Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления. Государство как политическая организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. А проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством реализации задач и функций государства на практике, обеспечивает функционирование его структур, которые в свою очередь создают условия для нормальной жизнедеятельности общества.
Муниципальная служба выполняет связующую
роль между
государством и местным сообществом. Основная
её задача состоит в профессиональном
выполнении функций государственной власти:
Кроме того, муниципальная служба имеет свои особенности в территориальном и структурно-организационном масштабе. Так территориальный масштаб не ограничивается административным делением местности. Муниципальное образование может создаваться "в пределах городского, сельского поселений или иной населённой территории, где осуществляется местное самоуправление, имеются его выборные органы. Муниципальная собственность и местный бюджет".21 Поэтому структурно-организационный масштаб муниципальной службы - органы местного самоуправления. Надо отметить, что по своему объёму и численному составу муниципальная служба значительно превосходит все другие виды служб, в том числе и государственную. В полной мере это произойдёт после того, как она будет сформирована во всех субъектах РФ и в её состав войдут учреждения, работники которых приобретут статус муниципальных служащих.
3.2. Муниципальные служащие, их правовой статус.
Муниципальная служба определяется российским законом как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий муниципальных должностей, не являющихся выборными.
"Муниципальной признаётся должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, а также должность в органах местного самоуправления с установленным кругом обязанностей, прав и ответственности по исполнению и обеспечению полномочий данного органа. Такая должность включается в штатное расписание должностей муниципальной службы, утверждаемое главой муниципального образования в соответствии со структурой управления, закрепляемой в уставе муниципального образования".22
Муниципальными служащими могут являться граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определённом уставом муниципального образования в соответствии с законами РФ и её субъектов обязанности муниципальной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счёт местного бюджета. Следует отметить, что лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов муниципальной службы, не являются муниципальными служащими.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08.01.1998 года.
Законами субъектов РФ устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы с учётом квалификационных требований. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам экзаменов или аттестаций и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки.
Регулирование правового статуса муниципальных служащих относится к специальным нормативно-правовым актам. Так, правовые нормы о статусе муниципальных служащих установлены федеральным законодательством, в законах субъектов РФ о муниципальной службе. На этой законодательной основе каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором закрепляются условия и порядок организации муниципальной службы. Помимо норм, определяющих правовое положение муниципального служащего, его статус содержит полномочия должностного лица в системе местного самоуправления. В более общем виде они определяются федеральными законами, а детально конкретизируются уставами муниципалитетов.
Важным элементом правового статуса муниципального служащего являются ограничения, которые связаны с муниципальной службой. В целом "для них предусмотрены те же ограничения, что и для государственных служащих:
Очевидно, что данные ограничения необходимы
для того, чтобы
избежать желания в создании личной заинтересованности
при принятии того
или иного решения. В качестве дополнительной
контрольной меры законом
предусмотрено, что муниципальные служащие
должны представлять в
органы налоговой службы сведения о полученных
доходах и об имуществе,
принадлежащем им на праве собственности.
Назначение на должность муниципальной
службы может состояться
различными способами:
Итак, местное население является
основным потребителем услуг
муниципальной службы. Поэтому оценка
качеств и результативности,
выполняемых ей управленческих функций
остаётся за местным обществом, которое
может влиять на организационную, кадровую
политику муниципальной службы, выражая
своё мнение путём принятия решений на
местном референдуме, отказывая в доверии
тем или иным должностных лицам. Общим
критерием эффективности работы муниципальных
служащий может быть степень реального
достижения поставленных целей при исполнении
должностных обязанностей.
3.3. Правовое регулирование муниципальной службы.
Основы муниципальной службы регулируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с федеральным законодательством организация и функционирование муниципальной службы регламентируется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. К ведению субъектов РФ относится законодательное обеспечение муниципальной службы на соответствующей территории. Субъекты РФ вправе издавать законы о муниципальной службе в пределах своей компетенции, разрабатывать подробные нормы порядка её прохождения в данном регионе, определять общий статус муниципальных служащих и требования к муниципальным должностям. Вопросы о правовом положении муниципальных служащих могут содержаться также в уставах соответствующих муниципальных образований.
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих, как указывалось ранее, установлены в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом традиционная модель
государственного управления испытывает
сейчас кризис «падения доверия граждан
к ней", а особенно к её
«человеческой составляющей» - чиновничеству.
В связи с этим понизился социальный престиж
государственной службы.
В ответ на изменение общественных
ожиданий, обращённых к аппарату
управления, происходит переосмысление
концептуальных основ организации
государственной службы. Так, получили
популярность идеи отказа от
традиционной иерархической структуры
взаимодействия в пользу
горизонтальных отношений партнёрства,
кооперации, обмена в сфере
государственной и муниципальной службы.
Такое взаимодействие органов государственной
и муниципальной службы происходит по
вопросам, представляющим взаимный интерес
или
имеющим значение для населения отдельных
муниципальных образований.
Можно выделить следующие направления сотрудничества:
Очевидно, что указанные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов власти должны обеспечивать развитие территории как единого социально-экономического комплекса.
Основными формами взаимоотношений государственных луниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций.
Договорная форма взаимоотношений является основой и применяется и всех случаях, когда условия взаимодействия требуют детального определения прав, обязанностей и ответственности договаривающихся сторон, а так же если они связаны с расходованием финансовых средств, обуславливающих обязательное утверждение договора законодательным органом государственной власти и представительным органом местного самоуправления.
Соглашения заключаются между главами государственных и муниципальных органов исполнительной власти по вопросам, касающимся компетенции органов исполнительной власти и не требующим дополнительных финансовых ресурсов помимо запланированных бюджетных и внебюджетных ассигнований финансового года на проводимые мероприятия.
Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров и соглашений органы государственной власти и органы местного самоуправления создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер. Рабочие органы готовят проекты правовых актов и проверяют условия, обязательные для включения в договоры и соглашения, вырабатывают согласительные процедуры решения вопросов, готовят предложения по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти по вопросам, имеющим взаимный интерес.
Механизмы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти включают элементы:
Таким образом, взаимодействие органов
государственной власти и
местного самоуправления - важнейшая многоплановая
проблема,
затрагивающая все стороны жизнедеятельности
общества: политическую,
социальную, экономическую, финансовую.
Достижение баланса во
взаимоотношениях между органами различных
властно-управленческих
уровней требует от всех участников данного
процесса сложных и
комплексных решений на основе взаимного
согласия и понимания роли и
ответственности каждой из властных составляющих
государственного и
муниципального управления.