Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат
Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.
Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы
Политическую целесообразность сохранения
уникальной российской "асимметричной"
модели федерализма апологеты
Затяжной "северокавказский кризис",
военные действия и террористические
акты, с одной стороны, стали своего
рода катализатором этнической консолидации
русских, а с другой стороны, - спровоцировали
формирование устойчивых этнических предубеждений
против так называемых "лиц кавказской
национальности" и способствовали
распространению негативных "антикавказских"
стереотипов массового
Таким образом, в преддверии административной
реформы в России создалась довольно
сложная ситуация. Власть оказалась
в сложном положении: упразднение
национальных образований в составе
России стало бы причиной резкого
обострения этнополитической ситуации;
таким образом, было сложно ликвидировать
прецедент и дезавуировать
Таким образом, опасность возникновения межэтнических конфликтов в России сохраняется. Межэтнические отношения в России можно оптимизировать только модернизировав отечественную модель федеративных отношений.
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Исторически Россия складывалась в
ходе объединения удельных княжеств,
затем в результате колонизации
и присоединения новых земель.
Решающую роль в этом процессе играл
русский этнос. Хотя в Российской
империи отдельные земли, как, например,
Польша и Финляндия, обладали определенной
автономией, а в управлении другими
территориями, населенными "инородами",
власти полагались на традиционное право,
в целом российское государство
носило централизованный, самодержавный
характер. Советский Союз, будучи по
форме федеративным, по существу также
оставался унитарным
Современная Россия едва ли не мировой
рекордсмен по усложненности политико-
Российская модель федерализма сочетает два разных принципа: территориальный и национальный. При этом автономные национальные образования, будучи самостоятельными субъектами Федерации, административно сами входят в состав других субъектов, как, например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской области.
Для современной России характерна
некоторая неопределенность административных
границ между ее субъектам, причин этому
несколько. Многие из них устанавливались
произвольно и не раз пересматривались.
При этом рассекались ареалы расселения
народов, значительные территории волевым
образом переподчинялись другим
областям и республикам. Нередко
происходило и перемещение
В становлении ныне существующей Российской Федерации большое значение имел принятый в 1992 году Федеративный договор, который сыграл огромную роль в собирании страны и обозначил федеративную природу современной российской государственности.
Данный договор юридически закрепил разнообразие субъектов федерации, ее смешанные основы учет - этнического и территориального принципов, и одновременно равноправие всех субъектов федерации, их политический статус и равенство в отношениях с федеральным центром, в определении объема своих полномочий с федеральными органами власти. Договор фиксировал равные обязанности в социальной, экономической и культурных областях всех субъектов федерации, единый стандарт прав и свобод человека, а также, набор необходимых социальных услуг, оказываемых гражданам на ее территории. Впоследствии Федеративный Договор органически вошел в ткань новой конституции, хотя не учтенными оказался целый ряд положений, в частности, проблемы паритета в Федеральном Собрании республик и автономий с краями и областями. Выполнив свою историческую роль данный договор в рамках внутренней политики, утратил свою силу.
Далеко не исчерпала своего содержания
концепция государственной
В этом документе определены приоритеты
России в области межнациональных
отношений. Урегулированы вопросы
координации законотворческой деятельности
на всех уровнях - от федерального до местного.
Концепция, носящая декларативный
характер, закрепила приоритет
Говоря об этнической специфике
России, не следует забывать, что
народы России можно рассматривать
не только как отдельные этносы,
а как исторический единый суперэтнос
- многонациональный российский народ,
со всеми присущими ему признаками
общности экономической и политической
жизни, психологии и культуры, быта,
традиций и обычаев, миропонимания
и жизнедеятельности. Во многом верно
и то, как далее утверждает Р.Г.
Абдулатипов, что "на протяжении исторически
длительного пути нации и народности
российского государства
Российская Федерация является
одним из крупнейших в мире многонациональных
государств, в котором проживает
более 150 народов. Каждый из этих народов
обладает своей спецификой - по численности,
социально-профессиональной структуре,
типу хозяйственно-культурной деятельности,
языку, особенностям материальной и
духовной культуры. Характерной особенностью
России является то, что границы
расселения народов, как правило, не
совпадают с границами
Автономная субъективность составляющих
регионов России, по меньшей мере сомнительна.
Ведь на самом деле нет даже полной
ясности относительно их количества
- объективного, а не произвольно
установленного. Зафиксированное в
Конституции 1993 г. число 89 к настоящему
времени уже сократилось до 86,
кроме того, такое их число не
имеет оснований даже в советской
эпохе - в РСФСР, например, насчитывалась
71 территориальная единица
Для Росси характерно дисперсное проживание многих национальностей. Например, немало башкир живет в Челябинской области, Оренбургской, Пермском крае, Курганской и других областях, в ряде республик. Фактически по всему Поволжскому региону и Уралу разбросаны чуваши. В нашей стране практически нет мононациональных регионов, а коэффициент многонациональности, как правило, очень разный, что объективно предполагает и разный подход к решению проблем в сфере национальных отношений, что влияет и на особенности этнополитической ситуации в разных регионах, определяя специфику этнополитических конфликтов Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2000. С. 156..
Этнические конфликты и
Пограничное положение нашей страны
на стыке двух типов цивилизаций
- западной и восточной - обусловило
наличие в этноконфликтном
Национальные конфликты на территории
бывшего СССР, включая Россию, в
первые годы ее существования связаны
с двумя основными рядами причин.
Во-первых, игнорирование национальной
проблематики в рамках унитарного интернационального,
коммунистического союзного государства.
Естественно, что его кризис, а
затем распад дали кумулятивный выход
национальным чувствам. Во-вторых, это
связано с тем, что либеральная
модель демократии, утвердившаяся на
постсоветском пространстве оказалась
неспособна найти бесконфликтную форму
взаимодействия наций в нерасчленимом
этническом пространстве бывшего СССР.
Более того, либерализм, лишенный естественной
экономической и социальной опоры,
не имеющий в постсоветских
Следует отметить, что в России
существует достаточно причин для этнополитических
конфликтов. Например, исторические особенности
формирования территорий, провозгласивших
себя независимыми республиками; "автоматическое
придание административным границам внутри
СССР статуса государственных
Не сложилась системная
К этнополитическим проблемам России
относится в первую очередь стремление
ряда народов, в свое время добровольно
вошедших в состав Российской империи
или насильственно к ней
Во-первых, это ослабление центра вследствие перманентной борьбы за власть между различными политическими группировками, его неспособностью оказывать действенную помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса.
Сюда же относится и исторически сложившееся и возросшее в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными республиками и областями.
Влияет и геополитика
В ряду этнополитических проблем наибольшую
опасность представляет этнический
сепаратизм. Он приковывает к себе
наибольшее внимание государства. Проблема
остается крайне важной даже, несмотря
на то, что вооруженные сепаратистские
движения сегодня ограничены только
территорией Чеченской
Информация о работе Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве