Классификация политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание работы

|Введение |
|Глава 1. Понятие «политический режим». |
|Глава 2. Классификация политических режимов: |
|Демократический режим |
|Авторитарный режим |
|Тоталитарный режим |
|Либеральный режим |
|Другие режимы |
|Глава 3. Политический режим Азербайджана |
|Заключение |
|Список литературы |

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги  крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно- бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. 
Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. 
В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на 
“великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

«В настоящее время фашизм в  его классической форме нигде  не существует. 
Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. 
Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе».[33]

Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. 
Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и .т.д.

«Решение о введении особого  режима принимается высшими представительными  органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным  уведомлением представительных органов».[34]

Глава III. Политический режим Азербайджана.

В этой главе будет рассмотрен политический режим Азербайджанской 
Республики. Этот вопрос является актуальным и представляет собой большой интерес.

«Развитие общественных и политических систем на огромном постсоветском пространстве сегодня привлекает внимание многих ученых и политологов. Новые независимые государства на евро-азиатском пространстве принято считать переходными системами «от тоталитаризма к демократии».[35] Необходимо добавить, что в некоторых странах: «через стадию авторитаризма».

Как уже говорилось в данной работе, характер политического режима никогда  прямо не указывается в Конституциях государств, не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства. 
Конституция Азербайджанской Республики не исключение. В статье №7 
Конституции Азербайджанской Республики, указано, что «Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика».[36]

«Конституция Азербайджанской  Республики зафиксировала почти  все международно признанные права и свободы. Вместе с тем ряд важнейших прав гарантирован либо сформулирован неадекватно, что может порождать трудности в их толковании и применении судами».[37] Таким образом, лишь формальное признание прав и свобод, ещё не говорит о наличии демократического политического режима.

Кроме того, большое значение имеет  вопрос возможности установления демократического режима в Азербайджане, т .к. некоторые  авторы, 
«приверженцы разделения мира на Восток и Запад считают, что демократия в странах Южного Кавказа и Центральной Азии не приживется, т.к. она чужда менталитету, историческому опыту и образу жизни народов этого региона».[38] 
Другие, главным образом местные, авторы считают, что в этих странах вожможна своя специфическая модель демократии, при этом не уточняют какая. 
Третьи, в основном правозащитники и западные либералы, убеждены, что демократия западного толка в этих странах может, и должна быть установлена немедленно.

При этом, необходимо учитывать, что  в Азербайджане не было, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и монополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции и т.д. В результате страна переживает трудные времена.

Трудно сказать, кто прав, а кто  нет, так как анализ усложняется  тем, что необходимо учитывать ряд  неопределенностей, связанных с  переходным периодом.

К сожалению, необходимо отметить также, что пока в нашей стране ещё не сформировалась сила способная консолидировать общество, способная защищать интересы народа и не путать их со своими собственными интересами.

Политическая нестабильность которая  была характерна для переходного  периода, т.е. «быстрая смена руководителей страны, начавшаяся ещё в 1988 году, как правило, приводила к тому, что Армения захватывала всё новые участки исконно азербайджанских земель. К тому же, на всех уровнях армейского руководства укоренилась коррупция, процветали воровство боеприпасов и перепродажа оружия. Новобранцы, за редким исключением, были не готовы к войне и слабо организованы. Зато высшие военные чины, как писала американская газета «Newsweek», строили себе виллы и выкачивали ресурсы из военных ассигнований».[39] В итоге, развертывание на поле боя вооруженных сил в таком состоянии привело к военной неудаче.

