Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:20, контрольная работа
1. Человек и политика.
2. Структура политической власти в России.
ЧАСТЬ 1
1. Человек и политика:
1.1.Человек как субъект и объект политики……………... ………………..…. 3
1.2.Мотивы и предпосылки политической деятельности……………………4
1.3.Политическое лидерство…………...………. …………………………........5
1.4.Политика и мораль…………………... …………………………………... ..5
1.5.Политическая идеология………………………………………….……......6
1.6.Политическая культура….…………………………………………..…….8
2. Структура политической власти в России:
2.1. Законодательная власть……………………………………………………9
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………….10
2.3 Судебная власть…………………………………………………………….11
2.4. Региональная власть……………………………………………………....13
2.5. Местное самоуправление………………………………………………….14
3. Политические партии в современной России…………………………………15
ЧАСТЬ 2
Харизматичность личности и ее роль в политике……………………………...17
Список использованной литературы……………………………………………26
В психологическом аспекте политический харизматик наделяется особыми качествами, выделяющими его среди остальных. При этом между харизматиком и его ближайшим окружением устанавливаются отношения личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с личностью, которой он восхищается. Таким образом, у достаточно большой аудитории возникает эффект сопричастности, что позволяет харизматику приобрести новых адептов. Этого достаточно, чтобы потом рассказывать потомкам или согражданам, говоря: «Я видел Его, я к нему прикоснулся, он со мной заговорил». Как указывает В.И. Кравченко: «В качестве примера здесь уместно вспомнить рассказы людей, видевших В.И. Ленина. Вся суть воспоминаний сводится к тому, что он самый простой человек, но при этом «самый человечный человек» для большинства населения. Дар вождя распространяется еще дальше: на возможность располагать чужой волей, личностью других. Единая психологическая атмосфера не всегда поддается анализу, и поэтому трудно порой объяснить такие действия людей, как коллективные взносы в различные фирмы, обещающие всеобщее и легкое обогащение всем, проявление фанатизма в молодежной среде и т.п.». Исследователь личности А. Гитлера И. Фест называл особые качества, позволившие Гитлеру добиться высот политической власти, суггестивными способностями.
Коммуникативный аспект лежит на стыке нескольких научных направлений - политологии, риторики, психологии. С помощью коммуникации различные факты, политические события и вообще социальная реальность интерпретируется в выгодном для политика-харизматика свете, навязывая широкой публике нужное понимание и вытекающие из этого действия. При этом, влияние оказывается тем сильнее, чем больше завуалированы основные цели от тех, на кого рассчитана коммуникация. Особую значимость приобретает отмеченный факт для искусственных харизматиков в политике (особенно для политических деятелей, приобретших ореол харизматичности, благодаря занятой ими должности).
Человек верит в то, во что он хочет верить. «Для того чтобы язык превратился из средства передачи информации в некую «последовательность Павловских сигналов», он должен отвечать многим нелингвистическим требованиям».
Социально-политический аспект, как указывает В.И. Кравченко, с одной стороны, обобщает все вышеназванные, а с другой - подчеркивает особенность социально-политического феномена политической харизматичности того или иного политика. В политической же сфере довольно часто можно встретить сугубо рациональный подход политика к тому или иному вопросу. Следовательно, решающее значение для возникновения харизматических отношений в политической сфере общества имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее в том или ином политике со стороны его адептов. По сути политик может и не обладать харизматической идентичностью, но если есть факт его признания как носителя харизматической идентичности, то политик неизменно наделяется харизматическими свойствами. В этой ситуации (например, в период выборов) харизматик ценой заигрывания с массами, выдвижением нереальных лозунгов и пустых обещаний добивается широкой популярности. В политике грань между истинной харизмой, как «Божьим даром», и искусственной, в лице лидера-демагога, который хочет, чтобы в нем видели «мессию», в большинстве случаев становится эфемерной и крайне лабильной.
Исторический аспект, выделенный В.И. Кравченко, указывает, что зачастую в современном обществе в политической сфере харизматиков создают искусственно. Указывается, что место истинных харизматических политиков порой занимают псевдохаризматики, манипуляторы, созданные благодаря современным массовым коммуникациям. Данный подход отмечает необходимость наличия у истинного политического харизматика религиозных оснований его харизмы. Харизма в политической сфере присутствует в ней как доминирующий элемент власти. Главная роль политика-харизматика - управлять народом во имя какой-либо великой цели.
Каковы же благоприятствующие условия появления ее у харизматической личности в политической сфере? Способна ли харизматичность того или иного политика актуализироваться только в экстремальных условиях или же это универсальный феномен? Современная наука не дает четкого ответа на вопрос об условиях и причинах актуализации харизматической идентификации в политической сфере. Российская исследовательница О.В. Данилевская, соглашаясь с другим отечественным ученым М.А Сиверцевым, считает, что политическая «харизма служит лишь признаком кризиса традиционных структур, агонии традиционной психологии, она отражает движение части утративших психологическую стабильность масс и является попыткой примирить непримиримое - объективную потребность в модернизации общества с сохранением и искусственным оживлением традиционных социальных институтов». В коллективной монографии «Имидж лидера: психологическое пособие для политика» отмечается, что именно великие события истории всегда играли на руку популярности лидера. «Политик, совершивший их, становится в глазах народа героем и выдающимся деятелем своего времени. Между тем другие лидеры, действующие не в столь экстремальной обстановке и предпринимающие не столь бросающиеся в глаза действия, часто не имеют в глазах последователей никакой популярности».
Существует еще одна группа проблем, а именно: кто играет ведущую, определяющую роль в харизматических отношениях - сам политический харизматик, его последователи или свита; насколько долго харизматик может вести за собой массы и где та грань, когда он сам становится ведомым этой массой?
Если мы обратимся к рассмотрению первого вопроса, то его невозможно решить однозначно. В данном случае мы сталкиваемся с давно существующей и пока не разрешимой проблемой: кто является ведущим, а кто ведомым в дихотомии личность-масса? На мой взгляд, в этом случае следует согласиться с точкой зрения К.С.Гаджиева, считавшего, что личность-носитель власти в глазах, подданных (в нашем случае - это адепты харизматической личности) становится воплощением власти и даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти.
Очевидно, что в начале политической деятельности харизматика взаимодействие между харизматиком и его неофитами отличается большей согласованностью, нежели на последующих. В последствии по мере того, как вера в политика начинает ослабевать, и происходит процесс рутинизации харизмы позиции харизмоносителя и его приверженцев начинают расходиться. Вследствие этого харизмоноситель теряет не только собственных приверженцев, но и собственную харизму. Данный процесс взаимосвязан и не всегда можно определить, что в данном случае является причиной, а что следствием.
Г. Лебон, французский социолог XIX в. считал, что политические харизматики - это выходцы из толпы. Г. Лебон отмечает, что в «вожаках у народа никогда не бывало недостатка, но эти вожаки всегда должны были обладать очень твердым убеждением, так как только такие убеждения создают апостолов». На сходных с Г. Лебоном позициях стоит С. Московичи. Его идеи, высказанные в работах «Век толп» и «Машина творящая богов» во многом сходны с идеями Г. Лебона. Московичи также, как и Г. Лебон указывает, что политическая харизма - свойство, проявляющееся у вождей толп, которое позволяет им выполнить волю толп. «Вожди должны выполнить миссию, - говорит С. Московичи, - без них массы, весь род человеческий не могут ничего создать и даже выжить».
По мнению Линдхома, особенностью деятельности политика - харизматика в массах является то, что именно он фактом наличия собственной личности в среде данного массового движения позволяет сформироваться уникальной массовой идентичности.
Мы можем согласиться с исследовательницей тоталитаризма X. Аренд, указывавшей, что современные тоталитарные вожди немногим отличались по своей психологии и складу ума от прежних вожаков толпы. Как считает исследовательница: «...Наиболее даровитые вожди масс в наше время вырастали еще из толпы, а не из масс».
