Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Актуальность изучения коллизионных норм в первую очередь связана с разнообразием гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, которые необходимо регулировать основываясь на коллизионные нормы международного частного права. Но на практике вопрос о применимом праве вызывает у правоприменителя определенную сложность, поскольку он должен выяснить не только какая коллизионная норма подлежит применению и к праву какой страны она отсылает, но и в случае выбора иностранного права решить дело основываясь на законодательство другой страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ 6
1.1 Коллизионно-правовой способ регулирования отношений с иностранным элементом 6
1.2 Коллизионная норма: понятие, структура, виды 9
2. МЕХАНИЗМ КОЛЛИЗИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1 Основные формулы прикрепления 16
2.2 Пределы применения и действия коллизионных норм 24
2.3 Теория отсылок в международном частном праве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Закон места исполнения договора (lех lоci sоlutiоnis) привязывает к праву государства, где обязательство должно быть исполнено (напр., передана вещь, выполнены работы, оказаны услуги, произведен платеж). Эта формула используется в небольшом числе случаев в связи с необходимостью учитывать местное законодательство, непосредственно связанное с исполнением обязательства. Например, местные правила безналичных расчетов. Так, в соответствии с п. 6 с. 166 Основ: «В отношении приемки исполнения по договору принимается во внимание право места проведения такой приемки, поскольку сторонами не согласовано иное»28.
Закон места причинения вреда (lех lоci dеlicti cоmmissi) привязывает к праву государства, где был причинен вред. Используется для определения прав и обязанности сторон в деликатных обязательствах. Например, в соответствии со ст. 167 Основ по общему правилу «Права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда». ГК СРВ 1995 г. решает этот вопрос несколько иначе, привязывая альтернативно к месту совершения действия, причинившего вред, и к месту наступления последствий. Сходным образом вопрос решается в п. 2 ст. 129 Федерального закона Швейцарии от 18 декабря 1987 г. «О международном частном праве»29. Многие государства (например, ФРГ, Швейцария) предусмотрели нормы, направленные на ограждение интересов своих граждан (причинителей вреда) от чрезмерных претензий (предусмотрено применение своего национального права в случае причинения вреда в результате недозволенных действий своих граждан).
Закон страны продавца (lех vеnditоris) является по существу разновидностью личного закона (lех pеrsоnаlis). Специфика в том, что данный принцип применяется к договорным обязательствам. Причем определяющее значение имеет личный закон лишь одной из сторон договора. В соответствии с этим принципом применяется личный закон «продавца». Эта формула прикрепления получила широкое распространение под влиянием Гаагской Конвенции 1955г. о праве, применимом к международной продаже товаров. Продавец при этом понимается в широком смысле, как лицо, обязанное передать товары, выполнить работы или оказать услуги30. В п. 5 ст. 166 Основ «продавец» понимается несколько иначе: «сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора».
В праве России применение lех vеnditоris предусмотрено в случае отсутствия соглашения сторон о подлежащем применению праве по внешнеэкономическим сделкам. В соответствии со ст. 166 Основ: «При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся: 1) продавцом – в договоре купли-продажи; 2) наймодателем – в договоре имущественного найма; 3) лицензиаром – в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами; 4) хранителем – в договоре хранения; 5) комиссионером – в договоре комиссии; 6) поверенным – в договоре поручения; 7) перевозчиком – в договоре перевозки; 8) экспедитором – в договоре транспортной экспедиции; 9) страховщиком – в договоре страхования; 10) кредитором – в кредитном договоре; 11) дарителем – в договоре дарения; 12) поручителем – в договоре поручительства; 13) залогодателем – в договоре залога… ».
Закон суда (lех fоri) привязывает к праву государства, суд (или административный орган) которого рассматривает и разрешает дело. По существу при этом суд применяет свое национальное право, игнорируя иностранное право (в соответствующей части, где действует lех fоri). Такая привязка характерна, напр., для процессуального права31, а также в большинстве иных случаев, когда национальный законодатель считает недопустимым или нецелесообразным применять иностранное право.
Однако закон суда нельзя сводить исключительно к односторонним коллизионным нормам. Закон суда может быть сформулирован в международном договоре в абстрактной форме без указания на конкретное государство. Например, ст. 4 Конвенции об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (Гаага, 15 ноября 1965 г., Россия не участвует) предусматривает: «Органы, обладающие юрисдикцией согласно первому пункту статьи 3, с соблюдением положений первого пункта статьи 5, применяют свое внутреннее право к условиям, регулирующим усыновление»32. В данном случае право суда является формулой прикрепления в двусторонней коллизионной норме. В односторонней норме привязку вовсе не принято называть формулой прикрепления (такая позиция преобладает в научной литературе). Поэтому (в целях единообразного употребления терминов) нецелесообразно именовать, например, привязку коллизионной нормы, закрепленной в абзаце 2 ст. 167, «формулой прикрепления». В соответствии с абзацем 2 ст. 167: «Права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются советскими гражданами и юридическими лицами, определяются по советскому праву». Однако тут не определяется lех fоri как формула прикрепления. Это не формула, а односторонняя привязка к национальному праву в односторонней коллизионной норме.
Закон, избранный сторонами правоотношения (lех vоluntаtis) привязывает к праву государства, которое избрано сторонами. Эта формула сегодня преобладает в сфере внешнеэкономических сделок. Широко распространена она и применительно к иным правоотношениям. Во многом распространению этой формуле способствует диспозитивность норм материального гражданского права. Если стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности в договоре, то нет причин препятствовать им в выборе иностранного права, если это не противоречит основам национального правопорядка и нравственности. Автономия воли широко закреплена и в российских Основах (п. 3 ст. 164, п. 2 ст. 165, ст. 166).
Один из основных принципов международного частного права – применение норм иностранного права не должно нарушать основ местного правопорядка. Национальное право, допуская применение права других государств на своей территории, устанавливает порядок и пределы его применения. В этих целях в международном частном праве выработан особый институт – оговорка о публичном порядке, содержащаяся в праве всех государств и представляющая собой общепризнанное понятие. В самом общем виде оговорку о публичном порядке можно определить следующим образом: избранное на основе отечественной коллизионной нормы иностранное право не применяется и субъективные права, возникшие на его основе, не признаются, если такое применение или такое признание противоречат публичному порядку данного государства.
Первый законодательный акт, содержащий оговорку о публичном порядке, – это ФГК. В ст. 6 ФГК предусмотрено, что нельзя путем частных соглашений отменить действие законов, в соблюдении которых заинтересованы публичный порядок и добрые нравы33. Такая формулировка называется оговоркой о публичном порядке в позитивном варианте (ст. 24 Гражданского кодекса Алжира). В настоящее время в законодательстве подавляющего большинства государств (Швейцария, Польша, ФРГ, Российская Федерация и др.) принят негативный вариант оговорки о публичном порядке. Например, согласно ст. 5 Закона о международном частном праве Австрии норма иностранного закона не применяется, если ее применение может привести к последствиям, несовместимым с основными началами австрийского правопорядка.
В российском законодательстве применяется негативный вариант оговорки о публичном порядке. В различных законодательных актах используется достаточно похожая терминология: основы правопорядка (публичный порядок) РФ (ст. 1193 Гражданского кодекса, ст. 167 СК), публичный порядок РФ (ст. 244 АПК), суверенитет, безопасность и публичный порядок РФ (ст. 412 ГПК).
Законодательство всех государств основано на единой точке зрения. В применении иностранной правовой нормы может быть отказано, если последствия ее применения несовместимы с публичным порядком данного государства. Недопустимо утверждение о том, что право одного государства противоречит праву другого государства. Национальному публичному порядку могут противоречить не само иностранное право в целом (как целостная правовая система), а только последствия применения его норм. В современном праве считается также неправомерным отказ в применении иностранного права только на том основании, что в соответствующем государстве принципиально иной политический, экономический или правовой строй (абз. 2 ст. 1193 Гражданского кодекса).
Ни в одном законодательном акте не содержится определения категории «публичный порядок». В доктрине постоянно подчеркивается неопределенность и даже неопределимость (ФРГ) данного понятия.
Современная юриспруденция постоянно предпринимает попытки определить категорию «публичный порядок» путем перечисления норм, имеющих сверхимперативный характер в национальном праве и составляющих основу его правопорядка:
-основополагающие, фундаментальные принципы национального публичного права (прежде всего конституционного, уголовного и административного);
-общепризнанные принципы морали и справедливости, на которые опирается национальный правопорядок; национальное самосознание общества;
-законные права и интересы физических и юридических лиц, общества и государства, защита которых является основной задачей правовой системы каждой страны;
-общепризнанные принципы и нормы международного права (включая международно-правовые стандарты защиты прав человека), являющиеся частью правовых систем большинства государств и имеющие примат перед действием национального права34.
