Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, реферат
Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.
1.Введение 3
2.Классический либерализм 6
2.1 Идеи теории “общественного договора” в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж. – Ж. Руссо 6
2.2 Классический либерализм конца XVIII – XIX веков 10
3.Современныйлиберализм 16
3.1 Неолиберализм (либерал – реформизм) 16
3.2 Неоклассический либерализм (либертаризм) 21
4.Заключение 26
5.Список использованной литературы 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии и политологии
Реферат
по политологии
на тему : “ Классический и современный либерализм “ .
Выполнил :
студент группы ЭСЭ – 08б
Доленко П.Г.
Проверил:
Рогозин Н.П.
Донецк 2012
Содержание
1.Введение
2.Классический либерализм
2.1 Идеи теории “общественного договора”
в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж. –
Ж. Руссо
2.2 Классический либерализм конца
XVIII – XIX веков
3.Современныйлиберализм
3.1 Неолиберализм (либерал – реформизм)
3.2 Неоклассический либерализм (либертаризм)
4.Заключение
5.Список использованной
1.Введение
В европейской общественно-
Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.
Либерализм как сложное
Главные постулаты либерализма, выражающие
философско-мировоззренческую
В XIX в. были заложены основы для дальнейшего
развития системы буржуазной демократии
уже в XX столетии, которая была сформулирована
либералами в общих чертах. Класс
буржуазии все более укреплял
свои позиции, и необходимо было всю
систему буржуазного
Либерализм XIX в. предстаёт как идеологическое направление, которое выражало интересы сформировавшегося к тому времени класса буржуазии, требовавшего замены феодальных производственных отношений и зависящей от них системы общественных отношений капиталистическими. С этого момента и до настоящего времени либерализм является доминирующим идейно-политическим течением, для которого проблема политической власти - одна из центральных.
Цель данной работы выявить общее и различное в политических теориях, путём проведения системного анализа взглядов представителей либерализма, определить, в чьих работах закладывались и развивались основные принципы либерализма. Такие как: признание неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность); требование создания государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека, что определяет договорной характер отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента социального контроля и в разумности ограничения объёма и сфер деятельности государства.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- на основе анализа
- проследить эволюцию воззрений
либералов на роль государства
и принимаемых им законов в
осуществлении властных
- провести исследование
Актуальность темы определяется тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.
Эта тема актуальна для современного
общества именно сегодня в период
тяжелейшего кризиса и крушения
жизненных ценностей и идеалов.
Особенно актуальна эта тема для
нашего заполитизированного
2.Классический либерализм
2.1 Идеи теории ''общественного договора'' в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо
Большинство исследователей либеральной политической доктрины считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию ''общественного договора''. Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).
Процессу появления
Идеи основоположника
В противоположность прежним
Идеологи Просвещения
Лютер был уверен, что каждый христианин в состоянии понять Священное писание не хуже папы римского. Просветители XVIII века выражали эту мысль по другому: каждый человек обладает способностью ''быть господином самому себе''. Право человека ''быть господином самому себе'' ограничено только таким же правом другого человека. Природа наделила человека разумом, и никто лучше него самого не может определить, что отвечает его интересам, как ему следует поступать, в чём состоит его благо, что принесёт ему наибольшую пользу и удовлетворение. Естественные права, по мысли просветителей принадлежали людям изначально, они обладали ими и тогда, когда государства ещё не было.
По отношению к происхождению
частной собственности у
У Руссо по отношению к частной собственности своеобразная позиция: в своём втором трактате ''Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми'' (1755) он объявил частную собственность причиной всех социальных бед и несчастий. И, однако, в том же 1755 году в статье ''О политической экономии'', написанной для Энциклопедии, Руссо утверждает: ''Несомненно, что право собственности - это самое священное из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода''. Более того, ''собственность - это истинное основание гражданского общества и истинная наука в обязательствах граждан, ибо если бы имущество не было залогом за людей, то не было бы ничего легче, как уклониться от своих обязанностей и насмеяться над законом''.
Таким образом, возникшее в результате
''общественного договора'' государство
предстаёт как государство
Политическая практика современных просветителям абсолютистских государств убеждала их в том, что пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом себе ограничивающих его начал, права и свободы граждан не могут быть надёжно гарантированы. Известен афоризм лорда Эктона: ''Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно''.
Предполагалось, что сдерживающим
началом в правовом государстве
должно быть последовательно проведённое
разделение властей. Первым эту идею
выдвинул Локк. ''Разумное государственное
устройство он усматривает в наличии
трёх властей: законодательной (парламент),
исполнительной (суды, армия) и ''федеративной'',
т.е. ведающей отношениями с другими
государствами (король, министры) ''. Монтескье
развил теорию Локка о разделении
властей. По его мысли законодательная,
судебная и исполнительная власти должны
формироваться самостоятельно и
не зависеть друг от друга. ''Если власть
законодательная и