Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Антропологический метод во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как кадрового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и др.).
Психологический метод сходен с антропологическим методом в требовании исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека как представителя рода, а конкретного индивида, что предполагает учет его родовых качеств, социального положения и особенностей индивидуального развития. Этот метод реагирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Его специфическим развитием
Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида жизни, овеществленной деятельности, как циклического процесса, его определенные стадии (этапы).
Критическо-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее движения, социально-политических изменений.
Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Субстанциональный (онтологический) метод требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую, качественную определенность политики.
Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
Использование всех названных и некоторых других методов первой (в нашей классификации) группы позволяет дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним относятся: использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и другие.
Тема 2.
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ПЛАН
1.Многообразие определений политики: основные трактовки.
2. Составные части,
элементы и уровни
3.Функции политики.
4.Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
Многообразие определений политики: основные трактовки
Политика - одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира.
Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.
Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).
В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.
Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.
Этические определения политики ярко
проявляются в концепциях, признающих
догосударственное
Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.
Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.
Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть, ее обретение, удержание и использование.
Институциональные определения политики характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего, через важнейший институт - государство.
Антропологические определения пытаются отразить более глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения политика - форма общения людей, способ коллективного существования человека.
Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
Группа научно-сконструированны
Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
Она применяется также в
С системной точки зрения политика
является относительно самостоятельной
системой, сложным социальным организмом,
целостностью, отграниченной от окружающей
среды - остальных областей общества
- и находящейся с ней в
Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.
Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Составные части, элементы и уровни существования политики
В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).
Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.
Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
В политике можно выделить основные элементы:
1) политическое сознание, включающее
внутренний мир, менталитет, ценностные
ориентации и установки
2) нормативные идеи: программы и
избирательные платформы
3) институты власти и борьбы за нее;
4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
Составными частями политики являются: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы , обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политические лидеры, элиты, группировки и т. д.
Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.
Первый, собственно политический, макроуровень характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.
Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д.