Классический и современный либерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Классический либерализм 6
2.1 Идеи теории “общественного договора” в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж. – Ж. Руссо 6
2.2 Классический либерализм конца XVIII – XIX веков 10
3.Современныйлиберализм 16
3.1 Неолиберализм (либерал – реформизм) 16
3.2 Неоклассический либерализм (либертаризм) 21
4.Заключение 26
5.Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

что отличает человека от животных, это  социальная кооперация. Единственное, что производительно, это труд: он создает богатство и тем самым  закладывает материальные основы для  внутреннего расцвета человека. Война  только разрушает; она не создает… созидательный труд - это особое, присущее только человеку свойство. Либерал  питает отвращение к войне не как  гуманист, не потому, что она имеет "полезные" результаты, а потому, что последствия её только вредные''. Из той же утилитаристской логики проистекает либертаристская уверенность  в том, терпимость, является важной социальной ценностью. Неоклассический  либерализм провозглашает терпимость к любой религиозной вере и  любому метафизическому учению не по причине безразличия к этим "высшим" вещам, а из убеждения в том, что  гарантия мира внутри общества должна иметь приоритет над всем и всеми.

Уважение и вера в традиции народа, согласно либертаристской теории, являются существенной чертой эффективной политики.

Правые интеллектуалы неоклассического направления обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем  необходимо отметить различие между  классическим и неоклассическим  либерализмом. Для классического  либерализма принцип “laissez-faire” подразумевает борьбу за права и свободы, которых было лишено третье сословие. Для либертаризма это требование означает требование защиты и охраны достигнутых привилегий, частных интересов и собственности от идущих снизу требований социалистических реформ.

 

4.Заключение

 

Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл  в заключении, что либерализма  как чего-то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов. По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причём принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться весьма причудливым  образом, являются основанием для самых  неожиданных, подчас опровергающих  друг друга аргументов.

К числу этих принципов  относится, во-первых, индивидуализм, приоритет  интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип  получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный  человек с его естественными  правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений  личности и общества: от представления  об обществе как о механической сумме  индивидов, реализующих собственные  интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается  как существо социальное, нуждающееся  одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой  вытекают основные требования к общественному  устройству, несомненно, лежит в  основе всех либеральных теорий, отличая  их от нелиберальных подходов.

Во-вторых, для либерализма  характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Хотя содержание прав, как и интерпретация  свободы в ходе долгой истории  либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как  главной для либералов ценности остался неизменным. Сторонники “классического” либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и видят её естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме “основных прав”, в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности.

“Новые либералы” предлагают позитивное понимание свободы, дополняющее  свободу равенством возможностей в  качестве гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании - это реальная возможность выбора, не предопределяемого  ни другими людьми, ни обстоятельствами жизни самого индивида.

Но так или иначе, главной  посылкой либерализма является представление  о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать  это представление в меру своих  способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают  права других людей. За свою долгую историю либерализм выработал целую  систему институциональных гарантий прав индивидов, в которую входят неприкосновенность частной собственности  и принцип религиозной терпимости, ограничение вмешательства государства  в сферу частной жизни, подкрепленное  законом, конституционное представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и др.

В-третьих, важным принципом, характерным для либерального подхода, является рационализм, вера в возможность  постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет  определенные требования к характеру  проводимых преобразований. На практике либералам не раз случалось отступать  от принципов, вытекающих из либеральной  теории, поскольку социальные преобразования - это всегда “нарушение привычных жизненных форм”, однако императивом либеральных реформ является принцип минимального нарушения имеющихся индивидуальных прав. С этим связана и другая черта либеральных методов - их “антиконструктивизм”: либералы обычно поддерживают “социальную инженерию” лишь в той мере, в какой она устраняет преграды развитию уже сложившихся институтов и отношений. Их целью не является изобретение конкретных проектов “хорошего общества” и проведение в жизнь неких произвольно сконструированных моделей.

Сегодня либерализм, как  социально-политическое течение является мощным интеллектуальным движением, черпающим  вдохновение в философии справедливости Джона Роулса, концепции прав человека Ноберто Боббио, «новом либерализме» во Франции и других философских  учениях. Как отмечает Б. Парекх, ''либерализм стал доминантным голосом сегодня  не только в том смысле, что он относительно подчинил себе консервативные, марксистские, религиозные и другие голоса и что большинство политических философов имеют либеральные  убеждения, но, что более важно, либерализм достиг беспримерной философской гегемонии''.

 

5.Список использованной литературы

 

 

  1. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  2. Осипова Е.В. Социология Г. Спенсера. - М., 1995
  3. Фредерик Бастиа. Закон.
  4. Новиков В.В. Три источника и три составные части либерализма.1999.
  5. История политических и правовых учений./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1997г.



Информация о работе Классический и современный либерализм