Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данного исследования является ознакомление с классическими принципами консерватизма, их эволюцией и возможностью их реализации в условиях политики XXI века.
Для этого, автором ставятся следующие задачи:
1. Проследить влияние французской революции 1789 года на развитие политической мысли в Европе.
2. Ознакомиться с основополагающими концепциями консерватизма, изложенными его «отцами» Эдмундом Бёрком и Жоржем де Местром.
Дружеские отношения с
министром иностранных дел
В области внутригерманской политики, Меттерних ставил задачи, во-первых, скрыть возможные слабости Австрии перед Пруссией, а во-вторых, сохранить лидерство Габсбургов в Германском Союзе. Расформирование Священной Римской Империи, восстановление которой не предусматривалось, полностью лишило Габсбургов власти над католическими государствами Юга Германии. Реалии того времени предполагали всё большее удаление Австрии от Германского Союза, однако в самой Германии осторожно набирали силу центростремительные процессы, в т.ч. объединения нации «снизу». Меттерних осознавал отсутствие выгоды как в унитаризме, так и в федерализации Германского Союза, находя в этом поддержку со стороны германских князей. Для Австрии был удобен status quo, который позволял влиять на Германский Союз внешнеполитическими мерами, в то время как от какой-либо централизации этой структуры выиграла бы только Пруссия. Князь Меттерних активно использовал Общегерманский Сейм для борьбы с возможностью революции в Германских княжествах, но, в конечном итоге, репрессии против революционеров-юнионистов, проводившиеся при полном одобрении прусских королей, пролоббировавших на контрреволюционных чувствах план федерализации, привели к центростремительным тенденциям «сверху» и объединению Германии под властью Гогенцоллернов34.
Революция 1848 года в Европе, итогом которой стало введение конституции и отмена крепостного права в Австрии, означала крах германской политики Меттерниха. «Вожди улиц» требовали уступок, и такой уступкой стала отставка рейхсканцлера Клеменса фон Меттерниха, принятая императором Фердинандом I. Уход Меттерниха с политической арены далеко не сразу обозначил крах созданной им политической системы, во многом потому, что наследник Фердинанда будущий император Франц Иосиф I прислушивался к советам князя и базировал свою политику на его опыте35.
Подводя итог, необходимо отметить, что князь Меттерних, прежде всего, был дипломатом. Международное положение Австрии было достигнуто гибкой дипломатической игрой, а не военной мощью, и в его достижении есть прямая заслуга князя Меттерниха.
В сложившемся положении вещей Австрия заняла достойное место, не понеся жертв, и в интересах державы было не только сохранение status quo, но и внешнеполитическая стабильность, из которой вытекала сама возможность дальнейшей незыблемости Дунайской монархии.
Консерватизм Меттерниха полностью оправдывается всем XIX веком в целом, и, в частности, событиями, произошедшими после его отставки: венгерской революцией, подавленной с исключительной помощью русских войск князя Паскевича-Эриваньского, и Австро-прусской войной, приведшей к федерализации Германского Союза под патронажем Пруссии и объединению Германии из Берлина.
Консервативные взгляды князя Меттерниха – пример разумной осмотрительности государственного деятеля и осторожной точечной политики. Меттерних остаётся первым консерватором в истории и своеобразным символом консерватизма в XIX столетии.
2.2 Неоконсерватизм в XX веке
С окончанием Второй Мировой
войны и крахом колониальной системы,
европейские государства
Долгое пребывание левых у власти в конечном итоге привело к дефициту государственного бюджета, росту инфляции, снижению рождаемости, и потере конкурентоспособности экономики. Кроме того, левыми политиками принижалась значимость национальной культуры и политических традиций. Всё более острый вопрос эмиграции, в т.ч. и нелегальной, замалчивался, что приводило не только к росту расходов на социальное обеспечение иммигрантов, но и к эскалации криминала.
Все эти условия привели
к падению рейтинга левых партий
и политиков-социалистов к
В странах, где отсутствовали устоявшиеся традиции демократии, этот кризис вылился в военные перевороты, в результате которых к власти приходили ультраправые офицеры, отличающиеся либеральными взглядами на экономику. Ближайшим примером автор считает главу военного режима Чили генерал-капитана Аугусто Хосе Рамона Пиночета Угарте, пришедшего к власти в результате военного переворота 11 сентября 1973 года36.
Военным досталась в наследство порушенная экономика Чили, с 70% государственной собственности, высочайшими темпами инфляции и государственным долгом в 3 млрд. $.
Установив своеобразную «вертикаль
власти», генерал Пиночет напрямую
занялся реформами экономики. Была
собрана группа чилийских экономистов
– выпускников Чикагской школы
экономики профессора Милтона Фридмана
– видного теоретика
К концу 1970-х удалось добиться роста экономики 4% в год, снижению инфляции до 30%, притока инвестиций уровня начала 1960-х. Помимо прочего, была завершена «чистка» государства от «марксистских элементов», распущена политическая полиция и определён поэтапный план перехода к демократии:
1. Институциональный этап,
т.е. управление со стороны
Вооружённых Сил, как
2. Переходный этап, т.е.
совместное управление
3. Консолидативный этап, т.е. выборы и передача власти демократически избранным органам управления.
В 1980 году на референдуме по проекту конституции «за» проголосовало 67% избирателей. Генерал Пиночет стал конституционным президентом на последующие восемь лет37.
Переворот генерала Пиночета, хоть и являлся, по сути, нарушением действующего законодательства Чили, но не являлся большим нарушением, чем политика предшествующего президента С. Альенде. Обращаясь к Жозефу де Местру и Н.Н. Головину, правление военных в Чили можно классифицировать как реставрацию демократии, что, в итоге, и было осуществлено в 1990 году. В отношении молодой нации, каковой является Чили, трудно судить о консервативном начале, однако следует признать, что политика военных была направлена на сохранение Чили, примером чему являлась созидательная деятельность в области экономики, поэтому режим Пиночета допустимо рассматривать в контексте неоконсерватизма.
В демократических странах приход к власти неоконсерваторов осуществлялся путём законных выборов. Ярчайшим примером неоконсервативной политики из плеяды демократических лидеров является премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.
Политическая карьера Маргарет Тэтчер началась с её избрания в Парламент Великобритании в 1959 году. Приход будущей «Железной леди» в большую политику совпал с «чисткой» в рядах Консервативной партии Великобритании, которая позволила ей быстро продвигаться вверх по лестнице партийной иерархии.
Впервые войдя в правительство в 1970 г. в составе кабинета Эдварда Хита, Тэтчер заняла пост министра науки и просвещения. Кабинет Хита столкнулся с крайне низкими темпами роста экономики Великобритании (2,3% в 1965-1970 гг.), падением доли промышленного экспорта с 11,6% до 7,1%, снижением темпов прироста реальных доходов и снижением уровня жизни на 25% в сравнении с ФРГ38.
Ключевым вопросом стимуляции
экономики и ограничения
В 1975 году, после поражения консерваторов на выборах, в Консервативной партии произошло обновление рядов, и Маргарет Тэтчер была избрана на пост лидера партии с перевесом в шесть голосов. В 1979 году произошло возвращение консерваторов во власть. Тэтчер заняла пост премьер-министра.
Первым значительным мероприятием консерваторов стало сокращение государственного аппарата чиновников на 10% его состава. В эту незначительное число в полном составе вошло министерство гражданской службы, упразднённое Тэтчер как излишний посредник между правительством и исполнительной бюрократией40.
