Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.
Введение
Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации……………………5
§ 1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и
международного права………………………………………………12
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..
а) народы, ведущие племенной образ жизни, социальные. Культурные и экономические условия которых отличаются от других групп национального сообщества и развитие которых регулируется собственными обычаями или специальным законодательством.;
б) народы, которые являются потомками тех, кто населял страну во время ее покорения, и которые сохраняют свои социальные, экономические, культурные и политические институты.
Правительства несут ответственность за развитие этих народов и гарантируют их неприкосновенность. Коренные народы участвуют в подготовке и осуществлении планов национального и регионального развития, которые могут из непосредственно затрагивать. При применении к таким народам законов государством должны учитываться их обычное право и обычаи. За коренными народами признается право собственности на земли, которые они традиционно занимают. Принимаются меры для охраны прав соответствующих народов на природные ресурсы, находящиеся на их землях.
Специальные разделы Конвенции посвящены найму и условиям занятости, профессиональной подготовке, социальному обеспечению и здравоохранению, образованию, международным контактам.
В России принят в 1992 г. Закон об основах правового статуса малочисленных народов, который в целом опирается на международные стандарты и конкретизирует их применительно к условиям страны.
Международный контроль за уважением прав человека. Из сказанного ранее видно, что международное право прав человека представляет собой развитую систему принципов и норм, которые довольно обстоятельно определяют международные стандарты в этой области. Основная задача состоит в обеспечении претворения этих стандартов в жизнь. С решением этой задачи дело обстоит далеко не благополучно. В канун XXI в. Лишь треть государств можно, да и то с оговорками, отнести к категориям демократических. По данным ООН, 90% населения планеты не имеет возможности контролировать действия институтов власти, затрагивающие их судьбы. Но и в тех государствах, которые считаются демократическими, положение с правами человека оставляет желать лучшего.
В 1998 г. Правозащитная организация «Международная амнистия» опубликовала доклад о правах человека в США. В докладе показано, что нарушаются гарантии, предоставляемые не только судебной системой и Конституцией, но и те, что предусмотрены международными актами6.
Далека от идиллии и ситуация в нашей стране. В докладе группы экспертов совету Европы о соответствии юридической системы РФ принципам Совета говорилось, что конституционные гарантии основных прав и утверждение того, что международные договоры являются частью правовой системы России, преобладающей над законами, представляется «скорее теорией, чем практикой»7.
Сказанное объясняет значение международного контроля. Современный контроль в рассматриваемой области представляет довольно сложный и недостаточно организованный механизм. Удивляться не приходится. Механизм находится в процессе становления.
Контроль осуществляется ООН, прежде всего Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, а также такими специализированными органами, как Комиссия по правам человека и Комиссия по правам женщин. В 1993 г. Генеральная Ассамблея учредила пост Верховного комиссара по правам человека, который представляет ООН ежегодно доклады о состоянии прав человека в отдельных странах и в мире в целом. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например ЮНЕСКО. Наиболее отлажен контрольный механизм МОТ.
На основе Конвенций о правах человека созданы комитеты по контролю за их выполнением. Общей компетенцией в этом плане обладает Комитет по правам человека, созданный на основе Пакта о гражданских и политических правах. 18 членов Комитета избираются в личном качестве участвующими в Пакте государствами. Последние представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает государствам свои замечания.
Государство может сделать заявление о признании компетенции Комитета рассматривать сообщения о нарушении каким-либо из участников своих обязательств по Пакту. В 1991 г. СССР присоединился к Факультативному протоколу к Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.). Участник Протокола признает компетенцию Комитета рассматривать сообщения находящихся под его юрисдикцией лиц, являющихся жертвами нарушения данным государством прав, изложенных в Пакте. Комитет сообщает свои соображения этому государству. Условием обращения в Комитет является исчерпание лицом всех имеющихся внутренних средств правовой защиты.
Таким образом, на универсальном уровне применяются три основные меры контроля:
- рассмотрение периодических докладов государства;
- процедуры рассмотрения
споров о толковании и
- рассмотрение индивидуальных петиций.
На региональном уровне появляются и совершенно новые институты. Так, в соответствии с Маастрихтским договором в рамках Европейского союза учреждена должность омбудсмена, которая до этого была известна праву лишь нескольких государств. Его основная задача – контролировать соблюдение прав человека.
В рамках Союза омбудсмен призван содействовать обеспечению прав не только физических, но и юридических лиц. Последнее обстоятельство имеет существенное экономическое значение. Контроль осуществляется лишь за деятельностью органов отдельных групп Союза, он не распространяется на действия органов отдельных государств.
Особый интерес представляют система обеспечения прав человека в рамках Совета Европы. Центральное место занимает Европейский суд по правам человека8. Каждое государство – член Совета представлено в Суде одним судьей. Избирается он Парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет. Суд рассматривает петиции как от отдельных лиц, так и от государств. Петиции рассматриваются палатами, каждая из которых состоит из 7 судей. При предварительном рассмотрении комитет из трех судей может решить. Что дело не подлежит рассмотрению. Каждая из палат вправе в некоторых случаях направить дело на рассмотрение Большой Палаты. Состоящей из 17 судей. Государство, в отношении которого вынесено решение, обязано его исполнить. За этим следит Комитет министров Совета Европы.
В России в качестве одного
из конституционных прав человека закреплено
право каждого обращаться в межгосударственные
органы по защите прав человека в соответствии
с международными договорами РФ, если
исчерпаны все имеющиеся
Указом президента РФ от 29 марта 1998 г. Утверждено Положение об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека. Его основная функция – защита интересов России в Суде. А также контроль за выполнением решений Суда государственными органами.
Правило исчерпания внутренних
средств является нормой обычного международного
права, что неоднократно подчеркивалось
в решениях международных судов.
Оно не только относится к случаю
обращения в международные
Исчерпание местных средств предполагает своевременное обращение к ним, а также представление им соответствующих документов во всей полноте. Невыполнение этих требований служит основанием для отказа в защите. Правило об исчерпании местных средств не действует. Когда применение этих средств неоправданно затягивается (п. «с» ч. 1 ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах). Это относится и к тем случаям, когда обращение к местным средствам с очевидностью будет бесполезным, в частности при подчинении суда исполнительной власти.
Международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя рассматривать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Их задача в другом. На конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворческую и правоприменительную политику государств. Международные органы контроля за соблюдением прав человека не подменяют, да и не могут подменить внутригосударственные органы. Замечу, что система последних также совершенствуется. Достаточно сказать, что в России принят закон об Уполномоченном по правам человека, т. е. об омбудсмене, при Президенте действует Комиссия по правам человека.
Заключение
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Проблема соотношения
и взаимодействия международного и
национального права представля
Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовой системой международного сообщества в целом. Можно говорить о формировании всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом национальные правовые системы.
В современном праве имеет место «встречное движение»: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, и напротив, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении внутригосударственных и международных правил и о приоритетном в коллизионных случаях применении международных правил.
Диспозитивные нормы
общего международного права обладают
полной юридической силой и
В отечественной доктрине явно недостаточно проработан вопрос о том, какие именно обстоятельства позволяют вполне определенно полагать, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной. Применительно к общепризнанным нормам международного права существует еще одна проблема: не установлено их соотношение с нормами российского права. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ оговариваются лишь случаи, когда положения международного договора приходят в противоречие с тем, что предусмотрено в российском законодательстве. Ситуация же, когда конфликт возникает между общепризнанной нормой международного права и положениями российского законодательства, не рассматривается.
Ситуация осложняется тем, что общепризнанные нормы не однородны по своему составу. Особое место среди них занимают императивные нормы международного права. Если такая категория, как общепризнанные нормы международного права, выделяется лишь на доктринальном уровне и доктринально же интерпретируется, то императивные нормы имеют четко зафиксированный легальный статус, который регламентирован в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
В отечественной международно-
Список использованной литературы:
международное право// Российский ежегодник права. 1995.
М., 2008. С. 256.
7. Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
8. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в 21 веке. М., 2008. С. 592.
9. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой,
О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
1 Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право// Российский ежегодник международного права. 1995г.
2 Постановление № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».//БВС РФ. 1996. - № 1.
3 В Сообщении Комиссии Европейских сообществ Совету и Европейскому парламенту говорится, что «основные права человека считаются неотъемлемой частью общих принципов, единых для правовых систем всех государств-членов, что, в свою очередь, образует основу права Сообществ…» (Doc. COM (95) 567. 22.11.1995. P.5).