Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)

Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ  РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА  И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Тема 6. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В ГОЛЛАНДИИ И АНГЛИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Тема 7. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ  ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В США ПЕРИОД ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Тема 9. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В РОССИИ В КОНЦЕ ХVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Тема 10. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И  ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XIX -НАЧ. XX ВВ.)

Тема 11. СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

 

 

 

 

 

 

Тема 1

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И  ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Объектом исследования истории  политических и правовых учений выступает  теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

За время многовековой истории  государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями  концепции и формы их изложения  столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального  творчества. Поэтому при изучении курса важно уметь отделить главное от второстепенного, обратить внимание на основу политико-правовой доктрины, ее структуру, связь с конкретной исторической обстановкой, с мировоззрением эпохи, с интересами той или иной социальной группы, а также на соотношение с предшествующими и современными ей политико-правовыми учениями, показать ее роль в развитии политической и правовой идеологии. Особое внимание следует уделить оценке идей связанных с обоснованием или критикой общечеловеческих ценностей.

Следовательно, в центре внимания слушателей при изучении политико-правовых доктрин должны быть такие проблемы, которые и составляют предмет  истории политических и правовых учений:

1. Когда и в какой стране  возникла /развивалась/ данная политико-правовая доктрина? Каковы ее главные представители?

2. Какова связь этой доктрины  с конкретной исторической обстановкой,  с интересами социальных групп,  с противоречиями эпохи?

3. Каково теоретическое обоснование,  доктрины, ее связи с господствующим  тогда иди влиятельным мировоззрением? Какие идеи лежат в основе обоснования доктрины?

4. Как решаются вопросы о происхождении,  сущности, задачах формах государства,  о содержании, основных принципах  и источниках права? Каково  теоретическое содержание доктрины  и что нового по отношению к предшествующим теориям государства и права она содержит?

5. Какие программные положения  /политико-правовой идеал/ содержатся  в данной доктрине? Интересам  какой социальной группы соответствует  этот идеал /программа/?

6. Содержится ли в данной доктрине обоснование /или критика/ общечеловеческих ценностей и идеалов? Каких именно и какова их современная оценка?

7. Каковы исторические судьбы  политико-правовой теории -оказала  ли она влияние на политико-правовую  практику или дальнейшее развитие политической и правовой мысли?

8. Какова оценка этой доктрины?

При изучении курса необходимо учитывать  конкретные исторические условия, в  которых происходило развитие данных доктрин, а также государственно-правовое развитие государств, их социально-экономическое, политические и духовные факторы, оказывающие влияние на это развитие.

В самом общем виде предметом  такой самостоятельной научной  дисциплины как история политических и правовых учений являются политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе, историческом развитии и в связи с современностью. В рамках данной науки реализуются и освещаются компоненты специфического предмета - истории возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики. В этом смысле История политических и правовых учений напоминает теорию государства и права, прослеженную с момента зарождения того или иного понятия до настоящего времени.

Исходя из содержания и особенностей данной науки, можно сделать вывод  о том, что История политических и правовых учений является Общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в интерпретации различных ученых,

Юридической наукой, рассматривающей  идеи о государственной и правовой стороне общественной жизни, Исторической наукой, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах, Общетеоретической наукой, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Как и любая наука, История политических и правовых учений выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое  и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Функции Истории политических и  правовых учений:

* познавательная функция выражается  в познании и объяснении различных  политико-правовых доктрин, учений  на всех исторических этапах развития государства в Западной Европе и России;

* эвристическая функция заключается  в том, что История политических  и правовых учений, опираясь на  полученные знания и изучая  развитие учений и доктрин  в новых исторических условиях, открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;

* прогностическая функция выражена  тем, что История политических  и правовых учений определяя  устойчивые тенденции в развитии  изучаемых ею явлений, позволяет  выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;

* воспитательная функция Истории  политических и правовых учений  обусловлена тем, что, изучая  важнейшие историко-политические  взгляды на всех исторических  этапах развития общества, она вызывает уважение к историческим традициям своего народа, воспитывает чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Кроме того, у обучаемых в процессе изучения дисциплины вырабатывается правовое сознание и формируется правовое мышление.

Как и любая наука, История политических и правовых учений имеет свою методологию - применение совокупности определенных теоретических принципов, методов и специальных способов исследования генезиса идей о государстве и праве нашей страны и зарубежных стран, выявления специфических закономерностей возникновения и развития государственно-правовых идей и взглядов.

