Контрольная работа по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.

Файлы: 1 файл

глава 1 готова.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

      1. Государственная служба как социально-правовой институт.

Государственная служба как институциональное понятие отличается многогранным и сложным содержанием, выражает важное общественное явление. Характеристики государственной службы как одного из институтов, обладающих специфическим содержанием, определяется:

    • Свойствами общества;
    • Традициями;
    • политическим развитием общества;
    • Государственным устройством.

Кроме того, институционализация государственной службы отражает существующие в обществе экономические, политические, духовные отношения.

В социальном плане государственная служба представляет собой институт взаимодействия общества и государства, госаппарата и общественных структур, госслужащего и гражданина. В этом смысле система государственной службы обеспечивает выполнение функций регулятора поведения людей в различных социальных отношениях.

«Государственная служба Российской Федерации как социально-правовой институт органично включает в себя единство двух групп элементов:

      1. Системы правовых, организационных и процессуальных институтов (форм, методов, принципов), которые определяют порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти. Это правовая составная.
      2. Совокупность людей, специально подготовленных и занятых в государственном аппарате. Это социальная составная.

Первая группа элементов отвечает на вопрос что и как должно делаться по осуществлению компетенции государственных органов, вторая - кто это делает».8

Ещё раз следует отметить, что сущность государственной службы имеет социальную обусловленность, так как преследует общественно полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам. Решая многие общественные государственные задачи, государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая служит обществу.

Имея тесную связь с реализацией власти, технологией и механизмом управления, государственная служба нацелена на выполнение функций:

    • Социальная организация;
    • Планирование;
    • Прогнозирование;
    • Разработка и исполнение решений;
    • Социальная коммуникация;
    • Координация;
    • Контроль;
    • Информирование.

На современном этапе функционирования государственной службы всё более преобладающей, по мнению многих авторов, становится тенденция выполнения государственных социальных услуг – образовательных, воспитательных, правовой защиты, безопасности.

Если исходить из сущности государственной службы как административной деятельности, то ещё можно выделить такие функции:

    •   Информационно-аналитическая;
    •   Организационно-техническая;
    •   Экспертная;
    •   Финансово-хозяйственная;
    •   Правовая;
    •   Кадровая.

Характеризуя государственную службу как социально-правовой институт, следует ещё рассматривать смысл понятия и «исполнения государственной должности», вокруг которого и ради которого возникает государственная служба. Профессия государственного служащего «есть род трудовой общественно необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями».9 Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий профессионально занят государственным управлением. Он нанят обществом на службу для выполнения управленческих задач, а поэтому в профессиональном плане он в какой-то мере представляет собой социального менеджера – управленца. Как отмечает А.Л. Гапоненко «под менеджментом в государственной службе понимается:

    • Процесс управления в рамках учреждений государственной службы;
    • Наука об управлении;
    • Непосредственно персонал государственной службы, обладающий определенным набором навыков».10

Выполняя управленческие задачи, государственные служащие осуществляют следующие функции: планирование, организацию, координацию, контроль. Но реализация каждой функции обладает соответствующей спецификой:

    • Планирование и прогноз исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счёте – народом на основе демократического выбора;
    • Организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается административно-бюрократический стиль управления;
    • Мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, возможность дальнейшей карьеры);
    • Контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью  средств массовой информации.

Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается ёмкими терминами «администрация» и «бюрократия». Они обозначают тяготение управления в государственной службе к автократической модели управления, где основными характеристиками являются:

    • Следование инструкциям;
    • Разделение на тех, кто даёт инструкции, и тех, кто их выполняет;
    • Концентрация власти и политической воли;
    • Ограничение свободы;
    • Административный контроль.

Другую точку зрения высказывает Г.В. Атаманчук. Он считает что, исполнение государственных должностей всё-таки отличается от функционирования менеджмента по ряду параметров:

    1. Исполнение государственных должностей – это конкретное осуществление общественных отношений, которые закрепила власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов. Каждая должность имеет своё предназначение (содержание, формы и методы реализации). «Она потому и именуется должность, что заключает в себе долг государства и его власти перед людьми».11
    2. Лицо, исполняющее государственную должность, является носителем идеологии общенациональных интересов.
    3. Исполнение государственной должности требует высокой профессиональной подготовки, эвристических поисков, применение обширной информации. Это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и времени.
    4. Исполнение государственной должности происходит в установленном правовом режиме, в рамках и с соблюдением определённых материальных и процессуальных правовых норм.

Государственная служба обеспечивает реализацию полномочий государственных органов и должностных лиц, наделённых государственной властью. Как постоянно действующий институт, не зависящий от срока полномочий избираемых органов власти, она сориентирована на сохранение преемственности осуществления управленческих функций. Здесь соотношение таких понятий, как власть, политика, право, государственное управление, которые являются основными категориями профессиональной деятельности госслужащих, в решающей мере определяет характер их взаимодействия с участниками социального процесса.

Государственные служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами – общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами. Представление о сфере государственного управления как профессии госслужащих и критерии профессионального отбора выстраиваются под влиянием:

    • Общественно-государственных ценностей;
    • Преобладающих политических ориентиров.

Основная часть требований к деятельности государственных служащих формируется в соответствии с политической культурой, управленческими способностями и нравственно-волевыми предпочтениями.

Таким образом, государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент структуры государства. Она выполняет связующую роль между государством и обществом. Главный критерий в выделении её сущности заключён, пожалуй, в её основном назначении – профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества.

Создание государственной службы в качестве социально-правового института, по мнению многих исследований, есть один из способов институализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием надёжного экономического и социального развития.

2.2.Виды государственной  службы.

Государственная служба имеет многоцелевой функционально - деятельностный характер, обеспечивая исполнение всего объёма полномочий структур государственного аппарата. Выполнение госслужбой многочисленных и разнообразных задач и функций является основой её структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной деятельности. Эта деятельность обеспечивает реализацию государственно-управленческих задач и функций, присущих органам власти. Государственные органы власти по современному российскому законодательству являются единственной организационной формой осуществления государственной службы.

Основу для разделения госслужбы на виды создаёт разделение государственных органов по предмету их ведения: по объёму и структуре реализуемых полномочий и компетенции по отраслям и сферам деятельности.

Итак, государственная служба Российской Федерации имеет "многоплановую структуру, определяемую условиями:

        1. конституционно-федеративным устройством государства;
      1. функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов".12

В соответствии с первым условием структура госслужбы включает два равноправных по предметам совместного ведения горизонтально-видовых уровня:

        1. Федеральная госслужба (находится в ведении Российской Федерации).
      1.   Госслужба субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации разграничена компетенция РФ,  
совместная компетенция РФ и субъектов РФ, компетенция субъектов РФ  
(следовательно и органов госслужбы).13

В соответствии со вторым условием образуется вертикально-видовой  
уровень структуры госслужбы РФ. Организуемая по сферам и отраслям  
государственной власти и управления госслужба может быть подразделена  
на гражданскую и военную. Военную службу отличает от гражданской ряд  
особенностей:

      1. Особые условия труда, сопряжённые с постоянным риском.
      2. Служебные обязанности включают в себя защиту жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и материальных ценностей.
      3. Наличие особых дисциплинарных уставов.
      4. Особые условия поступления на службу и порядок её прохождения, наличие званий.
      5. Ношение форменной одежды, знаков различия и другой внешней атрибутики.
      6. Умение обращаться с оружием и спецсредствами.

Специфическая обособленность деятельности предполагает  
основания, по которым могут быть выделены подвиды государственной  
службы. Им характерны особые функции внутриотраслевого своеобразия и  
компетенции, реализация которых осуществляется отдельными органами в  
законодательно установленном порядке.

По принципу разделения власти (в зависимости от вида госвласти)  
различают:

 



 


 

 

 

 

 

Вне этих органов государственной власти выделяется госслужба в органах прокуратуры. В. А. Козбаненко подчёркивает, что "её принадлежность к той или иной ветви власти представляется проблематичной. Механическое же включение статей о прокуратуре в главу "Судебная власть" Конституции РФ произошло скорее по юридическо-техническим причинам, а потому не имеет концептуально-правового обоснования".14

По различию компетенции и предметов ведения различают:

      1. Общеадминистративная государственная служба.

Это служба в органах госвласти общей компетенции, содержание деятельности которых не отличаются однородной функционально-профессиональной спецификой. Сюда относятся:

Информация о работе Контрольная работа по политологии