Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс принятия Конституции РФ, ее пересмотр и внесение поправок;
дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
рассмотреть понятие, цели и задачи международного права;
рассмотреть закрепление прав человека в нормах международного права и осуществление международного контроля этих прав.

Содержание работы

Введение

Глава I. Конституция Российской Федерации в системе международного права.
§ 1.1. Принятие Конституции Российской Федерации……………………5
§ 1.2. Взаимодействие статей Конституции Российской Федерации и
международного права………………………………………………12
Глава II. Международное право и права человека.
§ 2.1. Понятие, цели и задачи международного права…………………..22
§ 2.2. Международное право и права человека…………………………..25

Заключение
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Конституция РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Все это вовсе не ущемляет прав государства. Международное право  указывает не только на права, но и  на обязанности человека в отношении своего государства. Недопустимо злоупотребление правами человека в ущерб правам государства. Всеобщая декларация прав человека установила, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное развитие его личности (ст. 29). Между правами государства и человека могут возникать противоречия. Задача состоит в том, чтобы гармонизировать их осуществление. Важная роль в этом принадлежит международному праву. Права государства и права человека должны осуществляться в соответствии с целями и принципами Устава ООН (ч. 3 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Все это свидетельствует  об особом характере взаимодействия рассматриваемой отрасли международного права с внутренним правом государств, и прежде всего с конституционным. Общепризнанные принципы и нормы о правах человека стали общими принципами права, присущими как международному, так и внутреннему праву. Более того, и в том и в другом случае они обладают высшей юридической силой. Ограничивающий их договор будет недействителен. Они не могут умаляться внутренними законами.

Рассматриваемая отрасль  международного права воплотила  высшие достижения конституционного права. С другой стороны, она оказывает  растущее воздействие на конституционное  право, являясь важным фактором его демократизации.

В подавляющем большинстве  права человека носят индивидуальный характер, они предназначены для  отдельного человека. Вместе с тем  существуют и коллективные права, принадлежащие  объединениям индивидов: народам, нациям, национальным меньшинствам, коренным народам. Порой такие права называют правами человека второго поколения. Реализация коллективных прав является условием обеспечения прав входящих в них индивидов.

Некоторые из прав человека относятся и к юридическим лицам. Так, Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, «свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (ч. 1 ст. 30). «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (ч. 1 ст. 36). Сказанное подтверждается и Конституционным Судом РФ.

Система международного права прав человека. Центральное положение в системе международного права прав человека занимает один из основных принципов международного права – принцип уважения прав человека. В этом принципе воплощено главное содержание отрасли. В его свете должны толковаться все нормы отрасли.

С указанным принципом  неразрывно связан принцип демократии, который является наиболее важным общим  принципом права, присущим как современному международному праву, так и внутреннему  праву государств.

Другими принципами отрасли  являются принципы универсальности  и недискриминации. В силу первого  – общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц под  юрисдикцией. В силу второго – неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам.

Ядро отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы  о правах человека. В теории  практике их зачастую именуют стандартами. Они  отражают исторически достигнутый  уровень демократии и гуманности общества на международном и внутригосударственном уровне. Нормы международного и внутреннего права должны им соответствовать. Эти стандарты составляют главное содержание общих принципов права, присущих как международному, так и внутреннему праву.3

Юридической формой существования таких принципов и норм является обычай. Международные акты. Содействовавшие их утверждению, вступают в качестве доказательств, свидетельств обычных норм. Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека, обладающая статусом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Важным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1996 г. Однако он принят сравнительно небольшим числом государств, немало правительств высказали отрицательное отношение к нему. Поэтому содержащиеся в нем нормы нельзя отнести к числу общепризнанных.

Принято значительное число  конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего правам женщины и ребенка. Значительное число конвенций направлено на пресечение преступлений против человека – конвенции о запрещении геноцида, о ликвидации всех форм массовой дискриминации, о запрещении рабства и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ).

Значительное число  конвенций по правам человека заключено на региональном уровне. В рамках Организации африканского единства (ОАЕ), Организации американских государств (ОАГ), Совета Европы.

Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает  на обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (ст. 2)4. В Декларации глав государств СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1992 г. Участники обязались принять меры с целью приведения национального законодательства в соответствие обязательствам по соглашениям в области прав человека и, в частности, документами СБСЕ. Было выражено намерение заключить Конвенцию СНГ по правам человека. Существенное значение имеют многочисленные соглашения по обеспечению социальных и экономических прав, например о пенсионном обеспечении, о правах беженцев и вынужденных переселенцев и т. п.

Принципы и нормы  о гражданских и политических правах (правах первого поколения) представляют собой основную массу общепризнанных принципов и норм о правах человека. На первом месте стоит принцип равенства людей в правах и соответственно недопустимость дискриминации по каким бы то ни было признакам. Особо подчеркивается равенство мужчин и женщин в пользовании правами.

Каждый имеет право  на жизнь и личную неприкосновенность. Смертная казнь подлежит отмене. Там, где она еще существует, смертные приговоры должны выноситься лишь за самые тяжкие преступления и в  соответствии с законом. Смертная казнь в принципе противоречит праву на жизнь. Кроме того, известно немало случаев, когда даже в странах с развитым правосудием смертные приговоры являлись результатом судебной ошибки.

В 1953 г. по приговору британского суда был повешен 19-летний Д. Бентли, обвиненный в убийстве полицейского. В течение 46 лет его родители и поддерживавшие их люди добивались пересмотра приговора. Почти через полвека высший суд страны отменил приговор. При этом он заявил, что рассматривавший дело судья столь односторонне изложил обстоятельства дела перед жюри, что Д. Бентли был лишен «того справедливого правосудия, которое является прирожденным правом каждого британского гражданина»5.

Запрещается рабство  или любое подневольное состояние. Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию.

Значительная часть  норм по вполне понятным причинам относится к уголовному и уголовно – процессуальному праву. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту. Лишение свободы возможно только в соответствии с законом. Никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление. Много норм посвящено презумпции невиновности.

Немало норм касаются пенитенциарного права. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение. Обвиняемые содержатся отдельно от осужденных, несовершеннолетние – от взрослых. Цель пенитенциарной системы – социальное исправление.

Каждый имеет право  придерживаться своего мнения и свободно его выражать. Это право включает свободу искать и распространять информацию и идеи независимо от государственных границ. При этом подчеркивается и особая ответственность, связанная с такой свободой. Последняя может быть ограничена, когда это необходимо для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Особо отмечаю это положение в связи с тем, что отечественные средства массовой информации нередко игнорируют свою ответственность.

К политическим правам прежде всего относится право принимать  участие в ведении государственных дел, избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права.

Отмечу ряд прав, имеющих  прямое отношение к международным  связям. Каждый имеет право на признание  своей правосубъектности, где бы он не находился. Каждый имеет право свободно покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою страну.

Особо необходимо выделить право каждого человека на социальный и международный порядок, при  котором общепризнанные права и свободы могут быть полностью осуществлены.

Экономические, социальные и культурные права относятся  к правам второго поколения. Их продвижение  в международное право было инициировано социалистическими государствами  в соответствии с их правовой концепцией. Основным международно-правовым актом в этой области является Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который, как уже говорилось, нашел ограниченное признание.

Для реализации рассматриваемых  прав необходимы экономические, социальные и политические предпосылки, которые отсутствуют во многих странах. Этот момент нашел отражение в самом Пакте. Он содержит положение, весьма необычное для правовых актов. Государства обязуются «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав…» (ч. 1 ст. 2). Иными словами, положения Пакта носят в значительной мере программный характер.

Пакт определил следующие  права:

а) право на труд, включая  право на справедливые и благоприятные условия труда;

б) право на профсоюзы  и забастовки;

в) право на социальное обеспечение;

г) право семьи на охрану и помощь;

д) право на достаточный  жизненный уровень;

е) право на здоровье;

ж) право на образование;

з) право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Концепция устойчивого  развития была выдвинута развивающимися странами и в 90-х годах нашла  отражение в целом ряде международных  актов. Суть ее состоит в том, что для обеспечения прав человека необходимо добиваться устойчивого экономического и социального развития, прежде всего в странах «третьего мира».

Коллективные  права. Права народов. Все народы имеют право на самоопределение. В Пактах говорится именно о народах, а не о нациях. Из этого следует, что такое право принадлежит народу в целом. В силу этого права народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Как видно, речь идет о праве народа решать коренные проблемы своего общества в пределах государства.

Народы вправе распоряжаться  своими естественными богатствами  без ущерба для международных  обязательств. Все государства обязаны  уважать и поощрять осуществление  права на самоопределение.

Права меньшинств национальных, этнических, религиозных и языковых. События последних десятилетий, в частности в Европе, продемонстрировали большое значение проблемы меньшинств для стабильности государств и предотвращения вооруженных конфликтов. Этим объясняется то обстоятельство, что меньшинствам посвящено значительное число международных актов, как универсальных, так и региональных.

Общее положение было закреплено Пактом о гражданских  и политических правах. Лицам, принадлежащим  к меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 27).

В 1992 г. Была принята Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих  к национальным или этническим, религиозным  и языковым меньшинствам.

Согласно Декларации государства должны охранять существование  и самобытность меньшинств.

Международно – правовым актом, посвященным меньшинствам, является Европейская рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г., в которой закреплено право любого лица, принадлежащего к меньшинству, свободно рассматривать или не рассматривать себя таковым. Такая принадлежность не влияет на равенство перед законом и не влечет какой-либо дискриминации.

Государство создает  условия для поддержания и развития культуры и основных элементов самобытности меньшинств. Не должны приниматься меры. Нацеленые на ассимиляцию лиц, принадлежащих к меньшинствам, вопреки их воле. Такие лица вправе поддерживать трансграничные контакты с лицами за рубежом, разделяющими их наследие. При осуществлении своих прав такие лица обязаны соблюдать законы своей страны. Они не могут заниматься деятельностью, противоречащей таким принципам международного права, как принципы территориальной целостности и политической независимости государств.

В 1994 г. В рамках СНГ  была подписана Конвенция по обеспечению  прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Конвенция воспроизводит  принятые стандарты и дополняет  их положениями, учитывающими специфику  проблемы в условиях СНГ.

Права коренных и ведущих племенной образ жизни народов. Основными международно – правовым актом в этой области является Конвенция МОТ о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г. К таким народам отнесены:

Информация о работе Конституция РФ