Ключевую роль в изучении того или  иного предмета любой науки играет ее методология. Для истории политических и правовых учений очень важным является использование диалектико-исторического метода, принципа историзма. Необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений, учет субъективного намерения мыслителя и достигаемого им объективного результата. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода, однако недопустима гипертрофия классового взгляда на историю политических и правовых учений.

С учетом взаимосвязи исторического  и логического и теоретического изучения истории политических и  правовых учений должно осуществляться на основе сочетания хронологического способа изложения, проблемно-категориального и системно-содержательного.

Научный метод познания политических и правовых идей и учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач. Недостаточно выявить, чьи интересы отражает та или иная теория. Надо знать, что она дала или не дала по сравнению с предшествовавшими.

ИСТОРИЗМ призван вскрыть поступательный процесс познания государства и  права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения. Следует заметить, что историзм - лучшее средство против модернизации. Нельзя приписывать мыслителям то, чего они не говорили. Равным образом противоречит принципу историзма догматическое использование политических и правовых идей, высказанных в одной конкретно-исторической обстановке к совершенно иной, отличающейся от нее принципиально.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ означает истинное отражение  государственно-правовой действительности и взглядов на данные вопросы в  научном знании, воспроизведение  ее такой, какая она существует реально.

ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать  противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому  учению, его происхождению, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития и т.д., и при этом позволяет создать наиболее оптимальную систему знаний, в которой содержится объективные данные по предмету исследования.

Этой цели служат методы исследования, то есть научные средства, приемы познания, конкретно-исторических государственно-правовых явлений или в более широком плане, исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки.

Методом историко-правовой науки является метод материалистической диалектики , который, исходя из философских положений  о соотношении экономического базиса и надстроечных явлений, требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.

Руководствуясь законами материалистической диалектики, существует реальная возможность познать историю политических и правовых учений во всей ее сложности и многообразии, исследовать формы правления и роль государства и права в жизни народов России и других зарубежных стран. Кроме этого общефилософского метода История политических и правовых имеет и свои специальные научные методы.

Исторический метод связан с  освещением различных этапов развития учений о государстве и праве  в их хронологической последовательности (т.е. во времени), в конкретных формах исторического проявления. Этот метод дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс во всем многообразии присущих ему явлений, с учетом его неповторимости и индивидуальных особенностей.

Но, чтобы вскрыть историю изучаемого предмета, выделить главные этапы его развития и основные исторические связи, необходимо теоретическое понятие об этом предмете, его сущности. Задачи воспроизводства в теоретической форме сущности, основного содержания исторического процесса или отдельного государственно-правового явления достигается применением логического метода.

При этом исходным пунктом исследования становится рассмотрение предмета в  его наиболее развернутом виде. Так, логический метод отражает систему  взглядов на государство и право  в самых их существенных связях и одновременно дает возможность соединить в себе два необходимых элемента исследования: изучение структуры данного объекта с пониманием его истории, в их неразрывном единстве.

Для изучения возникновения развития и смены политико-правовых учений о типах и формах государства, системы государственных органов и правовых институтов в определенном историческом периоде Истории политических и правовых учений (как и теория государства и права) использует логические приемы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и другие.

АНАЛИЗ позволяет выявить структуру  государства и права, фиксирует  их составные, элементы, устанавливает  характер взаимосвязи между ними.

СИНТЕЗ обобщает данные, полученные в результате анализа различных  свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития. Таким образом, синтезирую аналитические знания отдельных элементов государства и права, обучаемый получает обобщенное представление об изучаемой государственно-правовой надстройке в целом.

Остальные логические приемы позволяют, определив частные свойства или  признаки изучаемого явления, определить его общее состояние или наоборот, зная объект исследования в целом, конкретизировать его особенности. При этом допускается выдвижение научной гипотезы, а также применение аналогии.

Познание закономерностей, свойств  и тенденций развития государства  и права каждой отдельной страны, нескольких государств или системы  права немыслимо без применения метода сравнительного государство и - правоведения, т.е. без сравнения, сопоставления фактов и явлений, выявления сходных признаков и установления различий. Это сравнение следует проводить не только во времени (от периода к периоду), но и в пространстве, сравнивая политико-правовые надстройки различных стран.

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"