Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.

Содержание работы

Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

Политическую целесообразность сохранения уникальной российской "асимметричной" модели федерализма апологеты этнотерриториального самоопределения аргументируют  ссылкой на "многонациональность  населения" РФ. Однако Россия представляет собой одну из наиболее моноэтничных стран мира (факт не вполне еще осознанный политиками и учеными). Этническое большинство, составляющее более восьмидесяти двух процентов населения, на большей  части территории России объявлено "нетитульным" и вопреки Конституции  РФ подвергается дискриминации по этническому  и языковому признакам, так же, впрочем, как и большая часть  представителей "нетитульных" этнических меньшинств. В этом и состоит главный  парадокс этнополитической ситуации в  России.

Затяжной "северокавказский кризис", военные действия и террористические акты, с одной стороны, стали своего рода катализатором этнической консолидации русских, а с другой стороны, - спровоцировали формирование устойчивых этнических предубеждений  против так называемых "лиц кавказской национальности" и способствовали распространению негативных "антикавказских" стереотипов массового сознания.

Таким образом, в преддверии административной реформы в России создалась довольно сложная ситуация. Власть оказалась  в сложном положении: упразднение  национальных образований в составе  России стало бы причиной резкого  обострения этнополитической ситуации; таким образом, было сложно ликвидировать  прецедент и дезавуировать требования этнических лидеров, желавших расширения элитного клуба "титульных этносов". Но и удовлетворить эти требования было невозможно, так как это вызвало  бы бурный протест русских "патриотических сил". (Весьма влиятельные политики настаивали на создании Русской республики в составе РФ; реализация этого  лозунга в политической практике означала бы быструю дезинтеграцию  России.).

Таким образом, опасность возникновения  межэтнических конфликтов в России сохраняется. Межэтнические отношения  в России можно оптимизировать только модернизировав отечественную модель федеративных отношений.

§ 2. Специфика этнополитического  устройства, конфликтогенные факторы  и этнополитические конфликты в  постсоветской России

Исторически Россия складывалась в  ходе объединения удельных княжеств, затем в результате колонизации  и присоединения новых земель. Решающую роль в этом процессе играл  русский этнос. Хотя в Российской империи отдельные земли, как, например, Польша и Финляндия, обладали определенной автономией, а в управлении другими  территориями, населенными "инородами", власти полагались на традиционное право, в целом российское государство  носило централизованный, самодержавный  характер. Советский Союз, будучи по форме федеративным, по существу также  оставался унитарным государством.

Современная Россия едва ли не мировой  рекордсмен по усложненности политико-территориального деления: субъекты Федерации весьма разнородны по размерам территории, природным  условиям, численности и составу  населения, уровню развития экономики  и культуры.

Российская модель федерализма  сочетает два разных принципа: территориальный  и национальный. При этом автономные национальные образования, будучи самостоятельными субъектами Федерации, административно  сами входят в состав других субъектов, как, например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской  области.

Для современной России характерна некоторая неопределенность административных границ между ее субъектам, причин этому  несколько. Многие из них устанавливались  произвольно и не раз пересматривались. При этом рассекались ареалы расселения народов, значительные территории волевым  образом переподчинялись другим областям и республикам. Нередко  происходило и перемещение больших  групп людей в чуждое им социокультурное  пространство. Подобная практика применялась  к примеру в Поволжье и на Северном Кавказе, в том числе в связи с депортацией, а затем - реабилитацией ряда народов, таких например, как всем известные чеченцы и ингуши и некоторые народы Дагестана (кумыки, ногайцы).

В становлении ныне существующей Российской Федерации большое значение имел принятый в 1992 году Федеративный договор, который сыграл огромную роль в собирании  страны и обозначил федеративную природу современной российской государственности.

Данный договор юридически закрепил разнообразие субъектов федерации, ее смешанные основы учет - этнического  и территориального принципов, и  одновременно равноправие всех субъектов  федерации, их политический статус и  равенство в отношениях с федеральным  центром, в определении объема своих  полномочий с федеральными органами власти. Договор фиксировал равные обязанности в социальной, экономической  и культурных областях всех субъектов  федерации, единый стандарт прав и свобод человека, а также, набор необходимых  социальных услуг, оказываемых гражданам  на ее территории. Впоследствии Федеративный Договор органически вошел в  ткань новой конституции, хотя не учтенными оказался целый ряд  положений, в частности, проблемы паритета в Федеральном Собрании республик  и автономий с краями и областями. Выполнив свою историческую роль данный договор в рамках внутренней политики, утратил свою силу.

