Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.

Содержание работы

Введение

Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации……………………5
§ 1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и
международного права………………………………………………12
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25

Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Конституция РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Такое толкование, бесспорно, может  создать трудности для судов при применении общепризнанных принципов и норм международного права внутри правовой системы России. В некоторых государствах, например, в Германии, суд должен прибегнуть к решению Федерального Конституционного Суда в случае, если в связи с судебным делом возникнет сомнение, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права и создаёт ли она непосредственно права и обязанности для отдельных лиц (п. 2 ст. 100 Основного закона ФРГ). Конституция РФ подобной нормы не содержит. Не закреплена она прямо в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года (далее – Закон). Согласно Закону (части 4 статьи 3) Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Очевидно, что вопрос о толковании может возникать в судах и в связи с применением «общепризнанных принципов и норм международного права». Конституция РФ (статья 125) устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании обладают Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Суды же, рассматривающие конкретные дела, в Законе не упомянуты. Представляется целесообразным дополнить Закон нормой, предоставляющей суду, который рассматривает конкретный спор, право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании, является какая-либо норма международного права частью российской правовой системы.

Представляется, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ следует признать приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в отношении национального закона. Конституция РФ одновременно ставит международные договоры выше закона, в том числе конституционного. Поэтому законодатель, принимающий федеральный конституционный закон, обязан соотнести его с международными нормами, составляющим часть правовой системы РФ.

Иногда высказывается мнение, что  статья 15 Конституции РФ устанавливает  приоритет только международных договоров, а место общепризнанных принципов и норм международного права в иерархии внутреннего законодательства не определено. Действительно, Верховный Суд РФ, давая разъяснение судам общей юрисдикции, в постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» пояснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу международным договором, решение об обязательности которого для России было принято в форме федерального закона, закреплены иные правила. Вместе с тем Верховный Суд РФ рекомендовал судам при осуществлении правосудия учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права могут быть зафиксированы в международных пактах, конвенциях и иных документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).2

Однако отметим, что общепризнанные принципы и нормы международного права в итоге воплощаются  именно в международных договорах, а если этого не происходит, они  становятся международно-правовыми  обычаями.

Конституция РФ своими правоположениями призвана способствовать закреплению сложившихся общественных отношений, их дальнейшему совершенствованию. По существу, это два неразрывных конституционных свойства: с одной стороны, Конституция РФ – это вершина в развитии законодательных работ в стране, воплощение достижений правовой теории и практики предшествующего времени, а с другой стороны – основа для совершенствования права в будущем. Исходя из смысла положений Конституции РФ, взаимодействие международного и внутригосударственного права должно осуществляться при помощи строго определенных правовых форм. Конституция РФ не только воспринимает текстуально многие положения международного права, но и направляет на это всю правовую систему. Именно в таком контексте необходимо толковать формулировку части 4 статьи 15, то есть как «санкцию» Конституции РФ на заимствование в сфере правотворчества международных норм и принципов.

Конституция Российской Федерации  наделила важным полномочием Конституционный  Суд РФ – проверкой не вступившего  в силу международного договора, и определила круг субъектов по реализации данного полномочия.

Конституция Российской Федерации  наделила полномочием обязательного  рассмотрения Советом Федерации  Федерального Собрания РФ федеральных  законов о ратификации и денонсации международных договоров после принятия их Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Глубокое осмысление данных конституционных полномочий и новый взгляд на положение Конституции РФ об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах РФ как части правовой системы дало возможность найти новые подходы к реализации вышеупомянутого конституционного положения.

Четко сформулированные в Конституции  Российской Федерации принципы и  порядок осуществления международной  деятельности Российской Федерации  позволили укрепить позиции нашего государства на международной арене, расширить ее участие в международных организациях, выступить инициатором создания международных организаций нового типа на территории бывшего СССР.

Однако для эффективной реализации указанных принципов Конституции РФ недостаточно было принять ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в том виде, в котором он действует в сегодняшнем дне, поскольку данный закон регулирует реализацию внешней политики Российской Федерации и еще порядок выработки и выполнения международных договоров Российской Федерации.

Новая роль международного права, как основы для развития внутригосударственного права на современном этапе требует включения в процесс реализации внешнеполитического курса Российской Федерации органов государственной власти, наделенных Конституцией РФ полномочиями участия в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, но играющих на сегодняшний день малозначительную роль.

Это - Федеральное Собрание РФ и Конституционный Суд РФ.