В 1993 году произошла смена власти, что должно было сказаться и на политическом режиме. Но к сожалению, новая власть, используя недемократические  методы, не создала условий для  установления демократического политического режима. Коррупция и воровство на всех уровнях власти привели к тому, что экономика страны «деградировала в следующей последовательности (год за годом): на 22% - в 1993-м, на 17% - в 
1994-м, на 7% - в 1995-м, на 6% - в 1996 году, оставив больше половины из 4- х миллионов человек работоспособного возраста полностью или частично безработными».[40]

Очевидно одно: для Азербайджана оптимальная модель политического  и хозяйственного реформирования может  быть найдена лишь на пути тщательного учёта собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

Подводя итог, хотелось бы перечислить  условия, необходимые для установления демократического политического режима в Азербайджане на данный момент:

- свободные, честные и справедливые  выборы,

- соблюдение принципа разделения  властей, т.е. независимость друг  от друга законодательной, исполнительной  и судебной власти,

- народ должен избирать власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение,

- политический плюрализм, предполагающий  возможность образования многопартийной  системы и самой главное, возможность  конкуренции политических партий  и их влияние на народ, а также их связь с народом и представление не личных интересов, а интересов народа,

- существование на законных  основаниях политической оппозиции  как в парламенте, так и вне  его,

- для эффективной работы необходимость  участия большего числа партий в работе Парламента,

- Парламент должен иметь возможность  независимо от исполнительной  власти издавать законы, т.е. Парламент  должен быть эффективным органом  представляющим народ, а не  придатком исполнительной власти,

- высший судебный орган должен  быть наделен правом определять соответствие издаваемых законов Конституции страны

(конституционный надзор).

- политическая власть должна  носить легитимный характер и  осуществляет свои функции в  соответствии с принятыми законами,

- независимость средств массовой информации,

- возможность одобрения или  критики политических решений  в средствах массовой информации,

- возможность проведения демонстраций,

- возможность проведения предвыборных  кампаний,

- высокая степень реализации  прав человека,

- равный статус различных форм собственности,

- государство должно не только  провозглашать, но и фактически  обеспечивать общедемократические  права и свободы, гибкую социальную  политику, защиту личности от  всех проявлений беззаконья и  т.д.

Таким образом, в демократическом  государстве власть должна служить народу и исполнять его волю. Закон должен стоять над властью, а не власть над законом. Dura lex sed lex. До тех пор пока этого не будет, установление демократического режима будет невозможно.

Заключение.

Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В юридической литературе отсутствует  единый подход к пониманию термина 
«политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

В данной работе, при классификации  политических режимов, автор использовал достаточно распространенную в теории государства и права классификацию, по которой режимы были разделены на четыре вида – деморатический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх вышеперечисленных режимов, были рассмотрены ещё несколько режимов, рассмотрение которых также представляет большой интерес для теории государства и права.

Кроме того, в работе был рассмотрен политический режим Азербайджана и  проблемы, которые по мнению автора на данный момент мешают развитию демократии в Азербайджане.

Список литературы:

Денисов А.И. «Сущность и форма  государства», М., 1960 г. 
Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г. 
Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г. 
Лазарев В.В. «Теория государства и права», М., 1992 г. 
Марченко М.Н. «Теория государства и права», М., 1996 г. 
Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г. 
Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства», Л., 1971 г. 
Петров В.С. «Тип и формы государства», ЛГУ, 1967 г. 
Стародубский Б.А. «Политические режимы европейских стран», Свердловск, 1989 г. 
Хорошилов А.Н. «История политико-правовых учений», М., 2001 г.

Большой Юридический Словарь, М., 1998 г. 
Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.

Журнал «Международное Право», Азербайджан, Баку – 1998, № 1 
Журнал «Центральная Азия и Кавказ», №4(10), 2000 г. 
Журнал «Центральная Азия и Кавказ», №1(13), 2001 г. 
Газета «Newsweek» (New York), 29 November 1993 
Газета «The World Bank», «Azerbaijan: Economic Update»., Washington, 1998

Конституция Азербайджанской  Республики, 1995 г. 
----------------------- 
[1] Конституция Азербайджанской Республики, ст. 12 
[2] «Общее учение и государстве». Л. Гумплович, 1910 г. 
[3] «Тип и формы государства». В. С. Петров, ЛГУ. 1967 г. 
[4] «Сущность, содержание и формы государства». В. С. Петров, Л. 1971 г. 
[5] «Сущность и форма государства». А.И. Денисов, Москва, 1960 г. 
[6] «Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. 
Перевалова, Москва 1999 г. 
[7] Большой Юридический Словарь, М., 1998


Информация о работе Классификация политических режимов