Далеко не исчерпала своего содержания концепция государственной национальной политики Российской Федерации, разработанная  в 1996 г. Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики, движением "Сотворчество народов  во имя жизни (Снежный форум)" и  Институтом этнологии и антропологии РАН (с участием многих других федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

В этом документе определены приоритеты России в области межнациональных  отношений. Урегулированы вопросы  координации законотворческой деятельности на всех уровнях - от федерального до местного. Концепция, носящая декларативный  характер, закрепила приоритет государственной  правовой защиты малых коренных народов, не определяя политико-правовой статус остальных этносоциальных общностей. Отсюда в результате усиливаются  проблемы по поддержанию межнационального мира и согласия в России.

Говоря об этнической специфике  России, не следует забывать, что  народы России можно рассматривать  не только как отдельные этносы, а как исторический единый суперэтнос - многонациональный российский народ, со всеми присущими ему признаками общности экономической и политической жизни, психологии и культуры, быта, традиций и обычаев, миропонимания  и жизнедеятельности. Во многом верно  и то, как далее утверждает Р.Г. Абдулатипов, что "на протяжении исторически  длительного пути нации и народности российского государства стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию  Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос государственное устройство России. М., 2000. С. 148..

Российская Федерация является одним из крупнейших в мире многонациональных  государств, в котором проживает  более 150 народов. Каждый из этих народов  обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и  духовной культуры. Характерной особенностью России является то, что границы  расселения народов, как правило, не совпадают с границами определенных республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения национальностей в различных  регионах страны сильное воздействие  оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство народов страны складывались как этнические общности веками и в этом являются коренными народами. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования. Хотя российская государственность складывалась столетиями, многие ее современные черты и проблемы являются продуктом недавней восемнадцатилетней истории Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. М., 2000. С. 12..

Автономная субъективность составляющих регионов России, по меньшей мере сомнительна. Ведь на самом деле нет даже полной ясности относительно их количества - объективного, а не произвольно  установленного. Зафиксированное в  Конституции 1993 г. число 89 к настоящему времени уже сократилось до 86, кроме того, такое их число не имеет оснований даже в советской  эпохе - в РСФСР, например, насчитывалась 71 территориальная единица первого  ранга (края, области, автономные республики) и 15 единиц второго ранга (автономные области и округа). Причины позволяющие  сомневаться в существующем на сегодня  составе Федерации не только ситуация в Чечне, но и целый ряд иных случаев: потенциальное разделение Карачаево-Черкесии, отложенное объединение  Красноярского края и Хакасии  и т.д.

Для Росси характерно дисперсное проживание многих национальностей. Например, немало башкир живет в Челябинской области, Оренбургской, Пермском крае, Курганской и других областях, в ряде республик. Фактически по всему Поволжскому  региону и Уралу разбросаны чуваши. В нашей стране практически нет  мононациональных регионов, а коэффициент  многонациональности, как правило, очень разный, что объективно предполагает и разный подход к решению проблем  в сфере национальных отношений, что влияет и на особенности этнополитической ситуации в разных регионах, определяя  специфику этнополитических конфликтов Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2000. С. 156..

Этнические конфликты и этнические проблемы современной России не представляют собой исключительного явления, они имеют многочисленные аналоги  как в современном мире, так  и в истории человечества. Россия и другие государства СНГ включены в мировой этноконфликтный процесс. Вместе с тем этнические конфликты  в России имеют свою специфику, обусловленную  как особенностями современного этапа, переживаемого страной, так  и особенностями геополитического положения России в меняющемся цивилизационном  устройстве человечества.

Пограничное положение нашей страны на стыке двух типов цивилизаций - западной и восточной - обусловило наличие в этноконфликтном процессе страны как особенностей, свойственных в большей степени западному  обществу, так и восточному. Соответственно этнополитические проблемы могут быть рассмотрены в разных постановках. Во-первых, этноконфликтологические  проблемы России в контексте этноконфликтного процесса в западном мире. Во-вторых, этноконфликтный процесс в России и вызовы модернизации. В-третьих, этноконфликтный  процесс в России и формирующийся  межцивилизационный сдвиг. Первая проблема предполагает рассмотрение социальных проблем России как части одного западного мира при всем ее культурном своеобразии. Для современной цивилизации  общими являются такие феномены, как  этнический парадокс современности, этнический ренессанс и впервые их проявление было выделено на Западе после очевидного краха идеологии "правильного  тигля".

Национальные конфликты на территории бывшего СССР, включая Россию, в  первые годы ее существования связаны  с двумя основными рядами причин. Во-первых, игнорирование национальной проблематики в рамках унитарного интернационального, коммунистического союзного государства. Естественно, что его кризис, а  затем распад дали кумулятивный выход  национальным чувствам. Во-вторых, это  связано с тем, что либеральная  модель демократии, утвердившаяся на постсоветском пространстве оказалась  неспособна найти бесконфликтную форму  взаимодействия наций в нерасчленимом  этническом пространстве бывшего СССР. Более того, либерализм, лишенный естественной экономической и социальной опоры, не имеющий в постсоветских республиках  собственной многослойной основы, вырождается  в свою противоположность - анархо-национализм. Утверждение на геополитическом "союзном" пространстве "национальных" государств, дающих преимущества титульным, "коренным" нациям - это прямой путь к конфликтам и войнам, ибо при таком подходе  оказывается ущемленными гражданские  права и свободы других национальностей. Потенциально опасным для России является само перенесение философии "национального" государства на российскую почву. Это прямой путь к  национальным конфликтам и "этническим" войнам на территории самой России.

Следует отметить, что в России существует достаточно причин для этнополитических конфликтов. Например, исторические особенности  формирования территорий, провозгласивших  себя независимыми республиками; "автоматическое придание административным границам внутри СССР статуса государственных границ, что потенциально конфликтно для  всех экс-республик; острое противоборство светского и религиозного компонентов  в новых политических элитах, прежних  и новых политических группировках; историческая отягощенность этнополитических проблем; возобновление исторических территориальных споров; борьба вокруг проблемы государственных языков; споры  при переделе союзной собственности; этноконфессиональные споры и тенденция  к образованию теократических государств; а также многочисленные другие причины  этнополитических конфликтов Пугачев  Б. Этноконфликты и «русский фактор»//Россия: проблемы национальной государственной  политики//Обозреватель.1993.№7.С. 41.. Пик  действия приведенных здесь факторов конфликтов уже в прошлом, но некоторые  факторы, как, например, тенденция к  образованию, возможно будет причиной конфликтов будущего. Возможны конфликты  по причине ущемленного положения  не титульных этносов уже в  национальных республиках.

Не сложилась системная государственная  идеология, которая могла бы сформулировать новые ценности взамен устаревших и  изживших себя и способных утратить конфликтогенные факторы Казанцев В.Г. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе в контексте  геополитических реалий. М., 1996. С. 25..

К этнополитическим проблемам России относится в первую очередь стремление ряда народов, в свое время добровольно  вошедших в состав Российской империи  или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета. Причиной тому является ряд факторов.

Во-первых, это ослабление центра вследствие перманентной борьбы за власть между  различными политическими группировками, его неспособностью оказывать действенную  помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса.

Сюда же относится и исторически  сложившееся и возросшее в  постсоветской России правовое неравенство  между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными  республиками и областями.

Влияет и геополитика некоторых  государств, направленная на отрыв  от России территорий с преимущественно  мусульманским населением.

В ряду этнополитических проблем наибольшую опасность представляет этнический сепаратизм. Он приковывает к себе наибольшее внимание государства. Проблема остается крайне важной даже, несмотря на то, что вооруженные сепаратистские движения сегодня ограничены только территорией Чеченской Республики Паин Э.А. Перспективы национальной политики России до 2010 года./ /Центр  Стратегических Разработок..

Информация о работе Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве