Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.
Это служба по реализации особо установленных полномочий. Здесь госслужащие исполняют должностные обязанности в органах специальной компетенции, регулирующих, как правило, однородную деятельность (по соответствующим предметам ведения). К специализированным видам госслужбы, согласно действующему законодательству и сложившейся системе государственных органов, относятся:
Органы этой службы призваны заниматься правоохранительной деятельностью путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законами и при соблюдении законодательно установленных правил и процедур. Сюда относятся:
Правоохранительная и военная государственная служба очень близки и имеют общую специфику. Это отражено в действующем законодательстве о соответствующих госорганах. Сотрудники этих органов проходят военную службу, на них распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в Вооруженных Силах, а на работников, не имеющих воинских званий, - общие положения федерального законодательства о труде.
Но, следует отметить, в отличии от военной службы в Вооруженных Силах, диапазон правоохранительных видов службы более широк.
Это подвиг военной госслужбы, который делится по видам и родам войск, подчинённых Министерству обороны и другим силовым ведомствам.
Она включает в себя:
Подробная структура государственной службы рассматривается в Приложении 2.
Вопрос о видах государственной службы приобретает значение именно по причине многообразия государственно-служебной деятельности, что связанно с проблемой модернизации и повышения эффективности госслужбы в процессе её совершенствования.
В соответствии с тем, как выстраиваются
объем структура, отражающие отрасли и сферы управления,
а так же в зависимости от содержания и
характера исполнения госслужащими своих
обязанностей
троводится правовое оформление государственной
службы.
2.3. Правовое регулирование государственной службы.
Правовое начало государственной службы составляют юридические нормы, принципы, установления, которые регламентируют порядок её формирования и функционирования. Кроме того, государственная служба всегда связана с властью, что определяет специфику её правовой организации. Демократическую сущность государственной службы определяют принципы, установленные Федеральным законом:16
Конституционно-правовые основы государственной службы
РФ
образует система законодательных и иных
нормативно-правовых актов
конституционного, административного,
трудового и социального законодательств.
Федеративный характер российского государства разделил основания правового регулирования госслужбы на два уровня:
Итак, Конституция РФ является основой для правовой базы правового регулирования государственной службы, которая представлена как цельное нерасчленённое явление. Далее по иерархической лестнице законодательства о госслужбе идёт Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации". Он содержит основы всех иных законодательных актов по этой проблематике, регулирует весь комплекс наиболее существенных вопросов государственной службы:
Указы Президента РФ, постановления Правительства и иные нормативно-правовые акты регулируют деятельность государственной службы в более конкретных, узких, специфических сферах.
Существует ряд недостатков в правовом регулировании
государственной службы:
- Громоздкость правового регулирования. (Так в Федеральном законе от 31.07.1995 г. "О государственной службе" содержится 42 отсылки к федеральным законам, 20 отсылок к законам субъектов РФ и 17 отсылок к административным актам. Большей части правовых актов, к которым содержаться отсылки, реально не существует. Поэтому нормы закона в какой-то степени остаются нереализованными).17
Юристы отмечают, что в результате
правотворческой практики
последних лет в законодательстве о государственной
службе накопилось
значительное количество противоречий,
нестыковок и пробелов.
Недостатком является использование большого
количества подзаконных
правовых актов: инструкций, указаний,
разъяснений. Вместе с тем ещё не
решены такие задачи правового регулирования:
Очевидно, что эти вопросы заслуживают рассмотрения и регулирования. Отчасти решение сводится к созданию непротиворечивой и национальной модели правового регулирования государственной службы.
2.4. Общая оценка современного
состояния госслужбы,
тенденции развития.
Современную российскую государственную службу лишь условно можно рассматривать в отрыве от аппарата Российской империи и Советского Союза, так как в ряде аспектов очень велика степень преемственности.
В целом наша административная система не стала работать лучше. Сохранив почти все свои прежние недостатки, она приобрела новые. Наиболее характерный из них - снижение уровня профессионализма. Это вызвано тем, что наиболее квалифицированные и способные государственные служащие покинули госслужбу, переместившись в коммерческие структуры. Кроме того, в условиях свободы и демократии, повышения самостоятельности госаппарата возрос размах коррупции, ставшей почти нормой поведения.
Проблемы нравственной сформированности, воспитания чувства гражданского долга, моральной ответственности, надежности государственных служащих представляются сверх актуальными и особенно в настоящее время.
С другой стороны, надо отметить и позитивные перемены, вернее возникновения правовых предпосылок для них. Впервые на законодательном уровне закреплена возможность проведения квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных должностей, зафиксированы некоторые ограничения привилегий, связанных со статусом государственного служащего. Таким образом, задан юридический импульс для современной госслужбы. Но все же можно утверждать, что в нынешнем состоянии наш аппарат не отвечает современным и перспективным потребностям общества т государства, является скорее тормозом, нежели мотором преобразований.
Если проблемы подготовки в области профессиональных знаний и имений соответственно новейшим требованиям решаются, то избавиться от низкого уровня личностно-нравственной сферы, безволия, безответственности возможно лишь с помощью целого комплекса : социальных, организационно-правовых, финансово-экономических мер, которые должны приниматься на общегосударственном уровне.
В настоящее время, когда идёт становление новой российской государственности, процесс реформирования государственной службы ещё не завершён. Продолжается поиск оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, этических начал в профессии государственного служащего. Очевидно, что в результате должна сложиться такая модель системы государственной службы, которая будет отвечать нормативно-ценностным установкам, соотноситься с реалиями жизни. опираться на методы научного анализа.
При этом очень важно, чтобы весь процесс моделирования государственной службы был подчинён установке на создание условий, когда престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, на благо общества и в интересах человека. Ведь от того, кем принимаются управленческие решения, каким образом они проводятся на практике и воплощаются в жизнь, зависит состояние государства и его граждан, общества в целом и каждого человека.
ГЛАВА 3. ССПВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ .
3.1. Основные черты организации муниципальной службы.
Как уже отмечалось раннее, практическое
использование многих
функций местного самоуправления возлагается
на формируемый в настоящее
время институт муниципальной службы.
Являясь, с одной стороны
институтом гражданского общества, а с
другой - институтом власти, она
представляет собой социально организованный
механизм претворения
полномочий и компетенции местного самоуправления
в процессе
осуществления муниципального управления.
Такая двойственность
позволяет обеспечивать потребности местных
органов в эффективном
управлении социально-экономическими
процессами и служить "каналом
обратной связи" между обществом и структурами
власти.
Общие принципы организации муниципальной
службы установлены
Федеральным законом.19 В соответствии с ним она основана
на принципах: