Классификация политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание работы

|Введение |
|Глава 1. Понятие «политический режим». |
|Глава 2. Классификация политических режимов: |
|Демократический режим |
|Авторитарный режим |
|Тоталитарный режим |
|Либеральный режим |
|Другие режимы |
|Глава 3. Политический режим Азербайджана |
|Заключение |
|Список литературы |

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Авторитарные политические системы  очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто  используют некоторые демократические  институты — выборы, плебисциты и т.п. 
— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Авторитаризм иногда определяют как  способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. 
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Демократически ориентирующиеся  авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

Таким образом, подводя  итог хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно: 
- Автократизм. 
- Неограниченность власти. 
- Опора на силу. 
- Монополизация власти и политики. 
- Отказ от тотального контроля. 
- Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм имеет сильные  и слабые стороны.

К сильным относят: 
- сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, 
- мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, 
- преодолевать сопротивление политических противников. 
Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.

К слабым относят: 
- ограниченность институтов политического выражения общественных интересов. 
- полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, 
- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).

«Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политичесих режимов, характеризующийся  полным (тотальным) контролем государства  над всеми сферами жизни общества».[22]

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. 
Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов».[23]

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно оценочный. 
Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. 
Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

«Идейные истоки, отдельные  черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан 
Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять граници страны, и оглупления народа».[24]

Близким к легистам Китая тип  тоталитарного государственного режима предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект 
«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития», 
«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в 
«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]

Платоновский закон запрещал лицам  до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал  въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц  с помощью смертной казни или  изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных  стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что  тоталитарный режим является порождением  ХХ в.

Политическое значение ему впервые  придали руководители идеологи фашистского  движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления  его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской 
Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной 
Европы».[26]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней  формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности  только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные  режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

- всеобщая государственная идеология,

- монополия государства на средства  массовой информации,

- монополия государства на все  средства вооружения,

- жестко централизованный контроль  над экономикой,

- одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером, то есть  исключительно одаренным и наделенным  особым даром,

- особо организованная система  насилия, как специфического средства  контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков  того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. 
Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. 
Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское  общество – государство, народ –  политическая власть. 
«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной  власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных  органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому  лидеру 
(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии».[28]

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение  сакрализируется. Он объявляется самым  мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. 
Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. 
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. 
В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Информация о работе Классификация политических режимов