Именно этим органам  государственной власти предначертано  Конституцией РФ быть имплементационными органами в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, осуществлять обеспечение всего правореализационного процесса норм международного права.

        Глава II. Международное право и права человека.

      § 2.1. Понятие, цели и задачи международного права.

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Это - одно из самых кратких  определений, но тем не менее оно  отражает наиболее важные черты международного права, в том числе и то, что международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов.

Образующие систему  международного права нормы обладают юридической силой и соответствующим  механизмом действия. В арсенале обеспечения их реализации имеются средства, отсутствующие у иных видов международных норм. Например, политических, моральных. Ibi jus, ibi remedies (где право, там и средства его защиты).

Данное определение  отражает главную функцию международного права - регулирование межгосударственных отношений и одновременно указывает на объект международно – правового регулирования, которому пренадлежит главная роль в определении характерных черт международного права. Международное право должно быть способно регулировать совершенно особую разновидность общественных отношений – межгосударственных, т. е. властных отношений с участием суверенных государств.

Поэтому механизм формирования и действия международного права  носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

Под межгосударственными  понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций  и таких государственно-подобных образований, как нация. Борющаяся  за создание независимого государства, вольный город. Посредством этого определение дает представление о таком важном признаке права. Как круг его субъектов.

В основу приведенного выше определения положено наиболее широко принятое понимание международного права, как наличие общепризнанных основных целей, которыми являются мир и сотрудничество.

В основу приведенного выше определения положено наиболее широко принятое понимание международного права как системы юридических  норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юридическую силу. Цели занимают важное место в системе международного права. Как уже говорилось, они являются системообразующим и системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а также средств контроля за соответствием норм и поведения целям.

В отношении целей  принципы и нормы являются средствами их достижения. Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.

Согласование целей - коренная проблема мировой политики международного права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия государств представляет собой комплекс согласования целей.

Генеральной социально-политической целью международного права является обеспечение нормального функционирования существующей системы международных  отношений и ее развитие. Характерная  особенность современного международного права состоит в том, что стимулирование социально-экономического прогресса стало одной из главных его целей.

Сформулировав цели всемирной  организации, Устав ООН тем самым  определил и основные цели международного права:

- поддерживать мир и безопасность;

- развивать дружественные отношения;

- осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Значение последней  цели, заключающейся в обеспечении  международной законности, для реализации остальных целей не раз подчеркивалось руководителями государств.

Перечисленные цели являются основными. Они занимают центральное  место в иерархии целей международного права.

О росте практического  значения целей свидетельствует  и тот факт, что в международных договорах им уделяется большое внимание, расширяются посвященные им преамбулы. Порой они закрепляются и в статьях центральной части договора.

Будучи нормой общего характера, цель обладает спецификой. В отличие от конкретной нормы, цель может достигаться в большей или меньшей степени. Отсюда вытекает значение международного стандарта достижения цели.

Целям принадлежит важная роль как в правотворческом, так  и в правоосуществительном процессе. Нормы создаются с учетом целей  международного права, которые носят императивный характер и не допускают отклонения от них по соглашению отдельных субъектов. Поэтому и осуществление конкретных норм и актов должно проходить в соответствии с целями международного права.

Цели играют важную роль в определении эффективности международного права. Целесообразность означает признак деятельности, отражающей ее соответствие поставленной цели. Эффективность определяется тем, в какой мере достигнутое отвечает поставленной цели.

           § 2.2. Международное право и права человека.

Международное право прав человека – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека.

Речь идет о новой  отрасли, получившей развитие после  принятия Устава ООН. Несмотря на свою короткую историю, эта отрасль заняла центральное положение в системе международного права. Не отступая от своего межгосударственного характера, международное право все более ориентируется на человека. И в этом нет противоречия. Скорее можно говорить о закономерной связи. Уважение прав человека, демократия – важная гарантия мира. В международных актах подчеркивается, что уважение этих прав является основой всеобщего мира.

Международное право  призвано стать гомоцентричным, т.е.  ориентированным на человека. Оно придало статус императивных норм принципам и нормам о правах человека. Оно исходит из того, что соответствующим статусом они должны обладать и в правовой системе государства. Государство не имеет права «совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно признанных прав и свобод» (ч. 1 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Эти положения нашли  отражение и в Конституции  России, которая придала особую юридическую силу общепризнанным принципам и нормам международного права о правах человека (ч. 1 ст. 17). Перечисленные в Конституции РФ «основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55). Не должны «издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).

Информация о работе Конституция РФ