Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
|Введение |
|Глава 1. Понятие «политический режим». |
|Глава 2. Классификация политических режимов: |
|Демократический режим |
|Авторитарный режим |
|Тоталитарный режим |
|Либеральный режим |
|Другие режимы |
|Глава 3. Политический режим Азербайджана |
|Заключение |
|Список литературы |
Специфическими чертами
Кроме того, тоталитарный режим поощряет
и широко использует доносительство, сдабривая
его «великой идеей», например борьбой
с врагами народа. Поиск и мнимые происки
врагов становятся условием существования
тоталитарного режима. Именно на «врагов»,
«вредителей» списываются ошибки, экономические
беды, обнищание населения. Такими органами
были НКВД в СССР,
Гестапо в Германии. На такие органы не
распространялись никакие правовые и
судебные ограничения. Для достижения
целей эти органы могли делать всё, что
угодно. Действия их направлялись властью
не только против отдельных граждан, но
и против целых народов и классов. Массовое
истребление целых групп населения во
времена Гитлера и Сталина показывает
огромную власть государства и беспомощность
рядовых граждан.
Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.
Жесткий централизованный контроль над
экономикой – важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества
создает необходимую
Милитаризация - также одна из основных
характеристик тоталитарного
Леворадикальные политические режимы
для повышения
Китае являются примерами мобилизации
трудовых усилий народов этих стран, и
их результаты нельзя отрицать.
«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29]
Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм – на рассово-этнической.
Праворадикальный тоталитаризм ставит
своей целью укрепить в либеральном
обществе существующий порядок без коренной
его ломки, посредством возвеличивания
роли государства, упразднения отдельных
общественных институтов и элементов,
подобно тому как Гитлер прилагал все
усилия, чтобы уничтожить коммунистов,
социал-демократов и проживавших на территории
Германии евреев, цыган; создать некое
новое «чистое» общество.
Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.
Обстановка в мировом
Либеральный политический режим.
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют
экономическую сферу
«Либеральный режим отстаивает
ценность индивидуализма, противопоставляя
его коллективистским началам в
организации политической и экономической
жизни, которые, по мнению ряда ученых,
ведут в конечном счете к тоталитарным
формам правления. Либеральный режим обусловливается,
прежде всего, потребностями товарно-денежной,
рыночной организации экономики.
Рынок требует равноправных, свободных,
независимых партнеров. Либеральное государство
и провозглашает формальное равенство
всех граждан. В либеральном обществе
провозглашается свобода слова, мнений,
форм собственности, дается простор частной
инициативе. Права и свободы личности
не только закрепляются в конституции,
но и становятся осуществимыми на практике».[30]
При либерализме государственная
власть формируется путем выборов,
исход которых зависит не только
от мнения народа, но и от финансовых
возможностей тех или иных партий,
необходимых для проведения избирательных
кампаний.
Осуществление государственного управления
производится на основе принципа разделения
властей. Система “сдержек и противовесов”
способствует уменьшению возможностей
для злоупотребления властью. Государственные
решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.
Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.
.
Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.
При деспотии осуществляется жесткое
подавление любой самостоятельности,
недовольства, возмущения и даже несогласия
подвластных. Санкции, применяемые
при этом, потрясают воображение своей
суровостью, причем, как правило, они не
соответствуют содеянному, а определяются
произвольно.
Жесткое подавление применяется весьма
широко.
Психологические основы деспотии также
своеобразны: страх пронизывает
все поры в государстве. Деспотия
держится на страхе. Характеризуя деспотию,
Монтескье пишет о том, что все должны
чувствовать ежеминутно вечно поднятую
длань государя. “Если государь хотя бы
на мгновение опусти угрожающую руку,
если он не может без промедления уничтожить
лиц, занимающих первые места в государстве,
то все пропало, так как страх - единственное
начало этого образа правления - исчез,
и у народа нет более защитника”.
Деспотический режим встречался в
основном в странах Средиземноморья,
на
Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки,
Южной Америке, словом, в государствах
азиатского способа производства, рабовладельческих
обществах, некоторых феодальных странах.
Он характерен для ранних этапов развития
человеческого общества, государственности.
Однако этот режим возникал и может возникать
и в некоторых современных государствах
в силу исторического своеобразия их развития,
личностных характеристик их политических
лидеров, монархов, способов борьбы за
власть и ее осуществление или подавление
противников режима и т. д.
Тиранический режим. Тиранический
режим - также основан на единоличном
правлении. Однако в отличие от деспотии,
власть тирана подчас устанавливается
насильственным, захватническим путем,
часто смещением законной власти,
с помощью государственного переворота.
Она также лишена правовых и нравственных
начал, построена на произволе, подчас
терроре и геноциде. Следует учесть, что
понятие “тирания” имеет эмоциональную
и политико-правовую оценку. Когда речь
идет о тирании как политическом режиме,
используется именно оценка тех жестких
способов, с помощью которых тиран осуществляет
захватническую или государственную власть.
В этом смысле власть тирана, как правило,
является жесткой. Стремясь подавить сопротивление
в зародыше, тиранический режим осуществляет
казни не только за выраженное неповиновение,
но часто за обнаруженный умысел на этот
счет.
Кроме того, захватчики широко используют
и превентивное принуждение для того,
чтобы посеять страх среди населения.
Овладение территорией и населением другой
страны обычно связано не только с физическим
и моральным насилием над людьми, но и
над теми обычаями, которые существуют
у народа.
Тиранические режимы можно наблюдать
в полисах Древней Греции, в некоторых
средневековых городах-государствах.
«Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать».[31]
Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью».[32]
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.