Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

Институциональный метод ориентирует  на изучение институтов, с помощью  которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Антропологический метод во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности  политики не социальными факторами, а природой человека как кадрового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и др.).

Психологический метод сходен с  антропологическим методом в  требовании исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека как представителя рода, а конкретного индивида, что предполагает учет его родовых качеств, социального положения и особенностей индивидуального развития. Этот метод реагирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Его специфическим развитием выступает  социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также на исследование психологических характеристик групп, классов, малых групп, толпы и т. п.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида жизни, овеществленной деятельности, как циклического процесса, его определенные стадии (этапы).

Критическо-диалектический метод  ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как  источника ее движения, социально-политических изменений.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных  способов реализации одних и тех  же политических функций и т. д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Субстанциональный (онтологический) метод требует выявления и  исследования той первоосновы, которая составляет специфическую, качественную определенность политики.

Исторический метод издавна  используется в политологии и  других общественных науках. Он требует  изучения политических явлений в  их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Использование всех названных и  некоторых других методов первой (в нашей классификации) группы позволяет  дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал  познавательных средств политологии  не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Третью группу познавательных средств  политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной  информации о политических фактах. К ним относятся: использование  статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и другие.

Тема 2.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ПЛАН

1.Многообразие определений  политики: основные трактовки.

2. Составные части,  элементы и уровни существования  политики.

3.Функции политики.

4.Взаимоотношения политики  с другими сферами общественной жизни.

Многообразие определений  политики: основные трактовки

Политика - одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира.

Разнообразные научные определения  политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме  и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим  базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Стратификационные (социальные) определения  политики трактуют политику как соперничество  определенных общественных групп: классов  и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В истории политической мысли, в  том числе и среди современных  теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.

Они считают политику, государство  производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование  естественного права в форме  моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

Нормативные трактовки политики имеют  как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический  идеал, в соответствии с которым  должна строиться политика. Такой  идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.

Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.

Самая распространенная из них - это  трактовка политики как действий, направленных на власть, ее обретение, удержание и использование.

Институциональные определения политики характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается  и материализуется власть, и, прежде всего, через важнейший институт - государство.

Антропологические определения пытаются отразить более глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения политика - форма общения людей, способ коллективного существования человека.

Конфликтно-консенсусные определения  политики. Конфликтные дефиниции  политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Группа научно-сконструированных трактовок политики: деятельностные, телеологические и системные определения.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют  политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических  трактовках политики, рассматривающих  ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной  системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном  взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно  определить политику как деятельность социальных групп и индивидов  в осознании и представлении  своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Составные части, элементы и уровни существования политики

В научной литературе выделяются различные  аспекты и составные части  политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная  структура, институты (в том числе  и система правовых и организационных  норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в  ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах  и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный  характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных  социальных групп, организаций и  индивидов.

В политике можно выделить основные элементы:

1) политическое сознание, включающее  внутренний мир, менталитет, ценностные  ориентации и установки индивидов,  а также политические взгляды  и теории;

2) нормативные идеи: программы и  избирательные платформы политических  партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы  за нее;

4) отношения властвования - господства  и подчинения, а также политической  борьбы и сотрудничества.

Составными частями политики являются: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы , обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политические лидеры, элиты, группировки и т. д.

Помимо составных частей и элементов  в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как  и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии