Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.
ВВЕДЕНИЕ
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.
Итак, государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению (за плату от него) определённой деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных органов.
Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социальной и культурной сферах.
Изменяясь, российское общество строит новое государство, в укреплении и развитии которого важнейшая роль принадлежит государственным служащим. «Государственная служба Российской Федерации, формируемая как социальный институт, сегодня призвана опираться на принципы взаимодействия государства и общества, соблюдения гражданских свобод и прав человека, определяющие суть государственного управления и его современного понимания».1
Особое место в общей системе управления государством занимает муниципальное управление. Оно осуществляет связь между государством и населением. Практическое исполнение многих функций местного самоуправления возлагается формируемый в наше время институт муниципальной службы.
Вопрос о государственной и муниципальной службе как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов власти приобрёл особую актуальность в связи с:
В последнее время совершенствуются законодательные основы развития государственной и муниципальной службы, сформированы базы для функционирования этих общественных институтов. Тем не менее, многие вопросы в этой области ещё не решены.
Актуальность проблемы определила цель работы: изучение сущности, правовых основ, принципов организации государственной и муниципальной службы.
Задачи:
Необходимость существования государственной и муниципальной службы, их правового регулирования обусловлена самим существованием государства, его задачами и функциями. Весь мировой опят и состояние общественных отношений показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, управленческого аппарата и определяемых или рамок поведения. А всё более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе быстро меняют его социальный облик, ставят сложные политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Изучение исторического развития государственной и муниципальной службы даёт богатую пищу для анализа устойчивых закономерностей, приемов и технологий, которые формировались на протяжении многовекового развития российской государственности. Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни. Всю историю развития можно разделить на несколько этапов.
В Древней Руси были заложены основы государственного управления и государственной службы, но они были нераздельны с военной организацией и строились на принципах неравноправия сторон. Дружинники, земские бояре служили князю опорой, они участвовали в заседаниях Боярской думы, где принимались решения о походах, сборах дани, строительстве крепостей. В хозяйствах великих князей и бояр были созданы специализированные службы, обязанность которых состояла в бесперебойном снабжении княжеского двора провиантом.
В конце XII века на смену "дружинной" организации управления и службы пришла дворянская.
Выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, появление многочисленного слоя государственных служащих произошло в XV - XVII веках со становлением централизованного русского государства. Высший слой "служилых людей" формировался в рамках института, который назывался Государев двор. В этот период образуется сложная иерархия чинов. Но следует отметить, что множество должностей было связано в, то время не с непосредственным служением государству и обществу, а с выполнением ритуалов царского двора.
«Большое значение в Московском государстве при занятии должностей имели родственные связи, система продвижения целых семейных кланов. Право аристократических родов занимать определённые места на государственной службе называлось местничеством».2
Следующим этапом развития государственной службы считается введение Петром I в 1722 году «Табеля о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Табель впервые сформировала в России единую государственную службу. Она представляла собой документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских государств. Важно подчеркнуть то, что это не было слепое копирование или синтез. Была проделана большая работа, в которой на первом месте стояла русская практика, потом челобитные разных органов и лиц и лишь на третьем – иностранное законодательство.
«Табель о рангах» лишь частично имел революционное значение. Скорее это было стремление власти регламентировать и подчинить единому распорядку всю жизнедеятельность общества, максимально поставить подданных под контроль государства. Кроме того, при назначении на государственную службу принимать в расчет:
Но, как отмечает Ключевский, «совершенно изменилась отношение сословного положения служивого лица к чину. Прежде этот чин определялся принадлежностью лица к известному роду; теперь, наоборот, приобретение известного служивого чина вводило в состав высшего служивого класса, какого бы оно не было происхождения»3
«Табель о рангах» постоянно изменялась и к началу XIX приобрела следующий вид.4
В период царского правления неоднократно предпринимались попытки реформировать государственную службу, но они были малоэффективны или не притворялись в жизнь.
Так, Николай II резко усилил политические, в том числе полицейские функции государственной службы. Александр II «пристроил государственной машине» земства, украшенные элементами демократии. Александр III развернул контрреформы, которые уже ничего не могли изменить.
Формирование после прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 года новой государственности, получившей название советской, привело к коренным изменениям в организации государственной службы. Впервые годы советской власти корпус государственных служащих состоял как бы из двух частей:
Постепенно был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Для ответственных работников, занятых на разных этажах государственной службы, была введена категория номенклатуры. Она представляла собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались партийными комитетами.
Номенклатурный принцип начал складываться сразу после прихода к власти большевиков, в полном виде оформилась к концу 30-х годов и просуществовала до конца 80-х. «Номенклатура была упразднена постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 года».5
Советская государственная служба охватывала всю сферу управления, хотя не имела правового оформления. (В советском законодательстве отсутствовал термин «государственная служба»). Как отмечает Г.В.Атаманчук, «первая диссертация по государственной службе на соискание ученой степени доктора юридических наук была защищена в 1964 году И.Н.Пахомовым, им было дано определение государственной службы».6 И.Н.Пахомов отмечал: «Советская государственная служба – это есть оплачиваемая по должности работа в государственном аппарате подконтрольном Советам народных депутатов, состоящая в организации и выполнении государственного руководства социальными и экономическими процессами, в целях построения коммунистического общества».7 Определение государственной службы, предложенное И.Н.пахомовым, в дальнейшем использовалось всеми учеными и практиками и постоянно ими цитировалось.
Проанализировав можно сказать, что оно, верно, отражало представление о государственной службе, которое существовало в советский период. Следует отметить особенно характерные черты номенклатуры советского периода:
Коммунистическая партия выступала как патронирующая организация по отношению государственным служащим, знакомство с лидерами и видными функционерами партии (совместная работа в прошлом, учеба, родственные отношения) давала преимущества при продвижении по службе и занятии должностей. В связи с этим кадровую политику советского времени иногда называют номенклатурно-патронажной системой.
Брежневское время своеобразный «золотой век» номенклатуры, когда её жизнь отличалась стабильностью относительно высоким уровнем материальной обеспеченности уверенностью в прочности своего положения. Ю.Андропов став Генсеком в начале 80-х годов попытался приостановить процессы разложения в структурах государственной службы. Громкую огласку получили дела о взяточничестве, вымогательстве, коррупция. Однако в стране уже назревал глобальный системный кризис, охватывающий все сферы: экономическую, духовную, социальную, политическую. Система номенклатурного управления себя исчерпала.
Система муниципальной службы отличная от службы государственной, впервые получила свое правое регулирование и развитие во второй половине XIX века.
В начале 1990-х годов с провозглашением демократизации и децентрализации государственного управления возобновились потребности в организации местного самоуправления и муниципальной службы как самостоятельного вида публичной службы. Понятие «муниципальная служба» и «муниципальный служащий» вошли в оборот вместе с развитием современного российского законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права.
Знание истории и опора на историю необходимы для дальнейшей работы. Они позволяют увидеть развитие исследуемого явления. Ведь то, что сегодня обозначается понятием «государственная служба» или «муниципальная служба», возникла в определенное время, укрепилось, прошло определенный путь развития и совершенствования. В прошлом ничего нельзя изменить, но на его основе можно меньше допускать ошибок сегодня и завтра.