Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат
Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.
Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы
Методологической основой дипломной работы стали основные теоретико-методологические разработки известных конфликтологов, таких как Л. Козер А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Ю.М. Бабосов Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996; Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону., 1998; Бабосов Ю.М. Основы конфликтологии. М., 2000; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.. В данных работах раскрывается понятие как конфликта в общем, так и политического конфликта в частности, рассматриваются функции конфликтов, типология, классификация. В части изучения этносоциальных аспектов политических конфликтов автор опирался на исследования А.Г. Здравомыслова, Р.Г. Абдулатипова и В.А. Тишкова Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. М., 2000; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2000..
Так как речь в данной
дипломной работе идет о политических
конфликтах на постсоветском пространстве,
то хронологические рамки данного
исследования устанавливаются со второй
половины 1980-х гг. по настоящее время.
Территориальные границы
Основными методологическими предпосылками исследования является то, что конфликт по своей природе субъективен, ибо возникает в ходе осознания субъектом своих интересов и целей. Будучи осознанным конфликт может быть разрешен только сознательными, субъективными усилиями сторон. Природа конфликта предопределяет необходимость выявления и учета не только сущностных, уникальных характеристик субъектов, но и особенностей конкретной ситуации, в которой он протекает.
Объект исследования: политический конфликт.
Предмет исследования: этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Цель исследования состоит в выявлении этносоциальных аспектов политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет
следующие исследовательские за
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать
3. Выявить конфликтогенные
факторы и предпосылки
Данная выпускная
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
Прежде, чем приступить к реализации поставленных задач исследования - анализу основных тенденций и особенностей развертывания, протекания и урегулирования политического конфликта в России, мы должны четко определить, что же такое конфликт, политический конфликт и этнополитический конфликт в современной России.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития11 Краткий энциклопедический словарь. М., 1993. С. 58..
Некоторые отечественные
политологи отмечают, что мировая
наука использует два основных концептуальных
подхода к определения
1. Поведенческий
- рассматривает конфликт, как частный
вид социального
2. Мотивационно-ориентированный
- дает более широкое толкование
конфликта, включая в него и
противоречивое
В политической науке политический конфликт определяют как столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе22 Политологический словарь. М., 1994. С. 34..
К этому определению близко по смыслу понятие политического конфликта, предложенное С.М. Емельяновым: политический конфликт - это противоборство субъектов социального взаимодействия государств, классов, политических партий и организаций, политической элиты и т.д. на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти Емельянов С.М., Практикум по конфликтологии. СПб., 2000. С. 234..
Политический
конфликт можно рассматривать как
столкновение противоположных общественных
сил, обусловленное
1. борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
2. борьба за
политическое господство, которая
может приобретать
Авторы фундаментального
исследования "Конфликты в Современной
России" заметили, что социальный
конфликт представлен в научной
литературе многообразием концепций
и богат определениями. О политическом
конфликте этого сказать
Один из основателей
современной отечественной
Политические конфликты имеют сейчас двойственный характер. С одной стороны, они представляют собой естественное следствие демократизации и выражаются в возникшем плюрализме политический позиций, становлении многопартийности, возникновении новых государственных политических институтов. С другой стороны, этот же процесс привел к подрыву ранее существовавшей властной структуры, законности и правопорядка, к неуправляемости процессами становления частнособственнических интересов.
Действительно, эта теоретическая посылка во многом может объяснить природу политических конфликтов, протекающих в российском обществе и государстве в целом, но, на мой взгляд, не совсем приемлема для анализа конфликтов в регионах страны, так как во многих субъекта государства политические конфликты и противостояния связаны не с демократизацией, становлением многопартийности и идеологического плюрализма, а, наоборот, с отсутствием этих явлений.
Другой исследователь проблем теории политического конфликта Д.М. Фельдман справедливо предложил рассматривать политический конфликт в двух измерениях:
1. в широком смысле - это любой конфликт, в котором затрагивается вопрос о политической власти;
2. в узком смысле
- конфликт в системе
Для того чтобы
разнообразный по своему содержанию,
формам развертывания борьбы, разрешения
мир политических конфликтов предстал
в более или менее
Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т.е. определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностей политических конфликтов представляется такой методологический подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известный английский социальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной - общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах "открытого типа", где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, смены правительства и т.п., не доводя их до стадии социального макроконфликта Поппер К. Нищета историзма.// Вопросы философии. 1992, №8.С. 10..
Период, прошедший
после вступления постсоветских
стран на путь перехода к демократическому
"открытому обществу" побуждает
сделать вывод о переходном состоянии
общества как особом типе, обладающем
собственной логикой
Общество переходного типа - это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.
Все это обусловливает
необходимость выявления и
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.
Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третья негативная
функция политического
Конфликт также деструктивен, если противоборствующие стороны стоят на взаимоисключающих позициях, не желают понять друг друга, не обременяют себя обстоятельствами и глубоким анализом ситуаций, содержания интересов и претензий друг к другу, готовы довести дело до насилия и даже до вооруженной борьбы. В пример можно привести, противоречивые интересы русских и латышей в Латвии сталкивающихся в течение всех лет существования советской Прибалтики, не приводя к крупномасштабным конфликтам. События 1991-1993 гг. не только усилили эти противоречия, переросшие в открытую вражду, но стимулировали теоретический анализ истоков, причин, содержания и перспектив противостояния этносов республики, анализ действительных и мнимых претензий и притязаний. Под влиянием России наметилась тенденция к поиску способов решения проблемы русскоязычного населения, устранения политики дискриминации по отношению к нему. Однако противоречия переросли во всеохватывающий конфликт, проявившийся во всех сферах межэтнического взаимодействия. Только это заставило всерьез обратиться к разрешению назревшего конфликта, но окончательно конфликт так и не разрешен Тишков В.А., Филиппова Е.И. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М., 2001. С. 98..
Явно деструктивный характер преобладает и в конфликте Чеченской республики и в России. В советское время отношения между русскими и чеченцами не носили конфликтного характера, но в условиях смены общественного строя политиками был искусственно создан конфликт для достижения своих корыстных целей.
Часто случается так, что предъявляемые сторонами требования неадекватны. Именно это чревато применением силы, насилия, так как стороны игнорируют интересы друг друга. Каждая сторона имеет свое представление о правомерности и обоснованности интересов и предпринимаемых ими действий. Примерно такая схема прослеживается во взаимоотношениях между Россией и Латвией, Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном. В России серьезные конфликты проявили себя в Чечне, Ингушетии и Дагестане Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С.372..
Информация о работе Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве