Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:20, контрольная работа
1. Человек и политика.
2. Структура политической власти в России.
ЧАСТЬ 1
1. Человек и политика:
1.1.Человек как субъект и объект политики……………... ………………..…. 3
1.2.Мотивы и предпосылки политической деятельности……………………4
1.3.Политическое лидерство…………...………. …………………………........5
1.4.Политика и мораль…………………... …………………………………... ..5
1.5.Политическая идеология………………………………………….……......6
1.6.Политическая культура….…………………………………………..…….8
2. Структура политической власти в России:
2.1. Законодательная власть……………………………………………………9
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………….10
2.3 Судебная власть…………………………………………………………….11
2.4. Региональная власть……………………………………………………....13
2.5. Местное самоуправление………………………………………………….14
3. Политические партии в современной России…………………………………15
ЧАСТЬ 2
Харизматичность личности и ее роль в политике……………………………...17
Список использованной литературы……………………………………………26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»
Факультет подготовки инженерных кадров
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
Студент: Бикмаметова А.А.
Группа: ЭУ-14во
Преподаватель: Леонтьева Е.Ю.
Волгоград 2014
Содержание
ЧАСТЬ 1
1. Человек и политика:
1.1.Человек как субъект и объект политики……………... ………………..…. 3
1.2.Мотивы и
предпосылки политической
1.3.Политическое лидерство…………...………. …………………………........5
1.4.Политика и мораль…………………... …………………………………... ..5
1.5.Политическая
идеология………………………………………….……..
1.6.Политическая
культура….…………………………………………..……
2. Структура политической власти в России:
2.1. Законодательная власть……………………………………………………9
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………….10
2.3 Судебная власть………………………………………
2.4. Региональная
власть……………………………………………………....
2.5. Местное самоуправление……………………
3. Политические партии
в современной России…………………………
ЧАСТЬ 2
Харизматичность личности и ее роль в политике……………………………...17
Список использованной литературы……………………………………………26
Часть 1
1. Человек и политика
1.1. Человек как субъект и объект политики.
Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различным. Так, известный американский политолог Г.Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике разделил три группы ее субъектов.
Группы субъектов
1) субъекты персональные,
движимые заботой о своих
2) субъекты-подданные, понимающие
свою политическую роль и
3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
Власть представляет собой взаимодействие
субъекта и объекта, при котором субъект
с помощью определенных средств контролирует
объект. Одно из наиболее распространенных
в рамках социологического подхода определений
власти принадлежит М. Веберу. Власть -
это способность одного субъекта проводить
свою волю внутри данных социальных отношений,
не смотря на сопротивление другого. В
структурном отношении основными компонентами
власти являются субъект, объект, средства
(ресурсы).
Субъект
и объект власти являются непосредственными
участниками властных отношений. Субъект
власти (индивид, группа, организация)
посредством определенного акта - приказа,
распоряжения оказывает воздействие на
объект властных отношений, предписывая
ему необходимое поведение. Объект власти
в свою очередь должен обязательно подчиниться.
Власть всегда двустороннее взаимодействие
субъекта и объекта, предусматривающие
социальные нормы, закрепляющие право
одних отдавать приказы тем, кто обязан
им подчиниться и позволяющие применять
определенные санкции (наказание или поощрение)
в зависимости от поведения объекта (неповиновение
или подчинение).
1.2. Мотивы и
предпосылки политической
Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте. Участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры. В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двух полосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима. Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются более интолерантными (нетерпимыми). В-третьих, достаточно высоконациональное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров.
1.3. Политическое лидерство
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
Нередко политический лидер является руководителем организации —политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.
Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.
1.4. Политика и мораль
Мораль (от лат. moralis – «нравственный») – особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность.
В первобытных племенах мораль являлась одним из основных средств регулирования общественных отношений. Но с возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.
Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главными критериями оценки поступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием поступка является суд.
Политика – это особый способ регулирования социальных отношений, основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.
Именно атрибут власти и возможность ее применения отличают политику от всех других средств регулирования общественных отношений.
У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). Политика, по сути дела, начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.
Существенным различием между политикой и моралью является также то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации, политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
1.5. Политическая идеология
Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово)- это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Мировая политика выработала множество идеологических систем. Основными разновидностями современной политической идеологии являются либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, каждая из которых имеет свои истоки, социальную базу и т. д.
В России идеология либерализма начала распространяться с конца XVIII в., но вплоть до 1917 г. она так и не обрела себе достаточно широкой социальной базы, осталась в основном идеологией интеллектуальной элиты, политическим представителем которой в начале XX в. была партия конституционных демократов (народной свободы). После 1917 г. либерализм был исключен из политической жизни страны. В настоящее время либерализм так и остался идеологией политической, экономической и интеллектуальной элиты российского общества, не имеющей сколько-нибудь широкой социальной базы.
Идеология консерватизма в современной России исповедуется так называемым национал-патриотическим движением, которое отвергает как коммунизм, так и западную демократию, выдвигая в качестве своей цели возрождение России на органически присущих ей, традиционно сложившихся условиях: сильном едином государстве, православии как основе духовной жизни, верности национальным традициям русского народа.
Понятием «коммунизм» принято обозначать политические доктрины, провозглашающие своей целью создание общества, основанного на общественной собственности и социальном равенстве, где ликвидированы частная собственность, деление на бедных и богатых, эксплуатация. Есть несколько форм коммунистической идеологии:
1) марксизм (резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты);
2) большевизм (имеет ориентир на пролетарскую революцию);
3) сталинизм (ратует за возврат к принципам жесткой централизованной административно-командной экономики).
Социал-демократической идеологии присущи такие принципы, как справедливость, равенство, солидарность. В экономической сфере социал-демократия ориентируется на смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. В политической области концепция социал-демократии базируется на плюрализме, многопартийности, свободных выборах, правах человека, правовом государстве. В настоящее время, несмотря на то что в стране существует целый ряд партий и движений, считающих себя социал-демократическими, по-настоящему массовой идеологией социал-демократизм не стал.
Политические
идеологии в современных обществах разнообразны.
Они основываются на множестве представлений
о социальной справедливости, форме государственного
устройства, национальном интересе, этических
нормах.
Радикализм (от
лат. radicalis — коренной). Решительное изменение
существующих социальных и политических
институтов. Стремление к быстрому темпу
перемен, оправдание силовых методов достижения
поставленных целей. Может выступать теоретическим
обоснованием и оправданием терроризма.
Проявляется в кризисные, переходные исторические
периоды, когда возникает угроза существованию,
традициям и укладу тех или иных слоев
и групп.
Леворадикальные
течения (анархизм, марксизм и такие
отдельные его разновидности, как маоизм,
троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые
и резкие способы достижения социального
равенства и социальной справедливости.
Праворадикальные
течения (фашизм, неофашизм, крайние
формы национализма и религиозной нетерпимости,
расизм) основываются на представлениях
о превосходстве какой-либо группы (расовой,
национальной, социальной, религиозной)
над всеми остальными и стремятся любыми
законными и незаконными способами закрепить
привилегированное положение таких групп
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»