Весьма интересен для науки и вопрос о том, всегда ли политик - харизматик - это индивид с личностными стигматами? М. Вебер, к сожалению, прямо не указал какими личными психологическими качествами должен обладать харизматик, что в конечном итоге послужило толчком к их выявлению.
По мнению Г. Лебона, харизматики в политической сфере - это зачастую люди с личностными патологиями, «чаще всего... психически неуравновешенные..., полупомешанные».
Таким образом, в современной науке не существует единой точки зрения о проблеме оснований харизматической идентификации в политической сфере. Следует уточнить, что политическая харизма - это чаще всего искусственное образование. Совершенно очевидно, что кризис - это весьма благоприятное условие для появления харизматического типа идентификации, но не всегда достаточное. Весьма велика и роль самой личности, точнее, ее психологических особенностей. В большинстве случаев бифуркационные сдвиги являются катализирующими факторами для актуализации и манифестации харизматического типа идентичности в политической сфере. При этом, чем сильнее общественные сдвиги, тем выше индекс харизмы. Очевидно, что во взаимоотношениях личность-адепты невозможно определить лидера, так как на разных этапах взаимодействия их взаимовлияние друг на друга различно. В абсолютном большинстве случаев харизма склонна рутинизироваться, а затем исчезать вообще. Очевидно, что сила политического харизматика состоит в том, что ему приписывается обладание необыкновенными возможностями, привлекательностью, обаянием в глазах большинства публики. Харизматическая личность имеет в себе нечто, заставляющее людей повиноваться.
Важно учитывать тот факт, что в большинстве случаев, харизматические личности в политической культуре чаще всего действуют рационально. Таким образом, источники активности политической харизмы могут быть различны. В подавляющем большинстве случаев политическая харизма - феномен искусственный. Возможность появления харизмы порождению в современном мире практически сведена к минимуму. Процесс формирования политической харизмы в современной культуре - это интегративный процесс, на который оказывают серьезное влияние многие факторы: личные качества индивида, окружающее его общество, психологическое самочувствие индивида, наконец, особенности культуры, носителем которой является харизмоноситель, манифестирующийся в политической сфере.
Очевидно, что политическая харизма способствует трансформации политической, а затем социальной системы общества посредством процесса институализации созданных харизматиком общественных и политических органов. Решающее значение для возникновения харизматических отношений в политической сфере общества имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее в том или ином политике со стороны его адептов. По сути, политик может и не осознавать себя как обладателя харизматической идентичности, но если есть факт его признания как носителя харизмы, то можно говорить о наличии харизматической идентичности. Грань между подлинной харизмой, как «Божьим даром», и искусственной в лице лидера-демагога, харизматика политика крайне размыта. Таким образом, основным отличием политической харизмы от остальных образов харизматической идентичности является то, что политическому харизматику достаточно лишь декларирование харизматических свойств и не обязательно их наличие.
Список использованной литературы
1. Василенко, И. А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко М.: Юрайт: Высшее образование , 2010 398 с.
2.Политология: учебник для вузов / [А. С. Гречин и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко М.: ЮНИТИ , 2010 591 с.
3.Гаджиев, К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев М.: Высшее образование , 2007 460-с.
4.Основы политологии: учебное пособие для вузов / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина М. Ростов н/д : Март , 2007 397 с.
5.Вебер М. Политики как призвание и профессия. Избр. произведения. – М., 1990.
6.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. –М., 2003.
7.Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб, 2001
8. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Политическая имиджелогии. М.: Аспект Пресс, 2006
9.Ольшанский Д.В. Политическая психология / СПб: Питер, 2002
10. Почепцов Г.Г. Как успешно управлять общественным мнением / 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Центр, 2003
11.Российская Федерация. Конституция
(1993). Конституция Российской Федерации
[Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»