Классический и современный либерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Классический либерализм 6
2.1 Идеи теории “общественного договора” в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж. – Ж. Руссо 6
2.2 Классический либерализм конца XVIII – XIX веков 10
3.Современныйлиберализм 16
3.1 Неолиберализм (либерал – реформизм) 16
3.2 Неоклассический либерализм (либертаризм) 21
4.Заключение 26
5.Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

Реферат

по политологии

на тему : “ Классический и современный либерализм “ .

 

 

 

 

Выполнил :

студент группы ЭСЭ – 08б

Доленко П.Г.

 

Проверил:

Рогозин Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

Донецк  2012

Содержание

 

 

1.Введение                                                                                                               3

2.Классический либерализм                                                                                   6

2.1 Идеи теории “общественного договора” в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж. – Ж. Руссо                                                                                   6

2.2 Классический либерализм конца  XVIII – XIX веков                                   10

3.Современныйлиберализм                                                                                  16

3.1 Неолиберализм (либерал – реформизм)                                                        16

3.2 Неоклассический либерализм (либертаризм)                                               21

4.Заключение                                                                                                          26

5.Список использованной литературы                                                                29

 

1.Введение

 

В европейской общественно-политической литературе понятие ''либерализм'' появилось  в начале ХIХ в. Впервые этот термин был использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.

Либерализм как сложное структурное  явление предстаёт сегодня и  как историко-философское течение, доктрина, и как политическая идеология, обосновывающая программные установки  объединившихся под его знаменем социальных слоёв, и как более  или менее массовое организованное движение (либеральные политические партии, движения, группировки и  т.п.).

Главные постулаты либерализма, выражающие философско-мировоззренческую основу учения, сложились в антифеодальной борьбе, ставившей задачи освобождения от сословных и цеховых ограничений, произвола власти, авторитета церкви. Либерализм органически связан с  развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII веках и на ранних этапах представлял собой средство борьбы, ''третьего сословия'' против абсолютизма. Поэтому содержание либерализма первоначально определялось интересами и стремлениями купцов, владельцев крупных и мелких мануфактур, которые стали стремиться к власти после антифеодальных революций. Появившийся класс торговцев и промышленников нуждался в экономической свободе, в социальных институтах, в которые избирались бы их представители и обеспечивали им независимость от прихотей монарха, земельной аристократии и клерикалов. Социально-экономические аспекты становления капитализма и либерализма были обстоятельно проанализированы К. Марксом.

В XIX в. были заложены основы для дальнейшего  развития системы буржуазной демократии уже в XX столетии, которая была сформулирована либералами в общих чертах. Класс  буржуазии все более укреплял свои позиции, и необходимо было всю  систему буржуазного конституционализма привести в соответствие с новыми общественными силами.

Либерализм XIX в. предстаёт как идеологическое направление, которое выражало интересы сформировавшегося к тому времени  класса буржуазии, требовавшего замены феодальных производственных отношений  и зависящей от них системы  общественных отношений капиталистическими. С этого момента и до настоящего времени либерализм является доминирующим идейно-политическим течением, для  которого проблема политической власти - одна из центральных.

Цель данной работы выявить общее  и различное в политических теориях, путём проведения системного анализа  взглядов представителей либерализма, определить, в чьих работах закладывались  и развивались основные принципы либерализма. Такие как: признание  неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность); требование создания государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить  и защитить естественные права человека, что определяет договорной характер отношений между государством и  обществом; убеждение в необходимости  верховенства закона как инструмента  социального контроля и в разумности ограничения объёма и сфер деятельности государства.

Для достижения этой цели решаются следующие  задачи:

- на основе анализа теоретического  наследия основных представителей  либерализма выявить особенности  развития этого течения, его  этапы, а также показать специфику  интерпретации основных норм  и ценностей либерализма;

- проследить эволюцию воззрений  либералов на роль государства  и принимаемых им законов в  осуществлении властных полномочий  и регулировании жизни общества;

- провести исследование взглядов  мыслителей на систему представительства  как инструмент реализации политической  власти;

Актуальность темы определяется тем, что либерализм, провозглашая свободу  и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.

Эта тема актуальна для современного общества именно сегодня в период тяжелейшего кризиса и крушения жизненных ценностей и идеалов. Особенно актуальна эта тема для  нашего заполитизированного украинского  общества.

 

2.Классический либерализм

 

2.1 Идеи теории ''общественного договора'' в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье  и Ж.-Ж. Руссо

 

Большинство исследователей либеральной  политической доктрины считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию ''общественного договора''. Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).

Процессу появления теоретических  разработок идеологического характера  всегда предшествуют определённые изменения  в обществе. В случае с либерализмом эти изменения были кардинальными. Европа вступала в Новое время. Во всех сферах общественной жизни происходили  свои перемены. В области экономики - это переход от феодального к  капиталистическому способу производства; диктат католической церкви в духовной сфере уходил в прошлое, наступала  эра религиозной свободы. В структуре  общества появились новые социальные группы, так называемое ''третье сословие''. Выразителями интересов которого и  стали теоретики ''общественного  договора'' и ''естественных прав''.

