Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственная служба как институциональное понятие отличается многогранным и сложным содержанием, выражает важное общественное явление. Характеристики государственной службы как одного из институтов, обладающих специфическим содержанием, определяется:
Кроме того, институционализация государственной службы отражает существующие в обществе экономические, политические, духовные отношения.
В социальном плане государственная служба представляет собой институт взаимодействия общества и государства, госаппарата и общественных структур, госслужащего и гражданина. В этом смысле система государственной службы обеспечивает выполнение функций регулятора поведения людей в различных социальных отношениях.
«Государственная служба Российской Федерации как социально-правовой институт органично включает в себя единство двух групп элементов:
Первая группа элементов отвечает на вопрос что и как должно делаться по осуществлению компетенции государственных органов, вторая - кто это делает».8
Ещё раз следует отметить, что сущность государственной службы имеет социальную обусловленность, так как преследует общественно полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам. Решая многие общественные государственные задачи, государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая служит обществу.
Имея тесную связь с реализацией власти, технологией и механизмом управления, государственная служба нацелена на выполнение функций:
На современном этапе функционирования государственной службы всё более преобладающей, по мнению многих авторов, становится тенденция выполнения государственных социальных услуг – образовательных, воспитательных, правовой защиты, безопасности.
Если исходить из сущности государственной службы как административной деятельности, то ещё можно выделить такие функции:
Характеризуя государственную службу как социально-правовой институт, следует ещё рассматривать смысл понятия и «исполнения государственной должности», вокруг которого и ради которого возникает государственная служба. Профессия государственного служащего «есть род трудовой общественно необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями».9 Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий профессионально занят государственным управлением. Он нанят обществом на службу для выполнения управленческих задач, а поэтому в профессиональном плане он в какой-то мере представляет собой социального менеджера – управленца. Как отмечает А.Л. Гапоненко «под менеджментом в государственной службе понимается:
Выполняя управленческие задачи, государственные служащие осуществляют следующие функции: планирование, организацию, координацию, контроль. Но реализация каждой функции обладает соответствующей спецификой:
Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается ёмкими терминами «администрация» и «бюрократия». Они обозначают тяготение управления в государственной службе к автократической модели управления, где основными характеристиками являются:
Другую точку зрения высказывает Г.В. Атаманчук. Он считает что, исполнение государственных должностей всё-таки отличается от функционирования менеджмента по ряду параметров:
Государственная служба обеспечивает реализацию полномочий государственных органов и должностных лиц, наделённых государственной властью. Как постоянно действующий институт, не зависящий от срока полномочий избираемых органов власти, она сориентирована на сохранение преемственности осуществления управленческих функций. Здесь соотношение таких понятий, как власть, политика, право, государственное управление, которые являются основными категориями профессиональной деятельности госслужащих, в решающей мере определяет характер их взаимодействия с участниками социального процесса.
Государственные служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами – общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами. Представление о сфере государственного управления как профессии госслужащих и критерии профессионального отбора выстраиваются под влиянием:
Основная часть требований к деятельности государственных служащих формируется в соответствии с политической культурой, управленческими способностями и нравственно-волевыми предпочтениями.
Таким образом, государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент структуры государства. Она выполняет связующую роль между государством и обществом. Главный критерий в выделении её сущности заключён, пожалуй, в её основном назначении – профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества.
Создание государственной службы в качестве социально-правового института, по мнению многих исследований, есть один из способов институализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием надёжного экономического и социального развития.
2.2.Виды государственной службы.
Государственная служба имеет многоцелевой функционально - деятельностный характер, обеспечивая исполнение всего объёма полномочий структур государственного аппарата. Выполнение госслужбой многочисленных и разнообразных задач и функций является основой её структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной деятельности. Эта деятельность обеспечивает реализацию государственно-управленческих задач и функций, присущих органам власти. Государственные органы власти по современному российскому законодательству являются единственной организационной формой осуществления государственной службы.
Основу для разделения госслужбы на виды создаёт разделение государственных органов по предмету их ведения: по объёму и структуре реализуемых полномочий и компетенции по отраслям и сферам деятельности.
Итак, государственная служба Российской Федерации имеет "многоплановую структуру, определяемую условиями:
В соответствии с первым условием структура госслужбы включает два равноправных по предметам совместного ведения горизонтально-видовых уровня:
Конституцией Российской Федерации разграничена
компетенция РФ,
совместная компетенция РФ и субъектов
РФ, компетенция субъектов РФ
(следовательно и органов госслужбы).13
В соответствии со вторым условием
образуется вертикально-видовой
уровень структуры госслужбы РФ. Организуемая
по сферам и отраслям
государственной власти и управления
госслужба может быть подразделена
на гражданскую
и военную. Военную
службу отличает от гражданской ряд
особенностей:
Специфическая обособленность деятельности
предполагает
основания, по которым могут быть выделены
подвиды государственной
службы. Им характерны особые функции
внутриотраслевого своеобразия и
компетенции, реализация которых осуществляется
отдельными органами в
законодательно установленном порядке.
По принципу разделения
власти (в зависимости от вида госвласти)
различают:
Вне этих органов государственной власти выделяется госслужба в органах прокуратуры. В. А. Козбаненко подчёркивает, что "её принадлежность к той или иной ветви власти представляется проблематичной. Механическое же включение статей о прокуратуре в главу "Судебная власть" Конституции РФ произошло скорее по юридическо-техническим причинам, а потому не имеет концептуально-правового обоснования".14
По различию компетенции и предметов ведения различают:
Это служба в органах госвласти общей компетенции, содержание деятельности которых не отличаются однородной функционально-профессиональной спецификой. Сюда относятся: