Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
|Введение |
|Глава 1. Понятие «политический режим». |
|Глава 2. Классификация политических режимов: |
|Демократический режим |
|Авторитарный режим |
|Тоталитарный режим |
|Либеральный режим |
|Другие режимы |
|Глава 3. Политический режим Азербайджана |
|Заключение |
|Список литературы |
«Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим».[14]
Демократический режим - это режим,
основанный на признании принципа равенства
и свободы всех людей, участии
народа в управлении государством.
Предоставляя своим гражданам широкие
права и свободы демократическое государство
не ограничивается только их провозглашением,
т.е. формальным равенством правовых возможностей.
Оно обеспечивает для них социально- экономическую
основу и устанавливает конституционные
гарантии этих прав и свобод. В результате
- широкие права и свободы становятся реальными,
а не только формальными.
В демократическом государстве
народ является источником власти.
И это становится не просто декларацией,
а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные
лица в демократическом государстве, как
правило, избираются, но меняются критерии
избрания. Критерием избрания того или
иного человека в представительный орган
являются его политические взгляды, профессионализм.
Профессионализация власти - отличительный
признак государства, в котором существует
демократический политический режим.
В основе деятельности народных избранников
должны лежать и моральные начала, гуманизм.
«Демократическое общество характеризуется
развитием ассоциативных связей на всех
уровнях общественной жизни. При демократии
существует институциональный и политический
плюрализм: партии, профсоюзы, народные
движения, массовые объединения, ассоциации,
союзы, кружки, секции, общества, клубы
объединяют людей по различным интересам
и склонностям.
Интеграционные процессы способствуют
развитию государственности и свободы
личности».[15]
Референдумы, плебисциты, народные инициативы,
обсуждения, демонстрации, митинги, собрания
становятся необходимыми атрибутами
общественной жизни.
Объединения граждан участвуют в управлении
делами государства. Наряду с исполнительной
властью на местах создается параллельная
система прямого представительства. Общественные
органы участвуют в выработке решений,
советов, рекомендаций, а также осуществляют
контроль за исполнительной властью. Таким
образом, участие народа в управлении
делами общества становится поистине
массовым и идет по двум линиям: выборы
управленцев - профессионалов и прямое
участи в решении общественных дел (самоуправление,
саморегуляция), а также контроль за исполнительной
властью. Демократическое общество характеризуется
как бы совпадением объекта и субъекта
управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается
система разграничения
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами
своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях этот
режим ведет к ослаблению власти, нарушениям
порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии,
порой создает условие для существования
разрушительных, экстремистских, сепаратистских
сил. Но все же социальная ценность демократического
режима намного выше его некоторых негативных
конкретно-исторических форм.
Следует также иметь в виду, что
демократический режим
Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.».[16]
Таким образом можно заключить,
что демократический режим
1. Источником власти в
Законы страны защищают народ от произвола
власти и власть от произвола отдельных
людей.
2. Политическая власть носит
легитимный характер и
3. Для демократического режима характерно
разделение властей (отделение друг от
друга законодательной, исполнительной
и судебной власти). Парламент наделен
исключительным правом издавать законы.
Высшая исполнительная власть
(президент, правительство) имеет право
законодательной, бюджетной, кадровой
инициативы. Высший судебный орган наделен
правом определять соответствие издаваемых
законов конституции страны. В условиях
демократии три ветви власти уравновешивают
друг друга.
4. Демократический режим
5. Важной характеристикой
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
«Эффективность участия
«В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы».[18] Это также сложный процесс, для которого необходимо время.
Авторитарный политический режим (авторитаризм).
Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических режимов является авторитаризм.
«Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть)
– система власти, характерная
для антидемократических
Автократизм (самовластие) или небольшое
число носителей власти. Ими могут быть
один человек (монарх, тиран) или группа
лиц (военная хунта, олигархическая группа
и т.д.)
Неограниченность власти, её неподконтрольность
гражданам. При этом власть может править
с помощью законов, но она их принимает
по своему усмотрению.
«Народ в таких режимах фактически отстраняется
от формирования государственной власти
и контроля за её деятельностью».[20]
Опора (реальная или потенциальная) на
силу. Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоёв населения.
Однако он обладает достаточной силой
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.
Монополизация власти и политики, недопущение
политической оппозиции и конкуренции.
Присущее этому режиму определённое политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных
запретов и противодействия со стороны
властей. Нередко оно объясняется неготовностью
общества к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности
к этому, как это было, например, в течение
многих веков в монархических государствах.
При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций близких по духу,
но при условии их подконтрольности властям.
Отказ от тотального контроля над обществом,
невмешательство или ограниченное вмешательство
во внеполитические сферы и прежде всего
в экономику. Власть занимается главным
образом вопросами собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней
политикой, хотя она может влиять и на
стратегию развития, проводить достаточно
активную социальную политику, не разрушая
при этом механизмы рыночного саморегулирования.
Рекрутирование политической элиты путём
кооптации, назначения сверху, а не конкурентной
электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.
«Авторитарные режимы утверждаются в
условиях кризисных ситуаций или
на основе не развитой политической и
социальной структур общества. Возможность
возникновения авторитарного
Так, до второй мировой войны, во время
кризиса в некоторых странах Западной
Европы парламентский демократический
режим оказался неспособным решать напряженные
социальные конфликты. В этих условиях
возникли авторитарные системы, переросшие
даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым
режимом и после второй мировой войны
под влиянием существовавших острых экономических
и социальных противоречий».[21]