Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.

Содержание работы

Введение

Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации……………………5
§ 1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и
международного права………………………………………………12
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25

Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Конституция РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ           

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

          КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

      КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

        Специальность: 080504.65 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ          

                                                           УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

                                    

                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                        КОНСТИТУЦИЯ РФ И МЕЖДУНАРОДНОЕ  ПРАВО

 

 

 

 

                                                             Выполнила: студентка II курса

                                                                                   группы № 1499-3

                                                                                   Зинатуллина Ю. Г.

                                        Научный руководитель:  доцент  Гусева Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Казань 2012

 

                                             Содержание:

Введение

 

Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.

       §  1.1. Принятие Конституции Российской  Федерации……………………5

       §  1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и                     

                 международного права………………………………………………12

Глава  II.  Международное  право и права человека.

        § 2.1. Понятие, цели и задачи  международного права…………………..22

        § 2.2. Международное право и  права человека…………………………..25

 

Заключение

Список использованной литературы…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции  устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового  регулирования.

Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.

Государства обладают равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие, добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка.

И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние  содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающего из этого задач.

Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное  право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

Благодаря п. 4 ст. 15 Конституции  РФ общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации были введены  в правовую систему России. Таким  образом, нормы национального законодательства и нормы международного права, представляющие самостоятельные нормативные блоки в рамках единой правовой системы, подлежат реализации всеми государственными органами, включая суды.

Каким же образом соотносятся  правила поведения, содержащиеся в  этих нормативных блоках, какова сила международно-правовой нормы по отношению к национальному законодательству России? В случае возникновения коллизии между Конституцией РФ и источником международного права, что будет иметь приоритет: норма международного права или конституционные положения?

Как известно, в отношении  договорных норм международного права  Конституция РФ предусмотрела следующую  процессуальную отсылку: «Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила международного договора». Однако как Конституция РФ, так и иные законодательные акты, умалчивают о соотношении общепризнанных норм международного права и внутригосударственных нормативных актов.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  1. рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
  2. дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
  3. рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
  4. рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.

 

 

 

Глава I. Конституция  Российской Федерации в системе международного      права.

     § 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую  силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ различает  термины «пересмотр» и «внесение  поправок». Пересмотром являются изменения  гл. 1, 2 и 9 конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение глав гл. 3-8 Конституции РФ. Чисто внешне может  показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно!) в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституция как бы предупредила законодателей, что положение, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности. Не могут быть изменены иначе как в порядке, установленным настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «неприкасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и  внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются необычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

- Президент РФ;

- Совет Федерации;

- Государственная Дума;

- Правительство РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- группа численностью  не менее одной пятой членов  Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов  государственной власти уже тех, которые, согласно ст. 104 Конституции  РФ, обладают правом законодательной  инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься  решения органов государственной  власти, связанные с внесением  предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в соответствии с регламентом каждого органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением.

Пересмотр положений  глав 1, 2 и 9. Конституционное Собрание. Установление порядка пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а, во-вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:

  1. внесение предложения надлежащим органом;
  2. поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений  остались за пределом Конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что  об этом должен быть принят федеральный  конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

  1. подтвердить неизменность Конституции РФ;
  2. разработать проект новой Конституции РФ.

Ясно, что в отношении  созыва Конституционного Собрания такая  альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени - разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответствуют общепризнанным принципам международного права, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации, а также общечеловеческим представлением о демократическом правовом государстве.

Но если Конституционное  Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной  власти и разработает новую Конституцию  РФ, то эта Конституция может быть принята тоже непростым путем, а именно:

  1. при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
  2. вынесением проекта на всенародное голосование (референдум).

Однако условие для  принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3-8).

Поправки к  главам 3-8. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределенность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Проведенное судом исследование вопроса привело его к убеждению, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия как федерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Информация о работе Конституция РФ