Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Другая линия взаимоотношения политики и морали заключалась в их разграничении и обосновании приоритетности той или другой. Ярким представителем данного направления следует признать Н. Макиавелли. В своих сочинениях он стремился обосновать необходимость создания сильной государственной власти, используя для этого любые средства и пренебрегая общепринятыми моральными нормами. Н. Макиавелли исходил из принципа, что цель определяет выбор средств, и нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели. Государь, по его мнению, может прибегать к таким средствам, как обман, коварство, вероломство. Высшей ценностью у него выступают интересы государства, ради достижения которых нравственно оправданы все средства. Использование зла политиком неизбежно, принципы добра не приводят к искомому результату, поскольку он действует среди других людей, придерживающихся других норм морали. Тем самым Н. Макиавелли изгоняет этику из политической деятельности, которая только мешает политическому деятелю исполнять свой долг.
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой - с другой.
Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы - род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощи обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а, следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.
Когда же с усложнением общества
и ослаблением традиционных форм
социального контроля ритуально-нравственные
формы регулирования поведения
людей оказались
Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.
Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем в ходе которых могут возникать конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.
Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения - это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюби каждого своего ближнего как самого себя.
В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.
Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутый результат, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.
Мораль всегда индивидуальна, ее субъект
и ответчик - отдельный человек, делающий
свой нравственный выбор. Политика же
носит групповой, коллективный характер.
В ней индивид выступает как
часть или представитель
Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль, осуждая насилие, опирается главным образом лишь на «санкции» совести. Собственная совесть, особенно если она не развита, может простить человеку даже преступления. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх.
Тема 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
ПЛАН:
1. Понятие, структура и функции гражданского общества.
2. Основные этапы развития
и характерные черты
3. Взаимоотношения государства и гражданского общества.
4. Гражданское общество в современной России.
1. Понятие, структура и функции гражданского общества.
В современной политологии
Гражданское общество - это наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей. Элементами гражданского общества являются: семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные и прочие союзы, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.
Все эти общности, союзы, ассоциации и т.д. созданы, как отражение многообразных интересов человека и для удовлетворения этих интересов.
Гражданское общество - это совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных.
Иными словами, гражданское общество - это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.
Таким образом, гражданское общество имеет следующие признаки:
экономическая свобода и частная собственность, социальная стабильность и гарантии, обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность, конкуренция и плюрализм, свобода информации и общественного мнения, толерантность и открытость, легитимность власти, наличие правового государства.
Гражданское общество представляет собой
многоуровневую систему невластных
связей и имеет сложную структуру.
Эти связи и структура
Первичные, или базисные, потребности людей, обеспечивающие их жизнедеятельность, удовлетворяются посредством межличностных взаимодействий в сфере производственных отношений через такие общественные институты, как производственные, потребительские, профессиональные и другие неполитические объединения.
Потребности в продолжение рода и воспитании детей, в охране здоровья, духовные потребности удовлетворяются в процессе социокультурных отношений. Они охватывают семейно-родственные, этнические, религиозные, этические и другие взаимодействия. Осуществляются они через такие институты, как семья, образовательные, научные, медицинские, религиозные организации, творческие союзы, спортивные общества и т. д.
Потребности индивидуумов и групп в политической деятельности реализуются через межличностные и межгрупповые отношения в рамках политических партий, движений, групп интересов и т. д.
Понятие "гражданское общество" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. При таком подходе гражданское общество существует во всех государствах, включая авторитарные и тоталитарные, поскольку ни одна власть не может ликвидировать или полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности людей и их активность.
В узком смысле - это общество на
определенном этапе своего развития,
когда оно выступает социально-
В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные отношения подчиненности, а горизонтальные отношения солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.
Социальной основой
В настоящее время в США более
70% граждан состоят в таких
объединениях и организациях, более
50% активно участвуют в
Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство. Гражданское общество - правовое общество. Личная жизнь человека свободна от любого политического (властного) вмешательства, его права защищены законом и имеют приоритет по отношению к правам государства. Защита прав человека во всех сферах общественной и личной жизни присуща всем структурам гражданского общества.
Духовной, культурно-нравственной основой гражданского общества выступают культурные, этические идеалы и ценности. Они служат гуманизму, формированию личности гражданина нового типа - свободного, деятельного, следующего принятым обществом социальным нормам.
Таким образом, структура гражданского общества включает экономические, хозяйственные, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль. К ней также относятся не опосредованные государством политические отношения между индивидуумами, группами интересов, партиями, движениями и другими общественными институтами.
Обязательными условиями существования гражданского общества являются наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Формирование гражданского общества является необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни. Перейти к демократии, раскрепостить личность, обеспечить ей возможность свободно и активно действовать в качестве субъекта общественных отношений невозможно без зрелого гражданского общества.
Гражданское общество - объективная реальность. Это - совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности граждан, призванных обеспечивать удовлетворение своих потребностей и интересов. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества?
2. Основные этапы развития и характерные черты современного гражданского общества
Понятие "гражданское общество"
появилось в отечественной