Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

В следствие этого можно отметить, что историко-правовой науке свойственен  и сравнительный метод исследования.

В отдельных случаях применяется  статистический метод исследования, но, как правило, он используется при  изучении истории развития общества в целом.

Многолетняя практика преподавания курса  истории политических и правовых учений автором - составителем, опыт других ВУЗов убеждают: для того, чтобы  достичь необходимый полноты  и глубины в усвоении учебного материала целесообразно придерживаться следующих правил:

I/ изучение взглядов того или  иного мыслителя на государство  и право надо начинать с  определения социально-политических  особенностей исторической эпохи,  в обстановке которой они были  выдвинуты и развиты; 

2/ нужно ознакомиться с общефилософскими взглядами мыслителя /в том объеме, в каком они представлены в учебнике/ и, главное, понять их значение для построения им своей политической и правовой концепции;

З/ необходимо уяснить представления  и аргументацию мыслителя по таким важнейшим для юриста вопросам, как происхождение и сущность государства, организации и назначения власти, принципы права и т.п. /в зависимости от круга проблем, поднятых непосредственно самим мыслителем/;

4/ следует выявить и осознать, интересы каких социальных групп объективно находят свое отражение в определенной политико-юридической доктрине /прямо или косвенно/;

5/ изучить, что нового в теоретическом,  научном отношении дал тот  или иной мыслитель, чем реально  обогатил он сокровищницу политических  и правовых знаний, какова связь его идей с предшествующими и последующими этапами развития политической и правовой мысли.

Совокупность указанных и др. методов и приемов исследования составляют методологию истории  политических и правовых учений как  науки.

Овладев методологией предмета и методикой применения основных приемов и способов для исследования проблемы, преподаватель обязан профессионально овладеть педагогической методикой передачи полученных знаний по истории политических и правовых учений.

 

 

 

Тема 2

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

ВВЕДЕНИЕ

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые  выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости необходимости соблюдения установленных правил, власти как средство их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль каждой древней  цивилизации своеобразна. На Востоке  особо крупный вклад в развитие представлений о государстве  и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль-рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства -общее благо, царь - отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие -либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился "античный способ производства" с его значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял собой полную противоположность восточным деспотиям. Греция сохранила раздробленность. Формой политической организации служит полис (государство - город) . Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии. Формы правления отличались разнообразием и быстро менялись. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету теоретической мысли и побуждала к поискам совершенной государственной системы. Сама постановка такой задачи была бы неприемлемой для мыслителей Востока, исходивших из незыблемости раз и навсегда установленного порядка вещей, которые нарушаются только из-за несоблюдения людьми божественных предначертаний.

Политическая мысль Греции быстро прошла путь от мифа к теории. Греки  систематизировали и анализировали  многообразие политических форм, изучили  условия, благоприятствующие становлению  различных политических систем, закономерности их смены. Они верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике.

Одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей ограниченного целого - общества, государства.

1. Политические и правовые учения  Древнего Востока. 

Формирование политико-правовой мысли  как в Древнем Востоке, так  и на Древнем Западе связано с возникновением государственности.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов  восходит к мифологическим истокам  и оперирует мифологическими  представлениями о мечте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения не успели отдифферинцироваться в относительно самостоятельную область человеческих знаний и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Земные порядки, согласно мифологическим представлениям - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей - словом, всего того, что им позволено и что им запрещено.

Божественный первоисточник существующих социальных и политико-правовых порядков -основная идея и тема древних мифов, но в мифах различно решается и  освещается вопрос о способе и  характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные версии этой связи, по существу, обусловлены своеобразием того строя и тех порядков, мировоззренческое оправдание которых дается в мифе (Китай, Египет, Иудея).

Особенности политико-правовой мысли  древнего Востока:

* На содержание политической  идеологии Др. Востока сказались  прежде всего традиционализм  общинной жизни. Именно традиционализм  определил то, что в общественном  создании сохранились пережитки  мифов. 

* Основой политико-правовой мысли  выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

* На формирование политико-правовой  мысли Древнего Востока большое  влияние оказывала мораль, поэтому  многие концепции представляют  собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина).