Идеи основоположника либерализма  Джона Локка об ''Естественных правах'' гражданина: на жизнь, свободу, собственность; о разделении ветвей власти пришлись в Англии после Славной революции 1688 года как нельзя кстати. Его политологические наработки были активно использованы в конституционном оформлении Английского  государства конца XVII - начала XVIII века. Это случилось, прежде всего, потому, что Джон Локк стал выразителем интересов широких слоёв населения, и прежде всего самого активного - ''третьего сословия''.

В противоположность прежним представлениям о том, что индивид обладает политическими, экономическими и иными правами  лишь постольку, поскольку он является полноправным гражданином, как считалось в эпоху античности, или в силу того, что принадлежит к определённому сословию, как утверждали в средние века, мыслители Просвещения провозгласили идею ''естественных прав'', неотчуждаемых прав человека. Эти права даны каждому человеку от природы и включают в себя право на жизнь, свободу и собственность или, как записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 году, право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Традиции свободы, провозглашенные в Декларации, основаны на естественном праве, на здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. И Декларация, и конституция США опираются на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими.

Идеологи Просвещения разрушали  господствовавшее в феодальном обществе убеждение в том, что одни люди от рождения предназначены господствовать, а другие повиноваться и что права ''третьего сословия'' никогда не могут  быть равными правам ''благородного'' сословия.

Лютер был уверен, что каждый христианин в состоянии понять Священное  писание не хуже папы римского. Просветители XVIII века выражали эту мысль по другому: каждый человек обладает способностью ''быть господином самому себе''. Право человека ''быть господином самому себе'' ограничено только таким же правом другого человека. Природа наделила человека разумом, и никто лучше него самого не может определить, что отвечает его интересам, как ему следует поступать, в чём состоит его благо, что принесёт ему наибольшую пользу и удовлетворение. Естественные права, по мысли просветителей принадлежали людям изначально, они обладали ими и тогда, когда государства ещё не было.

По отношению к происхождению  частной собственности у просветителей  различные точки зрения. По Локку  собственность возникает независимо от государственной власти. Монтескье  же считал, что в первобытном обществе отсутствовала частная собственность. Он заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под властью государственных законов, люди отказались и от естественной общности имущества, чтобы жить под властью государственных законов. Он рассматривает, таким образом, частную собственность как сравнительно поздний продукт исторического развития. Частная собственность, по Монтескье, является следствием ''общественного договора'', т.е. ставится в зависимость от юридических норм. Частная собственность - высшее проявление цивилизации. Монтескье полагал, что при частной собственности всякий человек может достичь материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея стала одним из основных постулатов либеральной идеологии.

У Руссо по отношению к частной  собственности своеобразная позиция: в своём втором трактате ''Рассуждение  о происхождении и основаниях неравенства между людьми'' (1755) он объявил частную собственность  причиной всех социальных бед и несчастий. И, однако, в том же 1755 году в статье ''О политической экономии'', написанной для Энциклопедии, Руссо утверждает: ''Несомненно, что право собственности - это самое священное из прав граждан и даже более важное в  некоторых отношениях, чем свобода''. Более того, ''собственность - это  истинное основание гражданского общества и истинная наука в обязательствах граждан, ибо если бы имущество не было залогом за людей, то не было бы ничего легче, как уклониться от своих  обязанностей и насмеяться над законом''.

Таким образом, возникшее в результате ''общественного договора'' государство  предстаёт как государство правовое, ограниченное системой обязательных норм, смысл которых заключается в  обеспечении прав и свобод граждан, признании моральной автономии  личности. Согласно теории ''общественного  договора'' государство располагает  лишь теми правами, которые переданы, делегированы ему обществом, признаны за ним его гражданами. Сувереном  же, источником высшей власти остаётся народ, посылающий своих представителей в выборные органы власти.

Политическая практика современных  просветителям абсолютистских государств убеждала их в том, что пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом  себе ограничивающих его начал, права  и свободы граждан не могут  быть надёжно гарантированы. Известен афоризм лорда Эктона: ''Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно''.

Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом государстве  должно быть последовательно проведённое  разделение властей. Первым эту идею выдвинул Локк. ''Разумное государственное  устройство он усматривает в наличии  трёх властей: законодательной (парламент), исполнительной (суды, армия) и ''федеративной'', т.е. ведающей отношениями с другими  государствами (король, министры) ''. Монтескье  развил теорию Локка о разделении властей. По его мысли законодательная, судебная и исполнительная власти должны формироваться самостоятельно и  не зависеть друг от друга. ''Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что  этот монарх или сенат станет создавать  тиранские законы для того, чтобы  также тиранически применять  их''.

Информация о работе Классический и современный либерализм