Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1917г. в истории России был
судьбоносным с точки зрения
демократических преобразований
С завершением гражданской войны и иностранной интервенции были сняты многие ограничения гражданских свобод, вызванные экстремальными условиями того времени. Были заложены основы советского права, укрепилась законность, стали функционировать законодательные, исполнительные и судебные органы.
Новая экономическая политика (нэп), проводимая по инициативе В.И. Ульянова-Ленина, заложила основы гражданского общества. Свидетельством тому было становление многоукладной экономики, в том числе сочетание на известных условиях и в определенных пределах государственного и частного капитализма. В результате в стране начали развиваться рыночные отношения. Возникли также самодеятельные общественные организации, выражавшие интересы трудящихся (профсоюзы, потребкооперация и т. п.).
Вместе с тем утверждалось незыблемое право большевистской партии на руководство государством, что входило в противоречие с понятием гражданского общества, которое в первую очередь предполагает право на функционирование равных перед законом политических партий. Соответственно основные задачи социалистического строительства решались недемократическим, насильственным путем.
Распад СССР и саморазложение советского
социума создали возможность
становления современного гражданского
общества. Этот процесс становления
имеет свои особенности и трудности,
которые связаны как с
Как и в прошлом, общественные преобразования осуществлялись "сверху". Поэтому они осуществлялись, прежде всего, в интересах самой власти, которая, сменив прежнюю идеологию на новую демократическую риторику, осталась, как и прежде, далека от народа. Приватизация государственной собственности для формирования рыночной экономики и необходимого для нее класса собственников была проведена в интересах власти и привела к резкой социально-экономической дифференциации общества, когда бывшая партийно-хозяйственная номенклатура оказалась владельцем основных производительных сил общества. Тем самым изначально создавались неравные условия для предпринимательской деятельности, и воспроизводилась монополизация наиболее прибыльных сфер экономики. Тем не менее, переход к рынку дает возможность для проявления экономической активности российских граждан в сфере предпринимательства. С трудом, но все же формируется новый класс предпринимателей. Усложняется социально-классовая структура, формируются новые интересы и потребности, требующие реализации и защиты.
Экономический, политический и идеологический плюрализм создал возможности для объединения граждан в различные общественные и политические организации. Их многообразие и активность во всех сферах общества свидетельствуют об определенном прогрессе в становлении гражданского общества. Страна уже имеет многопартийную систему. Правда, большинство партий еще является квазипартиями, но, тем не менее, успехи в партийном строительстве налицо
Из основных направлений становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1.Формирование новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности;
2.Возникновение различных
3.Создание экономических,
4.Формирование и развитие
По мере развития гражданского общества в России будут возрастать требования общества к политической власти. Общество будет иметь больше возможности влиять на демократическую направленность российской политики. В конечном счете, от способности россиян построить гражданское общество зависит будущее демократии.
Современные экономические реформы в РФ призваны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы гражданской независимости личности. Приватизация позволяет частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.
Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Россия согласно Конституции является демократическим правовым государством. В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.
Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Каждый вправе иметь имущество на правах частной собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, независимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая и политическая стабильность.
В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция решать противоречивые социальные явления в рамках переговорного процесса и согласования, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые и иные социальные отношения. Этот процесс длителен. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества.
Два вывода:
- гражданское общество в нашей стране делает хотя и первые, но существенные шаги;
- становление гражданского
Тема 4. Политическая власть.
ПЛАН:
1. Власть в обществе.
2. Особенности политической власти.
3. Легитимность политической власти.
4. Дифференциация политической власти.
1. Власть в обществе.
Власть возникла вместе с человеческим обществом и является его необходимым атрибутом. Власть существует только в человеческом обществе. Власть – это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.
Субъект власти – это активное начало, это тот, кто осуществляет воздействие на других (государство, партия, лидер, организация, индивид, социальная общность). Субъект должен обладать особыми качествами: желанием властвовать, компетентностью, авторитетом и т.п.