Вывод: Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.

Из государств Древнего Востока  будет рассматриваться история  политико-правовой мысли Индии и  Китая, так как Египет и Месопотамия  погибли, и их политические учения дальнейшего  развития не получили.

Политико-правовая мысль Древней Индии

Развитие Древнеиндийского государства  прошло продолжительное время. Харабская  цивилизация погибла в Древней  Индии, в середине II тысячелетия  до нашей эры, когда пришли древние  арии (арийские племена). Наука не знает  откуда они пришли. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в до н.э.) получила название ведийской, по имени древнейших письменных памятников (Веды). Санскритское слово "веды " - означает "знание, "ведение". В них говорится о создании богами из Пуруши (мирового тела и духа) четырех варн (сословий): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (лица физического труда, слуги). Господствующее положение занимали брахманы и кшатрии, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Религиозно-философская система, воплощенная в ведах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма, по имени верховного бога Брахмы.

Первыми источниками политической мысли в Индии явились священные тексты веды (древние ритуальные книги ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения, таких сборников четыре. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и общественного строя.

Одним из краеугольных положений религии  брахманизма было положение о  перевоплощении душ в живой природе, согласно которому душа человека после  смерти будет блуждать по телам людей  низкого происхождения, животных и  растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписание дхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т.п. Дхарма - прежде всего обязанность. Понятие прав личности остается неразработанным. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она - органическая часть целого - пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы.

К ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно  - кастового строя. В гимне Пуруше из "Ригведы" описано как четыре варны были созданы богом из частей своего тела. "Его (Пуруши) рот стал брахманом, его руки стали раджанья (синоним кшатриев, от раджа - правитель, а это удел воинов, кшатриев), его бедра стали вайшья, а из ног родился шудра". Это положение стало традиционным для древнеиндийских источников. Оно символизирует наследственность и иерархию варн, их деление на высшие и низшие как частей тела у бога Пуруши, из которых варны созданы. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость.

Первые три варны считались  дважды рожденными (т.е. в определенное время они получали посвящение в свою касту), а шудры единожды рожденными. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство и обучение религии; Кшатриям полагалось заниматься военным делом; Вайши должны были обрабатывать землю, пасти скот, торговать; Шудры должны были служить первым трем варнам, хотя оставаясь лично свободными.

Однако среди "дваждырожденных" не было равенства. Господствующими  были две первые варны - брахманы и  кшатрии. В "Ригведе" говорится  о духовной и светской или царской власти (брахме и кшатре). С особой настойчивостью превозносились брахманы.

В ведах выдвигались два решения  проблемы происхождения кшатры (светской и царской власти) создание правителя  богами (или учреждение его власти по воле богов) и избрание правителя людьми (по воле богов).

Избирая правителя, подданые не связывают  его определенными условиями, они  не вправе расторгнуть договор, если правитель действует не в соответствии со своим назначением. Мысль о  долге правителя перед подданными проводится постоянно. Но основа этого долга-дхарма правителя, а не договор. Господствует патриархальная концепция власти: правитель, царь-отец подданных, он должен о них заботится, но ответственность несет не перед ними, а перед богом.

История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала это была счастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все по собственной воле. Но идилию нарушили проснувшиеся в людях эгоистические стремления. Вторая стадия догосударственного общества - анархия, внутренняя борьба, каждый думает только о себе, и сильные торжествуют над слабыми. Именно наступление анархии делает необходимым установление политической власти. Ее цель была двоякой: защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.

Примерно ко II веку до н.э. относится письменное оформление политико - правового памятника Законов Ману, а точнее "Наставления Ману в дхарме". Сборник приписывается мифическому прародителю людей Ману. Почти два тысячилетия "Законы Ману" просуществовали как действующий свод правил. Он содержит все сведения о дхарме, т.е. о долге людей разных варн, и относится к жанру дхармасутр или дхармашастр (т.е. законоведческой литературы). По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Др. Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые сведения и отсылает его к ведам. Там есть рассуждения об этапах жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искупления вины и покаяния, о дхарме царей, о суде и о том, что мы относим к уголовному и гражданскому праву.

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"