Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.
Введение
Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации……………………5
§ 1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и
международного права………………………………………………12
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНСТИТУЦИЯ РФ И
Казань 2012
Введение
Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§
1.1. Принятие Конституции
§
1.2. Взаимодействие статей Конститу
международного права…………………………
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.
Именно в конституции
устанавливаются
Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.
Государства обладают равным
правом на участие в решении международны
И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающего из этого задач.
Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.
Благодаря п. 4 ст. 15 Конституции
РФ общепризнанные нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации были введены
в правовую систему России. Таким
образом, нормы национального
Каким же образом соотносятся правила поведения, содержащиеся в этих нормативных блоках, какова сила международно-правовой нормы по отношению к национальному законодательству России? В случае возникновения коллизии между Конституцией РФ и источником международного права, что будет иметь приоритет: норма международного права или конституционные положения?
Как известно, в отношении договорных норм международного права Конституция РФ предусмотрела следующую процессуальную отсылку: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Однако как Конституция РФ, так и иные законодательные акты, умалчивают о соотношении общепризнанных норм международного права и внутригосударственных нормативных актов.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституция РФ различает
термины «пересмотр» и «
Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются необычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство РФ;
- законодательные (
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.
В Конституции РФ не указывается,
каким образом должны приниматься
решения органов
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9. Конституционное Собрание. Установление порядка пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а, во-вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.
Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:
Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом Конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.
Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:
Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собрания такая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени - разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответствуют общепризнанным принципам международного права, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации, а также общечеловеческим представлением о демократическом правовом государстве.
Но если Конституционное
Собрание все же возьмет на себя
функции первоначальной учредительной
власти и разработает новую
Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3-8).
Поправки к главам 3-8. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределенность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.
Проведенное судом исследование
вопроса привело его к