В 1983 году Великобритания столкнулась с агрессией Аргентины на Фолклендских островах. Тэтчер писала по этому поводу: «…на карту было поставлено многое, и боевые действия за 8 тыс. миль в Южной Атлантике были не только сражением за территорию, сколь бы большое значение они ни имели. Мы защищали нашу честь как нация...41»
Победа Великобритании в
этом конфликте укрепила предвыборные
позиции консерваторов и
После выборов 1983 г. ускорились темпы приватизации. Если с 1979 по 1983 гг. было продано государственного имущества на сумму 1,7 млрд. ф. ст., то с 1983 по 1987 гг. это число возросло до 9,2 млрд. ф. ст. Доля государственного сектора снизилась с 10% до 6% экономики, а процент занятых в нём граждан с 8% до 5,5%. Максимальная ставка подоходного налога была снижена с 83% до 63%, средняя ставка налогообложения опустилась с 33% до 27%. С 1979 по 1987 годы количество людей, имеющих собственное дело увеличилось с 1,9 млн. человек до 3 млн. человек. Число мелких предпринимателей возросло с 62 тыс. человек до 106 тыс. человек. Доля акционеров крупных предприятий выросла с 7% до 20%42.
В целом, на примере Маргарет Тэтчер и Аугусто Пиночета, можно сделать вывод о возрастании популярности консерваторов после принятия ими на вооружение монетаристской рыночной модели в экономике. Приход к власти неоконсерваторов позволил «разгрузить» экономику от бремени социального сектора и стимулировать повышение благосостояния населения через механизмы свободного рынка.
Заключение
В конце XVIII в. размышления Эдмунда Бёрка стали реакцией на затянувшийся во Франции революционный процесс, который привёл к слому всех сторон прежнего французского общества, террору, разгулу преступности, войнам и множеству человеческих жертв. Бёрк оппонировал республиканцам внутри Великобритании, предупреждая на французском примере о недопустимости насильственного слома законной власти и «американского сценария» в Англии.
В «Рассуждениях…» Жозефа де Местра впервые провозглашаются основные принципы консерватизма: вечные ценности, эволюционно-поступательное развитие, закон, базирующийся на естественном праве. Помимо этого, Жозефом де Местром было написано практическое руководство к действию для французских контрреволюционеров-роялистов, чьё влияние оставалось сильным вплоть до 1860-х годов. Несмотря на то, что роялистам не удалось вернуть власть, в ходе переворота 18 брюмера генерал Наполеон Бонапарт, так или иначе, осуществил предписания де Местра, имея целью прекратить вакханалию революционного разгула и вернуть государство в нормальное русло.
После разгрома Франции в ходе наполеоновских войн, консерватизм был принят на вооружение «премьер-министром Европы» князем Клеменсом фон Меттернихом – австрийским дипломатом и рейхсканцлером Австрийской Империи, стремившимся сохранить сложившийся не без его участия порядок вещей в европейской дипломатии, который обеспечивал его Отечеству достойное место среди великих держав. Система дипломатии, созданная князем Меттернихом, просуществовала до окончания Первой Мировой войны, после чего была заменена Версальско-Вашингтонской системой. Следует отметить, что постепенное отступление от принципов Меттерниха привело Австрийскую Империю к революции 1848 года, поражению в Австро-прусской войне и преобразованию в двуединую Австро-Венгерскую монархию, ослабившую власть австрийского императора.
В XX веке консерватизм, обогатившись монетаристскими концепциями экономики, стал альтернативой социал-демократии и иным формам марксизма, подразумевавшим высокие социальные гарантии за счёт высоких налогов и поддержки убыточных сфер экономики, приводившей к дефициту бюджета и обнищанию государства. В Чили, в целях противодействия попытке революционного переворота, была совершена своеобразная «контрреволюция», принципы которой соотносятся с утверждениями де Местра не менее, чем соотносятся с оными принципы контрреволюции Наполеона Бонапарта. В Великобритании, продолжая парламентскую традицию, закреплённую «Славной революцией» 1688 года, консерваторы приходят к власти мирным путём, проводя спасительные для Королевства реформы. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности идей консерватизма в наши дни.
Информация о работе Консерватизм в западной политической мысли