Это перечисление не имеет исчерпывающего, закрытого характера. Оговорка о публичном порядке является достаточно «каучуковой» категорией и фактически может быть использована для отказа в применении иностранного права, даже если последствия его применения никак не противоречат основам национального правопорядка. В этой связи в доктрине ссылка на публичный порядок расценивается как правовая патология, аномалия и может применяться только в исключительных случаях. В международном праве установлено, что суд вправе обратиться к оговорке о публичном порядке, если применение иностранного права явно несовместимо с национальным правопорядком (ст. 12 Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1986 г.).
В настоящее время в законодательстве большинства государств (Швейцария, ФРГ) параллельно закреплены сходные нормы – оговорка о публичном порядке в негативном и позитивном вариантах. Такая тенденция представляет собой новеллу в международном частном праве и связана с тем, что в любой правовой системе есть особый круг императивных норм, которые не являются частью публичного порядка, но должны применяться всегда, даже если национальное коллизионное право отсылает к иностранной правовой системе. Положение об обязательном применении императивных норм национального закона и является позитивным вариантом оговорки о публичном порядке.
Исходное и общепризнанное положение данной практики заключается в том, что в любой национальной правовой системе есть императивные нормы (не относящиеся к нормам публичного порядка), которые должны применяться всегда, независимо от того, в пользу применения права какого государства решен коллизионный вопрос. Однако сразу же возникают проблемы: каков круг таких норм; необходимо соблюдать только национальные императивные нормы либо и императивные нормы права того государства, с которым отношение наиболее тесно связано, и т. д.?
В российском праве положение о применении императивных норм (оговорка о публичном порядке в позитивном варианте) закреплено в п. 1 ст. 1192 Гражданского кодекса. Определенные императивные нормы российского права применяются всегда, независимо от решения коллизионного вопроса. Законодатель попытался определить круг таких норм: императивные нормы, в которых непосредственно указана обязательность их применения (п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса); нормы, имеющие особое значение для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота. Представляется, что речь идет именно об императивных нормах гражданского законодательства (в первую очередь), семейного и трудового права, публичных нормах с частноправовым эффектом, но не об императивных нормах публичного права, входящих в категорию публичного порядка.
В отечественном праве закреплена и необходимость учета императивных норм иностранного права (п. 2 ст. 1192 Гражданского кодекса). При применении права другого государства российский суд может принимать во внимание императивные нормы права другого иностранного государства, с которым отношение наиболее тесно связано.
Одной из наиболее сложных проблем международного частного права является проблема «скрытых коллизий». Именно эти коллизии представляют собой основную причину конфликта квалификаций. В данной ситуации коллодируют не материальные, а коллизионные нормы права разных государств. Скрытые коллизии принято называть «коллизии коллизий», т. е. столкновение именно коллизионных принципов. Такие коллизии возникают тогда, когда один и тот же термин применяется к абсолютно разным по существу явлениям (например, личный закон индивида понимается в разных странах либо как закон государства гражданства, либо как закон домицилия). Скрытые коллизии (коллизии коллизий) могут иметь и позитивную, и негативную форму. Позитивные коллизии коллизий проявляются, когда два и более правопорядка одновременно претендуют на регулирование одного и того же отношения. Негативные коллизии коллизий имеют место, когда ни один из возможно применимых правопорядков не соглашается регулировать спорное правоотношение.
Скрытые коллизии лежат в основе теории отсылок: обратной отсылки и отсылки к третьему закону (rеnvоi первой и второй степеней). Обратная отсылка означает, что избранное на основе коллизионной нормы страны суда иностранное право отказывается регулировать спорное отношение и отсылает обратно к закону суда (отсылка первой степени). отсылка к третьему закону имеет место в случае, когда избранный иностранный правопорядок не содержит материального регулирования данного отношения, а предписывает применить право третьего государства (отсылка второй степени). Гипотетически возможны и дальнейшие отсылки к праву четвертого, пятого и т. д. государств. Причинами появления отсылок являются не только скрытые коллизии, но и сам характер коллизионной нормы: это норма абстрактного, общего характера, отсылающая к иностранному правопорядку в целом, к иностранной правовой системе вообще, в том числе не только к материальному, но и к коллизионному праву. Непосредственной причиной возникновения отсылок являются негативные коллизии коллизий35.
Теория отсылок появилась в международном частном праве в ХIХ в. Доктрина права практически всех государств придерживается единой позиции. Теория отсылок – одна из наиболее сложных проблем современного международного частного права. Проблема отсылок имеет принципиально различное правовое регулирование в законодательстве разных стран. В зависимости от особенностей этого регулирования можно выделить следующие способы решения: