборы марта 2000 г . и их результаты . Политическая элита и массы на современном историческом этапе .

Современные политические учения Запада

В XIX и XX столетиях  наряду с марксистской получили широко развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положениями  и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838—1909), представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбы между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами — неизбежный спутник человеческого существования.

Видное место среди  представителей позитивистского направления  занимает Герберт Спенсер (1820—1903), который  в своей работе «Основания социологии»  разработал теорию социальной обусловленности  власти.

Широкое распространение  в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два  итальянских ученых: Вильфредо Паре-то (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858—1941). Г.Моска в работе «Элементы политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.

Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором — у элит, исходящих из масс. Выборы — это способ обновления элит. В.Парето в работе «Трактат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющимися на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существует две такого рода группы — элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять людьми, подчеркивает В.Парето. Индивиды, наделенные такой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или насилия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведет к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы. В.Парето отмечал, что история — это «кладбище аристократии».

Учение о власти нашло  свое дальнейшее развитие в теории олигархизации (бюрократизации)  политических партий,  разработанной Моисеем  Острогорским (1854—1919) и Робертом Михельсом (1876—1936) как раз на рубеже XIX и XX вв. М.Острогорский в работе «Демократия и организация политических партий» выделяет три стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. На третьей стадии, указывает Острогорский, происходит бюрократизация руководства партии, а демократия в партии невозможна.

Аналогичные выводы делает Р.Михельс в работе «Социология политических партий». Он формулирует закон олигархизации политических партий. Вожди уступают власть в партии только вождям, но не массам. Власть в партии принадлежит руководителям, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппаратом. Участие рядовых членов в руководстве ее невозможно, а так как партия — это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством.

Особое место в развитии науки о политике принадлежит  немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920), работы которого оказали сильное  влияние на мировую социологию и  политологию XX века. В работах «Протестантская  этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М.Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М.Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Однако в отличие от сторонников теории элиты М.Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из этих групп. Он разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признания законности) этих типов господства.

М.Вебер рассматривал господство как монопольную власть, последнюю — как способность  навязывать свою волю с помощью обязывающих  приказов. Господство, по Веберу, —  это узаконенное насилие, которое  бывает трех типов: традиционное, харизматическое  и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это сословное господство. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации — вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти.

Разработанное М.Вебером  учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чертами  являются:

а) неизменные методы руководства;

б) четкое распределение  функций;

в) иерархия властных полномочий;

г) коллективная (государственная) собственность на средства осуществления  власти и служебные места;

д) кругообращение документов.

Условиями занятия  любой должности в этом аппарате власти являются: ее значение, выполнение определенных обязанностей, наличие  необходимой квалификации, постоянство  служебной деятельности.

В противовес бюрократической  рациональности М.Вебер предложил  концепцию харизматического лидерства  вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие  способности.

Демократизацию  М.Вебер понимал как мобилизацию  масс политическими лидерами, рассматривая ее в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации. В то же время харизматический  лидер уравновешивает и попытки  узурпации власти со стороны олигархических групп самого гражданского общества. В этом плане М.Вебер придавал особое значение институту президентства, а президента рассматривал как избранного вождя нации.

Рассматриваемые нами политические концепции представляют собой своеобразный переход от классической политической науки к современной  политологии, которая характеризуется  различными школами и направлениями  исследования. Центральное место  в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному  обществу. Среди представителей этого  направления видное место занимают американские политологи Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902—1978), Роберт Алан Даль (род. в 1915), Олвин Тоффлер (род. в 1928), итальянский политолог Норберто Боббио (род. в 1909), французский политолог Мишель Крозье (род. в 1922) и другие.

Г.Лассуэлл свои исследования проводил на основе использования эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. Так, в книге «Анализ политического поведения. Эмпирический подход», вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг проблем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познания политических явлений, понятий, терминов, используемых американскими политологами.

Роберт Даль около пятидесяти лет занимается исследованием элит и групп, принимающих решения, анализом развития либеральной демократической  теории. Названия его книг «Введение  в демократическую теорию», «Кто управляет?», «Плюралистическая демократия в Соединенных Штатах», «Полиархия» и др. говорят о направленности и содержании исследований. Он рассматривает политическую систему как любой устойчивый тип человеческих отношений, который включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или авторитет.

Представляют интерес  выводы и определения власти политолога Олеина Тоффлера. В книге «Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века» он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущими факторами формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый — распад «монолитного советского блока» и смещение сконцентрированной в Москве «огромной власти» в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй — крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества «второй волны» (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологии «третьей волны» (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третий — сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, глобальная структура, отражавшая господство индустриальной мощи «второй волны», распадается в условиях становления суперсимволической  экономики.  Приоритет знания  диктует  новые  принципы классификации стран (не деление на капиталистические и социалистические блоки). В качестве основного критерия выступают темпы развития: страны с высокими темпами и низкими темпами. Власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знание, необходимое для создания новых ресурсов. Значительная часть современных политологов посвятили свои исследования проблемам международной политики и международных отношений, проблемам разрешения конфликтов, вопросам политического лидерства, личности и политики, теориям систем и другим.




Информация о работе История политологии с Античности