Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:17, реферат
В сфере государственного управления ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, традиционно считается эффективность. Поэтому большинство частных проблем реализации государственного управления можно объединить в одну, наиболее общую и актуальную как на региональном, центральном, так и на межгосударственном уровнях – проблему эффективной организации работы системы административно-государственного управления.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления……………………………………5
1.1. Понятие эффективности государственного управления ………………………………………………..……………………….5
1.2. Специфика государственного управления…………………………. 13
Глава II. Механизмы повышения эффективности государственного
управления ……………………………………………………………… 19
2.1. Измерение эффективности государственного управления ……………19
2.2. Проблемы реформы государственной службы РФ ……………………24
Заключение………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………...36
1. Механический тип организационной системы характеризуется крайне слабой структурной реакцией на изменения среды. Соответственно для организационных систем такого рода характерен небольшой инновационный потенциал и незначительные возможности его реализации. Конфликт между бюрократией и изменениями (инновациями) здесь весьма ощутим.
2. Адаптивный тип организационной системы характеризуется приспособлением к изменениям внешней среды. Организационные системы такого типа реагируют post factum, стараясь приспособить свою организационную структуру к новым условиям. Тип обратной связи в данном случае отрицательный.
3. Креативный тип организационной системы характеризуется активной ролью в преобразовании среды и гибкой организационной структурой. Организации такого типа ориентированы на внутриорганизационное развитие и развитие внешней среды. Они способны оперативно менять как цели деятельности, так и структуру. Тип обратной связи в данном случае положительный.
Кибернетика и, позднее, синергетический подход определили также и новые условия эффективности:
– необходимость отказа от искусственного навязывания направлений развития сложноорганизованных систем;
– актуализация «чувствительности» к начальным условиям, заключающаяся в выделении особенного в условиях генезиса организации и процессе ее развития (наибольшее внимание уделяется «личной» истории организации);
– определение эффективности управленческой деятельности не через анализ количества затраченных ресурсов, а посредством исследования качественного распределения управленческого воздействия (конфигурации административного воздействия);
– признание множественности потенциальных сценариев развития сложноорганизованных систем (принципиально важно для эффективного управления учитывать максимальное количество такого рода сценариев или моделей);
– ускоренный качественный рост системы определяется включением механизмов положительной обратной связи, приводящим к «режимам с обострением».
Таким образом, новый системный показатель эффективности стал еще более сложным, поскольку он включает в себя как исторические, экономические, психологические (мотивационные), так и структурно-коммуникативные составляющие.
1.2
Специфика государственного
Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает
государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области"8. Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
3.Это, безусловно, границы распространения государственного
управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а вышедшие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная
сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет
сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого
влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и
воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
Итак, государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и в нашей стране, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Оценка и анализ состояния
государственного управления
Функции государственного управ
Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
Функции государственного управления:
1. Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.)
2. Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.)
3. Функция регулирования. ( Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.)
4. Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.)
5. Функция контроля.
(Так называемая обратная
Принципы государственного управления:
1.Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития).
2.Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий).
3.Организционно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий).
4.Государственно-
Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления
2.1 Измерение эффективности государственного управления
Оценка эффективности государственного
управления представляет собой самостоятельную
сложную проблему для теории административно-
Комплексную методику
оценки эффективности системы
Совокупная оценка показателей эффективности по всем четырем направлениям позволит, по мнению авторов методики, проводить сравнительные кросснациональные исследования эффективности государственного управления. Удачные методики оценки эффективности на региональном уровне, разработанные правительством провинции Альберта (Канада)11 и штатом Вирджиния (США)12. Распространенной методикой оценки сравнительной эффективности муниципального управления является «сравнение по сопоставимым показателям с другими органами в сходных функциональных областях»9. Показательным примером такой методики является сравнительный анализ собственной деятельности администрации г. Сан-Диего (США)13.
К апробированным и уже доказавшим свою дееспособность методикам измерения качества и эффективности государственных и муниципальных администраций относится распространенная в государствах Западной и Центральной Европы общая структура оценки (Common Assessment Framework – CAF). Эта методика была разработана в результате тесной кооперации государств – членов ЕС в конце 90-х годов XX в. на основе широко применяемой в частном и публичном секторах концепции управления качеством (Total Quality Management). Основная цель Общей структуры оценки – разработать простую в использовании методику оценки эффективности и качества, которая могла бы быть использована для проведения внутриорганизационной самооценки. Эта цель конкретизируется в ряде основополагающих задач.
Общая структура оценки должна:
1) служить предварительным инструментом самооценки (тестирования) эффективности управления организациями в рамках более общей стратегии управления качеством;
2) способствовать проведению сравнительных исследований эффективности в государственном секторе;
3) обеспечить своеобразный мост между различными вариантами использования управления качеством в административной политике стран ЕС.
Исходя из поставленной цели и задач CAF основывается на двух ключевых принципах:
Информация о работе Эффективность государственного управления