Объект власти – тот, на кого направлено волевое воздействие субъекта (социальная группа, народ, класс, индивид). Главное качество объекта – готовность к подчинению, что характерно для большинства людей.
Основания (источники) власти. Другими словами, это фундамент, на который власть опирается. В качестве основания власти могут выступать закон, богатство, сила, престиж, харизма, тайна, интерес, авторитет.
Ресурсы власти – это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Выделяют три группы ресурсов: принудительные, утилитарные, нормативные. Принуждение, убеждение, поощрение, насилие, традиции, страх, мифы, право – все это ресурсы власти.
Назначение власти. Для чего она нужна?
1) Упорядочение, регулирование общественных отношений (совместное производство, развитие других сфер).
2) Интеграция многообразных,
3) Придание взаимодействию людей целесообразности и разумности.
4) Обеспечение интересов
5) Создание общих для всех правил поведения («правил игры»).
2. Особенности политической власти.
Политическая власть обладает всеми признаками властного взаимодействия. Ее отличие от других видов властных отношений состоит в масштабах, или в степени включенности людей во властное взаимодействие. Это свойство называется публичностью власти (от лат. «пабликус» – общественный). Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам. В данном случае под политикой понимается курс, цели, задачи, средства. Политическая власть - одна из разновидностей власти в обществе. Она появляется вместе с политикой (как сферы, как деятельности). Это власть социальной общности (социальной группы, партии, класса и т.д.). Она связана с неравенством (ассиметрией) в обществе по отношению к социальным ценностям.
Власть, где субъектом властных отношений становятся госорганы и учреждения, а объектом является все население страны, называют государственной властью. Государственная власть – разновидность политической власти. Всякая государственная власть имеет политический характер. Но не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть всегда решает «общие дела» и обладает особыми признаками.
3. Легитимность политической власти.
Стабильность и устойчивость всей системы политической власти зависят от того, как члены общества относятся к этой системе. Если население страны принимает, поддерживает порядок, то отношения власти обретают легитимный характер. Легитимность (от лат. «легитимус» - законный) – признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. Общественное признание, правомочность. Это не правовая категория. Правовой категорией является легальность власти – соответствие действующим законам. Указанные категории не синонимы. Власть может быть легальной, но не легитимной, и наоборот.
Легитимность власти – не застывшая категория, а результат эволюции общества. М.Вебер (1864-1920) назвал следующие основные типы легитимности, основываясь на особенностях социального поведения человека.
1) Традиционная, основанная на традициях, обычаях, культуре. Она характерна для доиндустриальных обществ.
2) Харизматическая, основанная на безграничной вере лидеру и готовности следовать за ним. Часто в условиях модернизации.
3) Легальная (рациональная), основывается
на праве. Она характерна для
обществ, начиная с
В феномене легитимности всегда присутствует элемент иррационализма (алогичное, противоречащее разуму).
Легитимация – политика государства по созданию и укреплению легитимности власти. Использует различные средства. Самый главный путь – свободные выборы на многопартийной основе.
4. Дифференциация политической власти.
Политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. Субъект власти все более усложняется и внутренне дифференцируется. Особенно это заметно в конце 20 - начале 21 века. Но задолго до этого появились философские доктрины, в которых нашел отражение процесс дифференциации власти. Наиболее известная теория «разделения властей» (17 век, английская политическая теория, Локк; во Франции Монтескье, 18 век). Принцип разделения властей определил распределение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Разделение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций, осуществляемая независимыми друг от друга органами. Принцип разделения властей отражен в конституционных актах Французской революции 18 в., использован в конституции США1787г., в России – в Конституции1993г.
Традиционно выделяют три ветви власти.
1) Законодательную.
Отражает волю населения,
2) Исполнительную.
Осуществляет руководство,
3) Судебную. Контролирует исполнение законности.
Идея разделения властей проста и понятна. Для чего она нужна?
1) Каждая ветвь власти выполняет строго определенные функции с наибольшей эффективностью.
2) Ветви контролируют, сдерживают
друг друга, не допуская